Первое впечатление. Механизмы ЭЦ Виктора Становско
эмоциональную реплику по первому, в основном, интуитивному впечатлению
Почта у меня сегодня что-то странно как-то капризничает, да и сам я
вообще-то слаб во владении компьютером. Облизываюсь на вашу компьютерную
графику в анимации. Новую порцию Ваших материалов ещё не вынул, да и
файлы предыдущие почему-то открываются не каждый раз, да и сама почта
сегодня не всегда открывается.
Несколько раз успел просмотреть Ваши картинки и присланные статьи,
однако не вчитываясь в них внимательно.
Впечатляет красивая эволюция по упрощению механизма циклоидной передачи.
Картинки в анимации очень эффектны, и обещания перспектив применения
этого захватывают. Однако я, старый скептик, смотрю на красивые идеи с
осторожностью. После эйфории и фантазий авторов и энтузиастов возникает
встречная волна критики тех, кто ищет только недостатки. Так удобно тем,
кто не может или не хочет действовать по реализации того, на что у него
меньше полномочий, чем ему хотелось бы иметь. При критике чрезмерных
обещаний легко вместе с пеной выплеснуть и ребёнка.
Итак, мои эмоции. Очень красивый механизм! И на параллельных осях, и на
перпендикулярных. Но обещаний, на мой взгляд слишком много.
Мне почему-то не кажется, что единственный зуб ведущего звена в такой
его геометрии действительно обеспечит большое передаточное число в одной
ступени. Профиль таких зубьев довольно пологий, и на колесе этих зубьев
разместится не так уж много. В редукторе Новикова ведущее звено в
минимуме тоже может иметь лишь один зуб, но лишь теоретически.
Угол зацепления таких зубьев довольно велик в сравнении с типичными
углами зацепления для эвольвентных зубьев, которые в целях упрочнения на
излом тоже можно было бы увеличивать, но это бывает оправдано лишь в
особых случаях. В идеально правильной геометрии ваших зубьев, то есть
при плавно скрученных зубьях начальное их касание имеется хоть и по всей
длине зуба, но толку от этого мало. На всей этой волнистой линии их
касания имеется одна лишь точка с самым благоприятным углом зацепления,
тоже не маленьким, порядка 45 градусов, а по всей остальной линии
начального касания угол зацепления куда хуже, чем в типичных
эвольвентных зацеплениях. Крутящий момент передаётся в основном лишь
точкой, а не всей линией касания зубьев. Это чем-то хуже чем в
зацеплении Новикова, потому что паразитические части всей линии касания
зубьев создают тяжёлую нагрузку на оси, такую, какую создавали бы
эвольвентные зубья очень пологого профиля, - куда как прочные на излом.
Довольно привлекательные поверхности деталей предложенного механизма
нетехнологичны для обработки резцами. Но почему бы не ориентироваться на
перспективу, почему бы не выполнять эти детали так, как изготовляют
лопатки для авиационных турбин, - очень точным литьём! Пока это дорого.
Главное для успеха в реализации такого нового направления техники - как,
в общем-то, и всегда, - необходимо очень хорошо поискать первые, самые
убедительные примеры полезного применения именно таких механизмов, где
они явно лучше любых прочих. Неудачи с обещаниями могут навредить
судьбоносно.
Мне лично очень симпатичны ваши механизмы, показанные так эффектно. Но
что касается сразу их широкого применения в тяжёлой технике, то в такое
мне с трудом верится, а хотелось бы, чтобы вам по месту было виднее, чем
мне, ваша правота веры в быстрый успех. Пока я это вижу приблизительно
так, - лишь интуитивно.
Ваш И.О.
Свидетельство о публикации №209061700129