О государст. задачах Церкви - Контр. духа. Ч. 2, 2

/Многочисленные примечания и сноски, имеющиеся в книге, на данном сайте не воспроизводятся/  ( Полный текст см. на сайте:  vozrozhdenie-rossii.narod.ru )



                Из Части Второй:

                II. ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ
                ПОСТСОВЕТСКОГО «КАПИТАЛИЗМА» В «ЭРЭФИИ»
                И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧАХ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
       


                Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь…
                И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут
                пасти вас с знанием и благоразумием… Возвратитесь,
                мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность…
 
                Ветхий Завет: Иер. 3,14,15,22



             1. РЕЛИКТ КОММУНО–СОВЕТИЗМА КАК ДУХОВНАЯ  БАЗА
            СОВРЕМЕННОГО ОЛИГАРХИЧЕСКОГО «КАПИТАЛИЗМА» В «РФ»

Восстановлению общероссийского государственно-мощного потенциала во всех сферах нашей жизни, разумеется, максимально должна способствовать жажда общества к кардинальным переменам в самих его духовных первоосновах.
Но, по существу дела, на глубинном онтологическом уровне, ни в результате «перестройки», ни в итоге как событий 1991 года, так и всех последующих, сколько-нибудь кардинальных социально-политических, тем более — духовных, изменений в России не произошло! Необходимость их, равно как и требуемый положительный их характер, не были ни разъяснены народу, ни востребованы им самим в сколько-нибудь осмысленной полноте.
В государственном масштабе весь кровавый шабаш октябрьского переворота, как и вся антироссийская коммунистическая деятельность последующих семи десятилетий — не прокляты и фактически не осуждены, а некоторые элементы критики этого прошлого со стороны ряда представителей власти, произнесенные ими «сквозь зубы» и как бы с воровской оглядкой (знает кошка — чье мясо съела!), — конечно же, не в счет.
Значительная часть «красного» идеологического наследия и по сию пору занимает отнюдь не маргинальное место в общественно-политической жизни страны: «совковые», зачастую нарочито коммунистического характера именования улиц, станций, «предприятий», городов, повсеместные памятники преступникам-«революционерам» — каждодневно продолжают осквернять слух и взор подлинно русского человека. Всё еще во многом коммунистически-советской остается и шкала общественных ценностей; государственного уровня подлинное духовно-политическое просвещение нации отсутствует.
Вообще можно утверждать, что никакого цивилизованного, социально и политически ориентированного на благоденствие нации, а не самих олигархов, демократического по внешним своим формам, «капитализма» (даже и в зачатке!) — у нас нет и следа…
На всех ключевых местах во власти и в экономической сфере находится всё та же прежняя коммунистическая номенклатура или ее комсомолистские выкормышы; даже нынешние губернаторы — зачастую те же прежние «обкомовцы» или их «младшие товарищи», новейшей формации их же воспитанники и, так сказать, «духовные» наследники: неудивительно поэтому, что, несмотря на полученные ими новые, якобы «капиталистические», кормушки, их зрение, их слух, их речь, их мысли, их души остаются, как и прежде, в основном ориентированными (ибо давно так натренированными) на  идейно-житейские матричные понятия и представления былого, духовно убогого советизма.
По сути, ценностная шкала октябрьского переворота, большевицкой государственности — и сегодня в значительной мере остается внутренней духовной (точнее — антидуховной!) основой сегодняшней общественной идеологии и государственной политики в России.
Ядовитые, тлетворные миазмы революции всё еще витают над страной, отравляют атмосферу её государственных кабинетов, исходят от гнусных памятников её растлителям и убийцам — на российских улицах и площадях. С этим же сатанинским духом всё никак полностью не расстанутся наши армия и флот (особенно — из-за духовной и политической косности выпестованного в основном еще при большевиках генералитета, где всё еще мало подлинно русских патриотов).
