Сказка. ч. 5. гл. 47. раздел 2

РАЗДЕЛ 2. ОПАСНАЯ ТЕМА.

- Ты, как мне помнится, хотел что-то рассказать высокой аудитории о Коране, - промолвил Господь, неторопливо набивая божью трубку небесным табачком, - что ж, излагай свою точку зрения, а мы внимательно выслушаем!
- Ты знаешь, Господь, - замялся старик, при тебе как-то неудобно говорить об этой пагубной ереси, влиянию которой, признаться, и я был подвержен когда-то… впрочем, теперь – ни-ни! Боже меня упаси!
- Ладно уж, старик, - улыбнулся Создатель, - мне-то уж мог бы и не лгать, принимая во внимание чрезвычайные обстоятельства – вездесущность и всеведущность  нашей скромной персоны; что-то ты собирался рассказать по поводу аятов и сур?
- О, Всевышний,  - оживился старый теолог,  - ты знал, к кому обратиться! Позволь твоему смиренному рабу на минуту забыть, интересы какой конфессии  я в последнее время представляю и хотя бы на минуту  вернуться в эти чудесные годы возрождения религиозного фанатизма в моей родной стране!
- Разумеется, бобо, - пошутил Бог, - не стесняйся, тут же все свои!
- Слушайте, правоверные, - взвыл вдруг Хомяк визгливым фальцетом, настал час молитвы! Аллах Акбар! Как писал Пророк в своей сто двадцать шестой суре…
- Ладно, ладно, не напрягайся, я прекрасно помню весь текст, - отрезал Бог, - ты лучше вот что скажи: а не кажется ли вашему благородию, что поменяли вы шило на мыло? Ведь шах тоже бредил стариной и мечтал о возрождении Великой Персии; заметь, что годы максимального расцвета вашей державы пришлись отнюдь не на период ее исламизации! Вспомни историю, старик: разве великие персидские цари были мусульманами? Как мне помнится, они придерживались зороастрийских канонов, о чем ясно заявили во всех своих знаменитых посланиях потомкам, высеченным на камне! Всегда и во всем полагались они на Ахурамазду: “Я помолился Ахурамазде. Ахурамазда мне помог”, - читаем мы на этих скрижалях. Получается, что вы, дорогие мои шииты, как бы предали память великих предков и погнались за новизной, навязываемой вам в 7-м веке воинами молодой религии? Или, проще говоря, после позорной капитуляции сделали хорошую мину при плохой игре и объявили, что завоеватели со своей религией были ниспосланы вам свыше. Хорошее самооправдание для коллаборационистов! Впрочем, совесть в  вас позднее зашевелилась, вот и пришлось придумывать тогда некий  шиизм, дабы показать завоевателям, что у нас, мол, и своя голова на плечах! А чем плох был зороастризм? и молились бы до сих пор своему Ахурамазде, и ждали бы прихода его божественного сына Митры со всеми его причастиями, двенадцатью учениками и воскресениями… а так – что?  Пять раз в день приходится делать вид, что умываешься, становиться в весьма сомнительную позу… я уже не говорю о том, что вскакивать на утренний намаз приходится не свет, ни заря – как в казарме или на каторге. Что в этом хорошего? ты, кстати, собирался нам  про закят что-то  втолковать… а разве не собезъянничали ваши идеологи и теологи  у нашего брата, христианина, эту десятинную подать? Стыдно заниматься откровенным плагиатом! И разве можно было, создавая новую религию, так увлекаться компиляцией двух предшествующих? Да еще с переделыванием в соответствии с кочевым арабским менталитетом? А эти бесконечные безобразные искажения  имен библейских персонажей… как можно  было моего любимого Авраама  перелицевать в Ибрагима? А что вы сделали с моим несчастным Гавриилом?  “Джабраил” – извольте любоваться! Даже сына моего не пощадили, обозвали как нельзя хуже  - “Исса”! На себя бы посмотрели, прежде чем так обзываться… впрочем, что с вас, дикарей, взять! Впрочем, - внезапно улыбнулся Бог, - не хочу тебе мешать… продолжай, старик!
- Прости меня, Господи, опять Иблис попутал!  - запричитал Хомяк, - стар стал, глуп стал… ох, как же нехорошо получилось! Действительно, что хорошего могли создать в философском и духовном плане полудикие воинственные кочевники? Ведь нравы этих племен были такие, что даже  ислам тогда казался невероятно прогрессивным и гуманным вероучением! Но это ведь в  6-м веке было, а с тех пор общество несколько ушло вперед… действительно, если на каком-то этапе запрет поедать людей живьем казался  актом высшего гуманизма, то  затем общество созрело до таких нравственных невиданных высот, что додумалось заменить каннибализм и человеческие жертвоприношения на использование в этих целях мяса жертвенных животных…и так далее, и тому подобное…
- Молодец, старик, - улыбнулся  Господь, - научился понимать азбучные истины! Продолжим дискуссию, только попрошу  тебя попытаться встать на какое-то время  на позиции буддизма, тем более, что ты как-то угрожал перейти в упомянутую веру. Не бойся, репрессий не будет: просто любопытно, какие аргументы можно найти в поддержку этой странной религии в начале третьего тысячелетия!
