Еще не купленная статья для издания о политике

   2 августа 1990 года иракские войска вошли в Кувейт. В попытке обеспечить поддержку контрвторжения, США встретились с сопротивлением. Большинство стран настаивало на применении против Ирака долгосрочных санкций. Их позиция изменилась только после того, как беженка и хирург из Кувейта поведали американской комиссии, что натворили иракские варвары: они разбили инкубаторы для новорожденных, выбросили младенцев на пол и оставили там умирать. Верх взяли сторонники силового варианта.

  Март 1992 года. Историю с инкубаторами оказалось выдуманной. За нее заплатил бежавший из Кувейта эмир. Беженку сыграла дочь кувейтского дипломата в США.
   Лишь небольшая часть из миллионов телезрителей и читателей газет, изначально подвергала сомнению достоверность этой истории. Абсурдной казалась сама мысль, что кто-то будет такое выдумать.

   Мы доверяем тем, от кого зависим, – это принципы нашей жизни. Каждый полагает, что лечащий врач знает свое дело. Что жилье спроектировано архитектором правильно и построено строителем прочно. Что летчик самолета, в котором он летит, – не употреблял наркотик часов 40. Если школьники будут всегда требовать ответ на вопрос: «Откуда Вы это знаете?», разве они смогут учиться? Если все время проверять достоверность получаемых от Учителя знаний, то ковыряние палкой-копалкой будут проходить только курсанты Высших Академий. 

   Школьник верит, что Учитель говорит ему правду. Телезритель верит, что сообщения в средствах массовой информации – хоть в общих чертах -соответствуют истине. И пусть интеллектуалы морщяться, видя легковерие черни, читающей   бульварную прессу. Элита сама склоняется перед авторитетами. Перед уважаемыми людьми, независимо от того, на чем зиждется их репутация: на подлинных заслугах или внешних атрибутах, титулах, званиях, статусах.  Принц или пэр производит впечатление даже на самого закоренелого социалиста и продавца.

   На место принца может быть педагог, профессор, прокурор, продюсер  или даже преступник или проститутка. И все эти слова-ярлыки, являются всего лишь штампами. Слова подобных авторитетов могут значит ровно столько же, как бред случайного прохожего на заданную тему. Но воспринимаются они на Веру.

   Почтение к авторитетам распространяется не только на людей, но еще в большей степени – на принципы и правила. Сегодняшний человек готов жертвовать своей семьей, своими детьми ради какой-нибудь религиозной или политической догмы, в которой он сам, как индивидуум ничего не понимает. 

   Ацтеки ежегодно веками приносили в жертву богу Солнца тысячи человек. Ибо иначе солнце перестало бы светить. Вся Европа верит, будто Отцу Небесному нужен Страшный Суд, что бы с удовольствием увидеть как будут мучаться в аду Его творения. В это верил Данте, Ньютон, Лейбниц. Верующий в божью благодать, в принцип «Не убий», тут же способен поверить в жестокую бессмыслицу – убийство во имя Бога.

   Ученые создали «Молот ведьм», благословленный Римским Папой Иннокентием VIII, в которой подробно описано лицо ведьмы: горбинка или нос крючком, иногда покрытое бородавками.  А дальше ведьмы сами сознавались в своих подлых делах. Рассказывали как летали в Вальпургиеву ночь на метле, как совокуплялись с Дьяволом и что его член покрыт, как у рыбы, чешуей, а его семя холодно как лед. Разумный человек не будет сомневаться после таких точных подробностей. Потом борьба против ведьм перестала озарять кострами площади крупных городов. Но не потому, что ее сторонники вымерли, а потому что появились другие враги. Те, кто «а на самом - то деле», которые «а правда то в том». Другие враги, другие жертвы мелкой человеческой подлости, прикрывающей себя нормами добропорядочности.  Особенно велика сила подобных внушений и слухов в экстремальной ситуации: на войне, в тюрьме, в концлагере.


Рецензии