Даже из-под звуков современного гимна «Эрэфии» проступает вульгарный рык советского тоталитаризма — с его фальшивым «надуванием щек» и безвкусным, духовно лукавым псевдовеличием, к которому исподволь и приучали российский народ его партийные хозяева. Русский же человек, душевно, естественно, нуждавшийся в какой-либо государственной атрибутике, наивно покупался на все эти тупо-громогласные «Нас вырастил и озарил…», порой и вовсе забывая о миллионах тех трупов, которыми обильно удобрили русскую землю кровавые «растители» октябрьского переворота. В любом случае и сегодня — это, безусловно, не гимн христианской Православной России (несмотря даже на упоминание в его новом тексте Бога!), а гимн всё тех же затаившихся прежних тотальных её разорителей, в конце концов и приведших страну к состоянию пресловутого «колосса на глиняных ногах», рухнувшего у нас на глазах в пропасть, из которой нам — с так звучащими гимнами — никогда не выбраться!
Ментальность нынешней власти, как во многом и ментальность никем не просвещаемого, все более нищающего и все более озлобляющегося общества, практически все еще сохраняют в себе основополагающие черты коммунистического прошлого.
А ведь основой роста и укрепления любой национальной экономики и государственности в целом (это давно уже ясно из всей мировой политико-экономической практики!) является отнюдь не характер пресловутых «производительных сил», а самый тип национально-осмысленных и национально-традиционных государственно-строительных устремлений того или иного народа, тысячелетиями выковывавшийся (для России — общественно- и даже общинно-ориентированный и православно-созидательный) характер его воли к развитию и процветанию!
И потому со всей определенностью можно утверждать, что Россия пока так и не находит в себе решимости окончательно отказаться от страшного наследия большевизма, и по сию пору продолжающего подтачивать силы нации, — другими словами, позволительно утверждать, что дело октябрьского переворота, прежнее преступное «дело Ленина-Сталина» в ней все еще живет и продолжается: революция все еще поднимает Россию на дыбу!
Но если страна не желает печального завершения своего существования — с застарелой антидуховной болезнью революции пора кончать, ответив на нее (повторим здесь вновь основополагающий тезис всей этой книги) осознанной духовной контрреволюцией… Особенно об этом следует думать (в первую очередь — о духовном возрождении нации на основе мощнейшего импульса религиозного единения) в связи со все приближающимися к нам катастрофическими угрозами на уровне глобальных политических процессов, должных, увы, потрясти мир в самые ближайшие десятилетия.
Для скорейшего спасения страны от все еще продолжающейся затяжной болезни коммунистической революции нужны грандиознейшие политические, социальные и экономические положительные преобразования, достигаемые преимущественно не пулеметами, а христианским преобразованием самого духа нации.
Иначе говоря — переводя идею внутреннего духовного самоочищения России и положительного осмысления всей нашей жизни на язык конкретной политической прозы, скажем так: если мы действительно хотим спасти нашу страну от полного застоя и гибели, если мы хотим обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, если мы стремимся к воссозданию и утверждению подлинно российских политики и экономики, действующих в интересах всей нации, то нам необходимо осуществить — в мирных ли условиях, в условиях ли вполне возможного грядущего обострения политической ситуации в стране (не дай Бог, впрочем, чтобы оно наступило!) — не очередную разрушительную и в итоге, мета-исторически, как всегда  бессмысленную с христианской точки зрения революцию (вдобавок к так и не искорененной до конца — октябрьской), а фундаментально-творческую, в экономическом отношении народно-капиталистическую и глубоко социализированную, в отношении же духовном сугубо национально-религиозную — освободительно-патриотическую контрреволюцию духа! Именно только на обломках должной наконец завершиться, но всё еще продолжающей пока мучить нашу страну, коммунистической революции и можно начать созидание совершенно новой России.