- Я, право, не знаю, - неуверенно пробормотал старый теолог, - но, раз уж ты приказываешь, попытаюсь что-нибудь придумать…
Старик принял позу Роденовского мыслителя, с минуту  помолчал и величественно заговорил:
- Все есть мрак и суета! Наша жизнь переполнена страданиями и бессмысленными метаниями; за тот короткий срок  пребывания на грешной Земле, что отпущен нам Всевышним, мы почти не видим радости, но зато успеваем выпить океаническую чашу  разнообразных мучений. Можно ли их избежать? не только можно, но и нужно, - говорит нам  бессмертный Будда, самый просветленный из всех просветленных.  -  Будьте выше грешного земного, абстрагируйтесь от всего происходящего, воспарите в ваших помыслах, и, в конце концов, вечный покой войдет в ваши сердца. Воспряньте духом, заблудившиеся в потемках бытия, устремите в вечное небо алчущий взор! Немного аскетизма, самоограничения – и вот уже на горизонте смутно забрезжили  очертания пока еще непонятной Нирваны. Познать ее до конца нельзя, но стремиться к ней необходимо, ибо альтернатива – Ад! Отрекитесь самым решительным образом от наносов греховности, хоронящих заживо бессмертные души, и откроется пред вами удивительный мир абсолютного покоя, где даже мысль находится в состоянии спокойного созерцания мироздания, а не вертится, как угорелая в поисках выходов из многочисленных тупиков нашего скорбного бытия!
- Хорошо излагает, собака! – сиплым шепотом сообщил почему-то не только мне, но и всему высокому собранию Азазелл, - знает Бог, к кому меня денщиком пристроить!
   В ответ я прижал палец к губам, и сделал страшные глаза, скосив их на  внимающего Хомяковы речи Господа. Дух сконфузился и развел свои ворсистые лапы – бывает, мол, не взыщите!
- Углубитесь же в себя, убедитесь, что ваш внутренний мир ждет просветления и озарения, - вдохновенно продолжал старый имам-понтифик, - ничто во Вселенной не может сравниться со сладостью прозрения!
- Достаточно, - прервал его Господь, - не очень убедительно, зато складно! Джахангир, что ты можешь сказать по этому поводу?
- Ты прав, господь, как всегда и во всем! – не задумываясь, отвечал правитель, - и мы можем только в очередной раз изумиться твоей бесконечной мудрости!
- Не об этом речь, - поморщился Бог, - я и сам знаю некоторые собственные свойства.  Есть ли у тебя возражения к этой сумбурной речи? Между прочим, мы тут все-таки не буддисты, так что аргументы, надеюсь, появятся!
- Разумеется, Боже, о чем речь! – с фальшивой готовностью ко всему воскликнул неунывающий Кощей, -  твои верные слуги, к которым имею честь принадлежать и я,  сумеют отстоять твои взгляды и воззрения по любым позициям – ты только укажи, по каким и как!
- Может быть, прикажешь еще и текст составить? – насмешливо протянул  Всевышний, - ну, ты и гусь! А что же остается тогда на твою личную долю? Где  ваши принципы, убеждения, приверженность своей религиозной конфессии? Вот только что  выступил  римский папа, в недавнем прошлом главный идеолог шиитского направления исламского вероисповедания, и так убедительно защищал буддизм, что еще чуть-чуть – и я сам бы стал буддистом! Шутка, как вы понимаете, но с некоторой долей правды – как там в зороастризме правда называлась, кажется, Арта?
- Точно так, - угодливо хихикнул Хомяк, - совершенно верно изволили заметить! Арта-с!
Видно было невооруженным глазом, что старику до смерти хотелось удержаться на внезапно подаренной ему Господом  возвышенной позиции, вот он и старался не в меру. Бог покосился на него всевидящим оком, но из вежливости промолчал, и продолжил читать нотацию незадачливому Джахангиру:
- А я представь себе, все помню, хотя и не злопамятен; памятны мне эпизоды, в которых ты весьма убедительно и последовательно защищал  философские позиции марксистского учения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно великолепен ты был, аргументируя позиции научного атеизма. Какой же убедительной была  эта аргументация! Слушая твои  речи, я и сам склонялся к мысли перейти в атеизм! А что? В принципе, каждая последующая религия является атеистической по отношению к своей предшественнице, и этот факт отлично осознавали, например, жрецы Древнего Рима. Вспомни, сколько первых христиан пострадало от властей именно по обвинению в  атеизме! Они ведь и в самом деле восстали против канонов  своей языческой веры, в общественном сознании являвшейся тогда единственно верной! Да и первые иудо-христиане, по существу, были атеистами с позиций правоверных евреев- иудаистов. Словом, изобрети ты тогда новую религию, и защищай ее столь же страстно, как ты изволил отстаивать  научный атеизм вкупе с марксистско-ленинской материалистической философией, я бы, скорее всего, тебя поддержал. Но ты, дорогой мой Кощей, не придумал ничего лучшего служению традиционному культу, вашей ортодоксальной вере и православной церкви, ее представляющей. Это, доложу вам, скучно и совсем не оригинально. К тому же, будучи главой государства, ты вынужден в своей  стране поддерживать доминирующую конфессию, а это уже чревато непредсказуемыми последствиями!
