Об универсальности детских механизмов поведения в
Уже докучное соседство,
Поскольку это молодежь
Или впадающие в детство.
И. Губерман. Гарики-2
Итак, когда и зачем взрослые интернет-юзеры «впадают в детство»? И почему это тесно связано с их активностью в блогах? Хотя ранее мы говорили о подобных психологических феноменах сетевой активности, как о «детских болезнях», но упоминали лишь о крайней степени их проявлений. Внесем ясность: наш анализ касается не столько психопатологии блогосферы, как отметил ivangogh. Мы вовсе не имеем намерений представлять блогосферу, как виртуальный «безумный мир», как приют блогохроников, блогадельню и прочие интернет-варианты блогоугодных и странноприимных заведений. Да, связь между блогоактивностью и душевными расстройствами существует, в том числе причинно-следственная – но сравнительно редко (как будет подробно рассмотрено далее).
Проявления же «детскости» встречаются в блогах гораздо чаще, буквально на каждом шагу, чуть ли не в каждом посте и комменте, в поведении большинства юзеров. Это, конечно же, не «болезнь», которая по определению есть отклонение от нормы – определяемой статистически, как то, что свойственно большинству обычных людей. Напротив, поскольку в той или иной степени поддобные явления свойственны подавляющему большинству пользователей («чуть менее, чем всем»), то это и есть норма поведения в блогосфере.
Конечно, закономерно возникает вопрос: насколько описанные закономерности поведения специфичны для данной коммуникативной среды? В формулировке И. Джадана igor_dzhadan он звучит следующим образом: «Неясно, на каком основании (эмпирическом, герменевтическом) осуществляется автором редукция блогоактивности к детскости, по сути дела к формам детских психологических автоматизмов. Неясны границы применимости такой редукции… Почему бы в таком случае, например, не ограничиваться блогами, а сказать прямо: взрослые - это вообще большие дети?»
Действительно, дело именно так и обстоит: с психотерапевтической точки зрения, взрослые – это большие дети. Причем практически на протяжении всей своей жизни, от первых до последних минут затяжного прыжка из материнской утробы в окончательное земное пристанище (У Ф. Раневская). Это не личное мнение автора, а один из постулатов современной практической психологии и психотерапии, имеющий и эмпирические, и герменевтические основания. Можно сказать, сравнимый по значимости с основным вопросом философии, ответ на который в версии материалистов и вообще реалистов известен как «бытие определяет сознание». К этой чеканной формуле психология добавляет «психоисторическое» уточнение: в личной истории человека его детское бытие во многом определяет последующее взрослое сознание. Ибо в многоэтажном здании человеческой психики, выстраиваемом в течение жизни, самый ранний опыт лежит в основании всей постройки, представляя собой ее фундамент и нижние этажи (ground zero). И каждое очередное восхождение к вершинам духа и высотам интеллекта, то бишь подъем на верхние этажи этого здания, пешком или на лифте, начинается с нижних этажей - базовых механизмов восприятия, мышления и эмоционального реагирования.
Вот почему для любого зрелого человека неизбежна некоторая остаточная «детскость», проявляющаяся в большей или в меньшей мере:
А) В зависимости от стабильных личностных характеристик человека (характеристик – в смысле, конкретных психологических черт, связанных с характером). При этом, чем более он интеллектуален и креативен – тем больше в нем внутренней детскости.
Б) В зависимости от переменных условий среды, в которой человек находится, сообразно требованиям ситуации.
Соответственно, различаются личностная и ситуативная «детскость», причем последняя может играть полезную роль психологической защиты, гибкого приспособления к быстро меняющейся ситуации. Это применимо и к блогосфере, к тем специфическим средовым условиям, которые она создает, и которые закономерно приводят к пробуждению у пользователей регрессионного состояния.
Оказывается, что подобные «детские» психические состояния блоггеров могут быть полезны для эффективной реализации ряда функций блогов:
1) «детская» непосредственность общения – для коммуникативной функции;
2) сензитивность, легкость усвоения и жадность «впитывания» информации – для информационной функции;
3) регрессионная эмоциональная раскрепощенность – рекреативной функции (отдых, развлечение, проведение досуга).
Свидетельство о публикации №209061700469
1. зачем Вы это пишете.
2. зачем Вы это публикуете.
3. зачем я это читаю.
Н.Мяу - антипсихолог и вообще.
Наглый Мяу 17.06.2009 11:48 Заявить о нарушении
формулировка ответов на вопр. 1 и 2 зависят от 3...
Марк Сандомирский 17.06.2009 20:09 Заявить о нарушении