                2. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
                ДУХОВНО–ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧАХ ЦЕРКВИ

Подобно тому, как, например, в начале XIX века в Греции Церковь духовно возглавила освободительное движение эллинов от долгого турецкого ига, так и в России именно Церковь (если она не хочет постепенно превратиться в глазах российского общества в некую маргинальную клерикальную структуру официозного типа) может и должна принять — так же своим духовным авторитетом — самое активное участие в созидании русскими людьми своей подлинной Российской государственности. Не уклоняясь от своего религиозного и национального долга, не прячась за спины своих православных соотечественников, Церковь должна возглавить и помочь осмыслить — через евангельское просвещение всей нации и ее всеобщее реальное воцерковление, врастание в жизнь Христову — сугубо духовную сторону процесса подобной, подлинно патриотической, нравственной русской контрреволюции.
И это — отнюдь не политическая, а самая непосредственная религиозная миссия Церкви: приведение России вновь к некогда преданному ею — во всяком случае, по сути, большей частью российских граждан — Христу!
Сегодня уже всё явственней звучит прямой призыв к Церкви вступить наконец самым непосредственным образом в процесс восстановления православно ориентированной, а значит и национально, и социально оправданной, подлинной российской государственности.
Более того — речь идет о том, чтобы именно Церкви этот процесс — в нравственной его составляющей — и возглавить. Даже если у нее — а в ней и у нас — на это еще нет пока в необходимой мере (не будем здесь заблуждаться) ни сил, ни опыта, всё равно нужны всеобщая, всецерковная и всенародная решимость, духовно осмысленная воля к действию, нужен, наконец, общенациональный стыд, буквально жалящий православные сердца за наше недавнее советское богоборческое прошлое, но и не меньший — за сегодняшнее наше настоящее, а главное — необходимо чувство духовной ответственности за наш христианский Российский Дом: и тогда нам будут посланы свыше и силы, и разум, и научение, и долгожданный свет в конце нашего проклятого, вот уже почти векового большевицкого и постбольшевицкого «тоннеля».
Именно для всего этого Русская Православная Церковь и должна самым решительным образом повернуться к общегосударственной, общенациональной российской политике, но не «партийно», не политикански, а по мере сил — как духовно-просвещающая, евангельски-направляющая и нравственно-обязывающая хранительница и умножительница христианского духа в душе нации.
Лишь в этом случае — при религиозно-«политической» своей активнейшей «симфонии» с просветляемым ею обществом, с народом (об истинной же «симфонии» с властью говорить пока рано, и для этого нужно полностью не только сменить ее саму, но даже и самую ее форму!), — лишь только при укреплении живейшей связи с народом Церковь (рассматриваемая в данном общественном контексте как духовно-социальный институт) и сможет наиболее эффективно придать христианский глубинный смысл делу политиков и, соответственно, через них (как и через всех нас, ее духовных чад) — придать ускорение политическому процессу безотлагательной реанимации тихо (и пока — безмолвно!) умирающей у нас на глазах России!
Для выполнения же такого ее воскрешения совершенно необходимы новейшие церковно-социальные концепции общенационального, общегосударственного стратегического характера, кардинальное расширение горизонтов церковного в;дения окружающего трагического мира, совершенно новые координаты практического церковного (всё того же — неизменно христианского) «делания» на благо всего общества, наконец  — и это, пожалуй, важнейшее — нужны по-новому чувствующие и по-новому (то есть тоже подлинно по-христиански) думающие архипастыри и пастыри, извечно призываемые к такой своей позиции непреходящими словами Христа: «се, творю всё новое» (Откр. 21, 5).
Церковь должна поставить перед собой и решить первостепеннейшую задачу — буквально пронизать христиански-ответственно мыслящими гражданами все важнейшие, все определяющие нашу жизнь структуры и подразделения общества, в том числе: и политические, и хозяйственно-экономические, и властные — дабы все они работали одновременно и на духовное, и на материальное благо всех граждан России.
Разумеется, Церковь может осуществить свое благое возрождающее воздействие на государство не «на прямую», что для нее в истинно екклезиологическом смысле, то есть собственно церковно-сущностном (как Церкви, пребывающей в «мире», но остающейся «не от мира сего»), немыслимо, — а через  неустанное посредничество наиболее активных своих членов.
