Имперские тайны Петербурга

 Есть в Питере места странные и непонятные, хотя город и молодой, и стоит на болоте, а значит, тайн подземных быть не должно – не Томск с его непонятными подземельями и даже не Керчь с катакомбами.
 Работал я несколько лет назад в конце улицы Марата, в домике, где когда-то располагались конюшни Лейб-гвардии Егерского полка. Квартировал он здесь рядом со знаменитым Семеновским полком.
Сейчас на месте этого здания построен Океанариум, а тогда я частенько возвращался с работы через Пионерскую площадь, ту самую, на которой стоит здание ТЮЗа. И каждую весну на оттаявших газонах появлялись какие-то странные провалы, забитые старым красным кирпичом. Со временем я стал замечать, что расположены они не случайным образом, а лежат на одной линии, пересекающей бывший семеновский плац по диагонали. А когда я понял, что по крайней мере в одной из ям под разрушенным кирпичным сводом (?) темнеет пустота, я решил узнать, что же было на этом месте, что за остатки фундаментов может скрывать это место. А теперь – внимание!

 Слобода, называвшаяся Семенцы, занимала пространство, между нынешними Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Обуховским (ныне Московским) проспектом в Санкт-Петербурге. От будущего Загородного проспекта прорубили просеки, ставшие позже проездами, а затем улицами. Вдоль них появились деревянные казармы и дома для офицеров. Около ста лет проезды именовались линиями с номерами по номерам рот (с 1 по 5 и 7, так как проезд в расположении 6-ой роты: нынешняя Бронницкая улица,- называлась по полковому госпиталю — Госпитальной улицей).
В 1798 – 1800 годах по Загородному проспекту и прилегающим улицам были построены каменные казармы (архитекторы Ф.И. Волков, Ф.И. Демерцов). Казармы неоднократно перестраивались на протяжении XIX-начала XX веков, но некоторые корпуса, хотя и в изменённом виде, существуют и в наши дни (например, офицерский дом, расположенный по адресу Загородный пр., 54). По общему плану, разработанному Ф.И. Волковым и Ф.И. Демерцовым, все военные здания образовывали компактное каре вокруг плац-парада.
Плац Семёновского полка занимал обширное пространство между современными Загородным проспектом, Звенигородской и Бронницкой улицами и Обводным каналом. В отечественной истории Семёновский плац известен не только, как место для учений Семёновского и квартировавших по-соседству лейб-гвардии Егерского и Московского полков, но и как место казни петрашевцев 22 декабря 1849. 3 (15) апреля 1881 года на плацу повесили народовольцев – участников покушения на императора Александра II.

 В 1880-е годы плац Семёновского полка перешёл к Обществу рысистого коннозаводства и до 1940 года там размещался ипподром. С 1884 года здесь проводились соревнования велосипедистов, а в 1893 году прошёл первый в Петербурге футбольный матч. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего Семёновского плаца располагалась зенитная артиллерия. После войны в 1962 году на площади было открыто здание Театра Юного Зрителя. С сентября 1962 года пространство между улицей Марата и Загородным проспектом называется Пионерская площадь.

 Как мы видим, НИКАКИХ КАПИТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕК НА СЕМЕНОВСКОМ ПЛАЦУ НИКОГДА НЕ БЫЛО! Значит, и кирпичных фундаментов быть не может. Тем более, что по стандартам того времени типовые казармы часто строились на легком ленточном фундаменте без подвала, как, например, Егерские конюшни, несмотря на их двухэтажность (второй этаж – для служивых, сена и фуража, которые могли спускаться вниз по мере надобности с минимальными усилиями).
Тогда что же за провалы видели сотни людей, гуляющих на газонах площади? Все ямы находились на одной прямой, проходящей через угол ТЮЗа и угол Звенигородской улицы и Загородного проспекта. Одним из концов этого отрезка можно считать окрестности казарм, а куда шел второй? И что это было? Напрашивается предположение о коллекторе, взятой в трубу речке или… подземном ходе. Но коллектор, по логике вещей, должен выходить на Обводный канал, например, по кратчайшему пути, а не по касательной, да и запаха из провалов не было. Речка? Но почему о ней ничего не известно? Ведь работа это немалая, и в Питере известны даже все старые каналы, взятые в трубы.

 Подземный ход? Но куда? Или откуда? И когда построен? 20-й и почти весь 19-й века можно смело исключить. Но вот эпоха дворцовых переворотов, неспокойное время…
Григорий Александрович Потемкин, фаворит Екатерины II, может быть? Неизвестно, куда ушли огромные деньги, выделенные на строительство Таврического дворца Потёмкина, в конечном итоге оказавшегося (снаружи, по крайней мере) достаточно скромным. Известно, что от дворца существовал подземный ход – ориентировочно, до Кирочной улицы (во всяком случае, об этом рассказывают гостям дворца). Предназначался он, по этим рассказам, для порфироносной любовницы Потёмкина. А может быть, и для бегства в случае переворота. Тогда логично было бы предположить, что светлейший князь и генерал-фельдмаршал мог искать убежище у верных ему гвардейских полков. Но копать выложенное кирпичом «метро» длиной в 4 км до казарм Семеновского полка (в то время, когда сами казармы были еще деревянными)  - абсурд. Тем более, что и направление провалов уходит севернее Таврического, и казармы Лейб-гвардии Преображенского полка располагались гораздо ближе к дворцу.

 Ближе к направлению – дворцы в районе Аничкова моста.
Иван Иванович Шувалов, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны? Богат, властен, мог опасаться за жизнь… Но Шуваловский дворец стал Шуваловским очень поздно, уже при его потомках, а первым его владельцем был граф Воронцов. Да и расположен он, хотя и близко к направлению провалов, но уже за Фонтанкой, а это значительно осложняло бы инженерную задачу.
Дворец Шереметевых стоит на Фонтанке издавна, когда та еще называлась Безымянным Ериком, но Шереметевым бежать было не от кого, как и княгине Белосельской-Белозерской из дворца на углу Фонтанки и Невского. (Первый дворец был построен на этом месте в конце 18 века архитекторами Тома де Томоном и Ф. И.  Демерцовым, а новый, уже в середине 19 века – А.Штакеншнейдером).

 Вот, пожалуй, и всё. Если не считать последней версии – что ход тянется далеко за Фонтанку, к Михайловскому замку, резиденции Павла I . Очень далеко – 2,3 км. Времени на его строительство было бы мало: замок строили в 1797-1801 гг. архитекторы В. Бренна и В. Баженов. И уже в 1801 г. Павел был убит в этом замке. Но кто, как не император, мог профинансировать такое строительство и удержать это в тайне? Кто увлекался тайнами, мистикой? Кто имел все основания опасаться за свою жизнь? И наконец, последнее – именно на Семеновском плацу стояли казармы одного из батальонов Егерского полка, который до этого был гатчинской утехой Павла, тем единственным полком, которому он доверял.

 Увлекательно? Но я так и не знаю, что пролегает под площадью у ТЮЗа. Может быть, все-таки обычный коллектор…

...
На снимке: черная линия - примерное направление провалов на б. Семеновском плацу.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.