Наркоз

Валюшка радостно бежала домой из школы по хрустящему свежему белому снегу. Училась она во вторую смену, и хотя стемнело, снег искрился отраженным светом фонарей на животноводческой ферме. В портфеле лежал  табель за вторую четверть из одних пятерок и девочка представляла себе, как обрадует этим родителей. Мать работала в медпункте совхоза, а отец - в кочегарке, отапливающей животноводческий комплекс. На пороге дома, по каким-то неуловимым признакам, девочка почувствовала, что отец уже дома и опять пьян. Когда отец был трезвым – это был добрый, спокойный, работящий человек, но когда напивался, начинал с матом гоняться за  матерью Вали, за младшими братьями и сестрой. Почему-то Валюшку он никогда не трогал. Бывало, что он хватался за топор или ружье. Это было так страшно, что в животе у девочки собирался тяжелый холодный комок, а ноги, будто ватные, отказывались держать ее маленькое, легкое тельце. Валюшка вошла в сени и поняла, что предчувствие ее не обмануло. В доме раздавался хриплый голос отца, который изрыгал потоки брани. Девочка открыла дверь в жилую, теплую часть дома и увидела, что отец, раскачиваясь стоит посреди комнаты у стола, в его руке топор, а мать с малышами стоит с другой стороны стола. Валя закричала от страха. Увидев старшую дочь, отец остановился и, бессмысленно тараща глаза, начал что-то невнятно бормотать.Ноги ребенка задрожали, и она опустилась на пол. Мать с младшими детьми воспользовалась моментом и выскользнула в сени, где была лестница на второй этаж, в летнюю часть дома.
 
Успокоить разбушевавшегося отца можно было только с помощью «наркоза», так назвала мать этот способ, но для него требовался чугунный утюг и валенок. Утюг обычно находился на лежанке, на печке. Бессмысленные, на заплетающихся ногах, перемещения отца по комнате и ослабевшие ноги девочки  не давали ей подобраться к печке. Наконец, улучив момент, когда пьяный отец вывалился в сени в погоне за женой и детьми, девочка подползла к печке и,  перебирая руками по ее беленой стенке, встала на ноги. Действовать надо было быстро, пока отец не вернулся в комнату, и, собрав все свои силы, она взобралась на приступок печи, пошарила на лежанке, нащупала ручку утюга и спрятала его под кофточку. Холодный утюг оказал на Валюшку странное действие: комок в животе распустился, а ноги вновь начали обретать силу. Теперь надо было найти отцовские валенки. Обычно они стояли в сенях, но иногда отец начинал пьяный дебош, не успев снять ватник и валенки.

Девочка тихонько выглянула в сени. Мать тяжело поднималась с тремя малышами на руках по лестнице на второй этаж.Осталось пройти еще четыре ступени. Ей пришлось затратить время, чтобы надеть на детей что-то теплое, а то она уже давно бы спрятала детей и спряталась сама. Отец на подкашивающихся ногах добрался до половины лестницы, тут они ему отказали и, грузно осев, он скатился вниз.Топор вылетел из его пьяных рук и, проскользнув в пространство между ступеньками, завалился под лестницу. Валюшка увидела, что валенок на нем нет. Значит, они стоят под вешалкой, на которой висят ватники взрослых и пальтишки детей. Поискав рядом с собой топор и не найдя его, отец поднял с пола первый попавшийся  предмет, им оказалась заготовка для замены сломанной лестничной балясины, и снова начал свой подъем по лестнице. Мать успела благополучно подняться наверх и уже закрыла детей в дальней комнате. Девчушка за спиной отца прошла к вешалке, засунула в отцовский валенок утюг и стала думать, как передать, таким образом снаряженный, валенок матери.

Отец снова не удержался на ногах и скатился вниз по лестнице. Валюшка прошмыгнула мимо него и быстро взбежала на второй этаж. Там уже ее ждала заплаканная и побитая мама. С облегчением мать приняла от дочки валенок с утюгом и подошла к лестнице. Когда отец увидел женщину на лестнице, он с диким ревом, на четвереньках стал подниматься наверх. Тут и сработало оружие успокоения. Мать, подняв над головой валенок с утюгом, резко опустила его на голову мужа. Послышался тупой мягкий удар, потом удар головы о деревянную лестницу, и безвольное тело осело и распласталось на ступеньках.  Все стихло -  «наркоз» подействовал.

Мать с дочкой с большим трудом перетащили тело на постель, раздели, накрыли одеялом и оставили в покое. По прежнему опыту они знали, что проспит он до утра, и будет очень удивляться, почему так сильно болит голова.


Рецензии