В свое время мудрый Ив. Ильин особо подчеркивал в одной из своих статей: «…тоталитарное тяготение совсем не должно иметь места в сердцах духовенства и в делах Церкви. Ибо цельность веры и  религии, — эта высшая драгоценность духа, — должна распускаться как цветок в душе человека, а не навязываться ему в качестве авторитарных велений, сопровождаемых угрозами и страхом: религиозная цельность не может быть предписана и навязана, она может быть только свободно выношена человеком под влиянием свободно воспринятой Благодати…
Именно поэтому невынудимо и самое “оцерковление” жизни… Естественно, что Церкви есть до всего дело в жизни людей, но это “дело” не есть дело принудительной власти, все равно — открыто выступающей с угрозами и казнями или прикровенно организуемой интригами и закулисным нажимом. Церковь призвана молиться, совершать таинства, очищать души, беречь откровение и возжигать сердца. Но она отнюдь не призвана отнимать у людей свободу самостоятельного созерцания, выбора, решения и творчества.
Мало того, она призвана отпускть людей в мир для мирского и мирового труда, излучать живую религиозность в этот труд, осмысливать его перед лицом Божиим и, предоставляя людям свободу вдохновения, наполнять это вдохновение духом христианской Благодати… Церковь призвана излучать благодать в сердца верующих, а не участвовать в земных расчетах земной толкотни…
Именно в этом обнаруживается, что «оцерковление жизни» имеет более глубокий и таинственный смысл, чем это многие думают. “Оцерковление” не сводимо к “ритуализации”. Оно есть больше всего и прежде всего христианское одухотворение человеческого сердца, а потом уже — всё остальное. Церковь… есть зов, а не приказ. Она не призвана отвращать людей от мира, как в буддизме, но, напротив, отпускать их в мир, как носителей преподанного им Духа, для того, чтобы не мир “обмирщал” их, а чтобы они его одухотворяли.
И в этом главное» .
В «гражданском» же отношении, очищая сердца своей паствы от напластаваний явно антидуховной мирской грязи — и житейской, и мировоззренчески богоборческой, то есть в итоге своем зачастую неизбежно оказывающейся идеологизированно-«политической» (тех же дьявольских коммунистических «идей»!), Церковь должна являть миру подлинную, отнюдь не ограниченно «политизированную», а всечеловеческую «надполитическую» сердечную евангельскую Правду.
При этом православные верующие России, научаемые таким образом Церковью Духу Божию, должны самым определенным образом, с естественным христианским отвращением, отмежёвываться от богопротивного «зла мира» — в том числе и от любых общественных действий, и от любых общественно-политических движений безбожного толка.
Церковь и сегодня иногда делает попытки утвердить  в своих членах именно такой твердо-принципиальный подход к нашим духовно-политическим реалиям, но столь ныне необходимая здесь церковная проповедь — как широкая волна христианского просвещения всех граждан России относительно именно духовных истоков падения страны в коммунистическую бездну — всё еще почти полностью отсутствует!
И не является ли самой прямой церковной виной то, что многие номинальные члены Русской Православной Церкви продолжают голосовать на выборах — вовсе «не ради Иисуса, а ради хлеба куса»! — за прожженных врагов христианской веры,  за коммунистов?
Разумеется, православные граждане вполне могут занимать самые разные в общественном смысле позиции, но чего ни один из них не смеет делать, так это поддерживать партии и движения, явно враждебные по всей своей духовной сути Христу.
Как говорит известный историк и публицист, протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Свв. Апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга и профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии (в интервью, данном им одному из православных молодежных журналов): «существуют политические мировоззрения и партии, в которых присутствие христианина немыслимо: это те политические партии и теории, которые сами претендуют на то, чтобы занять место религии, являясь своеобразными формами лжерелигиозного сознания. Например, нацизм, коммунизм. Однако если мы вынесем за рамки политических теорий и политической деятельности подобного рода тоталитарные идеологии и движения, я могу представить себе христиан, в том числе православных христиан, участвующих в политических движениях, занимающих различные политические позиции» . Неизменным остается лишь одно: православный не может быть коммунистом, и Церковь такового своим членом не признаёт.
Более того, именно сегодняшние попытки представителей коммуно-советского антихристианского мировидения приспособить ради своих ложных общественно-политических целей «православие» — представляют одну из первостепенных опасностей для Православной России.
