Кислород для Волчка
Неделя просмотров конкурсных фильмов принесла свои результаты. Кулуарные лидеры не совсем совпали с теми, кого выбрало официальное жюри. Но, говорят, сильных противоречий, на удивление, на этот раз не возникло. Из 12 картин, контрастных и непохожих друг на друга, лидерами стали «Волчок» Василия Сигарева и «Кислород» Ивана Вырыпаева. «Волчок» получил гран-при «Кинотавра», режиссер стал обладателем приза имени Григория Горина «За лучший сценарий», сыгравшая главную роль в этом фильме Яна Троянова получила бронзовое солнце за «Лучшую женскую роль». «Кислород» был награжден «За лучшую режиссуру», мелодии к фильму и соответственно – их создатели (Андрей Самсонов, Айдар Гайнулин, Виталий Лапин, Олег Костров) удостоены приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку». Оба фильма получили «Белых слонов» гильдии киноведов и кинокритиков, которых вручил президент гильдии Виктор Матизен. Приз «За лучшую мужскую роль» достался актеру Борису Каморзину («Сказка про темноту» Николая Хомерики). Лучшим оператором был назван Дмитрий Яшонков (фильм Игоря Волошина «Я»). Спецпризом жюри был одарен фильм Алексея Мизгирева «Бубен, барабан». Кстати, многие киноманы пророчили, что лучшей актисой станет Наталья Негода, сыгравшая у Мизгирева. Другие предполагали, что эта награда достанется Светлане Крючковой («Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина»). Спорной, по мнению критиков, была кандидатура «Лучшего актера». Некоторые были уверены, что приз «За лучшую мужскую роль» отдадут Виктору Сухорукову, сыгравшему отца в фильме Ларисы Садиловой «Сынок». Но жюри распорядилось иначе.
О конкурсных фильмах можно говорить очень долго, восприятие искусства кино очень субъективно. Вот что сказала о них перед самым открытием фестиваля директор программ «Кинотавра» Ситора Алиева: «Мои коллеги по отборочной комиссии с декабря месяца получали заявки на участие, смотрели все присылаемые картины и обсуждали их. Всего прислали 62 фильма, мы выбрали 12, но это не значит, что остальные 50 – плохие. Просто так решилось в процессе нашей дискуссии… В первую очередь мы учитываем качество сделанной работы. Мы должны видеть в фильме режиссера, который понимает и чувствует природу кино, имеет свой индивидуальный взгляд на мир, на жизнь, на людей, ощущает дыхание времени и язык современности. Огромную роль играет изобразительная культура: режиссер должен понимать, что такое монтаж, движение камеры, цвет, свет, звук… И конечно, мы хотим видеть разные и ясные истории и сюжеты, которые действительно «кристаллизуют» реальность… Все последние годы мы старались. Чтобы в программе были картины разных стилей и жанров. В этом году мы не отступили от традиции. В конкурсе есть жанровое кино, так называемый арт-мейнстим и абсолютный артхаус. А доминирует у нас жанр психологической драмы, кино серьезное и глубокое. Герои этих фильмов – мужчины и женщины, старики и дети – испытывают дефицит любви и счастья, стремятся к ним, страдают, иногда обретают их. Впервые на «Кинотавре» в большом количестве представлены картины о родстве ближнего круга. В их центре – отношения двух братьев, отца и сына, дочери и матери, внука и бабушки, бывших супругов. Жанровых картин в чистом виде только три – комедия абсурда «Европа-Азия», романтический триллер «Непрощенные» и музыкальный манифест «Кистород», где все построено на взаимодействии актеров, музыки и текста. Хочу отметить, что десять режиссеров из конкурсной программы уже участвовали в фестивале, многие из них уже получали «кинотавровские» призы. В этом году у нас только два дебютанта, и о них хочется сказать отдельно. Василий Сигарев «Волчок» - достаточно известный в театральном мире драматург. Его пьесы ставили в Англии, там же он получил одну из своих первых наград. Второй дебютант – Клим Шипенко, автор «Непрощенных», учился в киношколе в США, получил там диплом режиссера и оператора, снял в Америке несколько короткометражек и вернулся в Россию».
По иронии судьбы, эти два фильма взволновали меня больше всего. «Волчок» Василия Сигарева казался странным, но заставлял глубоко и отрывисто дышать, сдерживать слезы и думать-думать-думать о том, почему мы боимся дарить людям свою любовь. Это очень минималистический, я бы сказала, фильм. В его основе – взаимоотношения маленькой девочки, ее алкоголички-матери и покорной бабушки. Впечатление очень острое, не хочется расплескать эмоции. «Непрощенные» Клима Шипенко во многом противоположны «Волчку»: в фильме много сюжетных линий, подолгу рассказываются истории отдельных героев, и ты до конца не понимаешь, а что, собственно, автор всем этим сказать-то хотел. Не скрою, не было сил досидеть до финала.
Многие отметили, что большинство конкурсных лент были «чернушными». Но это не совсем так. Через отрицательные эмоции некоторые режиссеры умудрились донести до души светлые чувства, поделиться своим теплом и надеждой. А это и есть талант.
И еще: времена сейчас для российского и мирового кинематографа настали несладкие - многие проекты зависли из-за отсутствия финансирования, новые фильмы мало кто планирует снимать. А что касается именно конкурсных лент, то здесь виден явный сдвиг в сторону индивидуальности автора и силы воздействия увиденного на зрителя. Во главу угла «прокатность» и прочие финансовые составляющие ставятся в меньшей степени, для этого есть блокбастеры. Но, с другой стороны, люди в стране тоже хотели бы знать, что нового снимают в России, чем дышат режиссеры и какая она – наша реальность.
Посмотрим, где и как «засветятся» конкурсные фильмы двадцатого «Кинотавра». Ведь порой «серые лошадки» превращаются в лидеров и любимцев зрителей.
Свидетельство о публикации №209061700858