Как продолжает протоиерей Георгий Митрофанов: «Повторю, что существуют некоторые политические идеологии, движение, участие христиан в которых немыслимо. Коммунизм является одним из таких движений. Не случайно история коммунизма красноречиво показывает, что там, где утверждается коммунизм, не остаётся места ни для какой другой формы религиозной жизни. Любая религия при коммунизме подвергается гонению, прежде всего христианство. Поэтому для коммуниста, ставшего христианином, пребывание в коммунистической партии, исповедание полноты коммунистической доктрины… оказывается невозможным. К сожалению, опыт нашей жизни показывает это жуткое сочетание коммунизма и православия, и в этом я вижу колоссальную опасность для развития нашей страны. Убежден, что коммунизм в нашей стране уже не сможет победить как политическое движение. Но как идеология, оказавшаяся способной преобразиться в другую форму неоязыческого тоталитарного мировоззрения, в частности, евразийство — коммунизм может продлить свое существование. Он может дезориентировать христиан в политической жизни и дискредитировать Церковь как институт, который, с одной стороны, подвергался постоянным гонениям со стороны коммунизма, а с другой, оказался способным вбирать коммунизм в своё мировоззрение, а коммунистов — в число своих верных людей, которые, в общем и целом, исповедуют свою сатанинскую идеологию. Это очень опасно» .
К сожалению, наши высшие церковные круги обо всём этом упорно молчат!
Разве читал кто-нибудь из нас необходимо трезвые (в том числе и в политическом смысле!), духовно выверенные послания наших иерархов о тех сторонах российских общественных процессов, где политиканы (например, «евразийцы» и коммунисты оппортунистического толка — в духе Зюганова) спекулируют на имени Церкви?
Разве читал кто-нибудь в церковных документах, обращенных ко всему народу, например, о полузабытом ныне всеми патриаршем и соборном анафематствовании 1918 года коммунистической идеологии и ее приверженцев, никогда Церковью не отменявшемся и поныне ведь распространяющемся на того же Зюганова и его сотоварищей?
И потому не удивительно, что в период избирательных компаний, пытаясь в явно рекламных целях использовать «православный» бренд, сей посткоммунист не стесняется посещать и монастыри, в которых местное монастырское начальство — вместо того, чтобы закрыть ему туда дорогу (поскольку он появляется там не как частное лицо, исполненное покаяния и веры, а как именно «партайгеноссе» безбожников-ленинцев) — буквально духовно проституируя, поит его святой водичкой и позволяет ему запускать подобные «христиански»-большевицкие (прямо-таки сатанинские — от самого «отца лжи») сюжеты в телеэфир!
Нелепо предполагать, что сокрытие слова Правды Божией о духовных преступлениях большевизма может способствовать какому-либо умиротворению нашего общества, продолжающего во многом все еще болеть застарелыми болезнями коммуно-советизма.
Напротив, продолжающееся молчание (или, скажем, дипломатичное полуумолчание) Церкви о прежде всего именно антихристианских основах большевицкого строя СССР и всей сути коммунистической идеологии лишь способствует подспудному латентному сохранению у нас и даже порой рецидивам этой духовной чумы XX века.
Однако разве слышал  кто-нибудь из нас под сводами, например, московского храма Христа Спасителя (один раз уже уничтожавшегося большевиками!) от кого-либо из высших наших архипастырей горящее слово (в духе того же протоиерея Иоанна Восторгова, известного антиреволюционного проповедника и новопрославленного мученика, убитого коммунистами) — с не политическим, а именно духовным обличением «верных ленинцев», пытающихся и сегодня соблазнять своей богоборческой мерзостью души немалого числа наивных и духовно еще неопытных русских людей?
И разве стыдит кто-нибудь из наших архипастырей и пастырекй в своих проповедях, разве лишает Св. Причастия — как за страшный, смертный грех против Самого Духа Святого — тех из наших соотечественников, кто, считая себя православными, то есть чадами Церкви, продолжают (пусть и из справедливых протестных соображений) предательски голосовать на выборах в различные властные стуктуры — как частные граждане — за врагов Божиих, коммунистов, этих палачей и наследников палачей той самой Русской Церкви Христовой, к которой такие граждане считают себя принадлежащими?
И при чем тут политика, когда это есть всего лишь заповеданная пастырям обязанность обличения врагов Божиих и долг предупреждения своей паствы о духовной опасности всяких связей с ними? Разве это политика, а не прямое лишь свидетельство веры и самая прямая обязанность Церкви — возглашать правду о тысячах и тысячах мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников-коммунистов, и тем самым предупреждать от предательства их мученической крови, фактически и совершаемого теми из церковных чад, что бездумно и духовно безответственно дерзают порой поддерживать коммунистов на выборах? 

Одновременно с решением задачи повсеместного расширения духовной проповеди о наших общественных болезнях, перед Церковью, безусловно, стоит и важнейшая задача делегирования наиболее способных, опытных и любящих свое Отечество представителей паствы во все сферы государственной жизни. Именно для того, чтобы наша политика стала мудрой и действенной — особенно перед повсеместными вызовами становящегося, по сути, всё более языческим мира, она и должна по необходимости стать христианской. Такая политика нужна и народу, и его Церкви — иначе нам скоро вовсе уже не понадобится никакая политика: проводить ее будет и не для кого и некому…. Нынешнюю же, пока еще существующую «политику» нелепо отдавать полностью в руки тех, кто равнодушен к самой душе России — к ее христианской вере.
Об этом как раз и говорит далее в своем интервью протоиерей Георгий, утверждая: «Русская история даёт нам немало примеров выдающихся государственных деятелей, которым удавалось сочетать в своей политической деятельности следование принципам христианской веры с высоким политическим и государственным профессионализмом. Поэтому, когда христиане пытаются избавить себя от труда проявлять свою веру в тех или иных сферах жизни, они всегда отдают эти сферы жизни на откуп безбожникам. Христианская политика должна существовать, она может существовать, она периодически себя проявляет… только сложившиеся в нашей стране в последние десятилетия исторические комплексы, обусловленные тоталитарным государством… приучают православных дистанцироваться от политики в любых её проявлениях. Если христиане не придут в политику, их место в ней займут безбожники [выделено мной. — Г. М.]…
Лоббированием итересов РПЦ должна заниматься сама Православная Церковь в лице, прежде всего, своей иерархии и в лице своих мирян, которые занимают [пусть и] разные должности и [политические] позиции в обществе и государстве. Любые политически активные христиане должны заниматься, в первую очередь, решением тех задач, которые ставит перед ними текущая политика, возможно, в рамках программ тех политических партий, членами которых они  состоят» ; впрочем, как предполагает протоиерей Георгий, «…В дальнейшем возможно было бы поставить вопрос о создании христианского движения», хотя «Церковь должна быть заинтересована в том, чтобы во всех нравственно-вменяемых и действующих в рамках конституции политических партиях присутствовали христиане» .
Думается, что завтрашние нелегкие дни России и настоятельнейшая — вследствие этого — необходимость полного духовного переворота в ней потребуют от Церкви самого активного участия именно в создании общенародного православного движения, которым необходимо охватить всю нацию (если ее еще интересует проблема собственного выживания). Только такая активная позиция Церкви и поможет со временем создать в России необходимые условия для целостной, религиозно и национально осмысленной, духовно и материально достойной народной жизни.


Рецензии