- А что я могу поделать, Господи, - пробормотал озадаченный Джахангир, - народ же требовал восстановления храмов и возрождения традиционных верований, а глас народа, как известно…
- ты только не скажи – “глас божий”, а то ведь недолго и схлопотать! – гневно  воскликнул Господь, - будь любезен, припомни, материальной поддержкой какого “народа” активно пользуются современные церковники!  Да и не только нынешние, к сожалению, - горестно вздохнул он, - что-то не могу припомнить  исторического периода, когда жрецы вели себя по-другому! Ты, надеюсь, в курсе структуры церковных бюджетов? Не мог бы вспомнить,  какая доля расходов этого государства в государстве приходится (и всегда приходилась) на разного рода толстосумов – тех самых, кого сын мой гонял из храмов? А пожертвования откровенных бандитов, и не думающих скрывать своей профессии? Мне жаль одураченных попами старушек, но скажи на милость, какое снисхождение может быть к творческой и технической интеллигенции, косяком ринувшейся к алтарям и в молельные дома разного рода сомнительных сект? А уж что касается твоей скромной персоны – не  скрываю, гореть тебе в Геенне огненной!
- Помилуй, Господи, - завопил Кощей, - что угодно, но только не это! Грешен, каюсь, но убереги нас от лукавого!
- А сам ты разве не лукавил и не лукавишь в настоящий момент, поддерживая то, во что не веришь сам?
- Верую, Боже, - надрывался насмерть перепуганный Джахангир, - настолько, что даже собственного духовника завел, и какие-то кости перезахоронил под царские… чего  уж больше?!
- Опять ты за старое, - сокрушенно покачал головой  Всевышний, - а я-то думал, что, в конце концов, поумнеешь… видимо, не наступил еще этот “конец концов”! Но ничего, я его вам устрою – уж в этом не сомневайтесь! Придется, видимо, повторить некоторые слабо выученные уроки… не соображу только – в какой форме? Хватит Всемирного Потопа, или все-таки Армагеддона не избежать?
Перепуганный Кощей хранил злобное молчание, и тогда в разговор внезапно вступил Дух:
- Господи, Боже ты мой, - угодливо залебезил старый дьявол, кося огненным глазом по сторонам, дабы в случае чего юркнуть в какую-нибудь щель, - не суди ты его строго, убогого! Ведь ему досталось такое тяжелое наследие… не так толста шея Джахангира, чтобы на нее можно было повесить всех мертвых собак… к тому же  он еще не обладает достаточным опытом руководства… дай ты ему срок!
- Ты меня учить собрался, что ли? – нахмурился Господь, -  я в твоих уроках пока не нуждаюсь! Впрочем…несомненно, в ваших рассуждениях присутствует некоторое рациональное зерно. Действительно, что из себя представляют политические деятели новой волны? С одной стороны, как личности они мало кому интересны (а мне – в первую очередь); с другой стороны, каждый Кощей есть бич божий, то есть  их функции можно воспринимать как чисто карательные. Это – так, но не все это так! В данном случае бичи сами остро нуждаются в бичевании; при этом, как ни странно, гораздо более опасный для общества Пиан Рашид в данный момент времени несет гораздо меньшую ответственность, чем Джахангир. Поясню, в чем тут дело: с позиций юриспруденции Кощей Первый неподсуден. Во-первых, слабоумные, как правило, освобождаются от уголовной ответственности, во-вторых, этот негодяй  прикрыт, аки броней, многочисленными указами, законами и постановлениями о гарантиях неприкосновенности первого лица государства. Любопытная возникает ситуация: получается, что именно действия безумцев могут нанести (и, как правило, наносят) максимальный ущерб человечеству, и именно сумасшедших следует постоянно прощать, как бы поощряя их на дальнейшие подвиги. В самом деле, сложилась целая юридическая философия, призванная доказать неподсудность  любого, в том числе и самого ужасного, преступления:
- если человек способен на  такую  гнусность, значит, он “не в себе”, а, следовательно, нуждается лишь в  лечении и качественном уходе за собой. Словом, чем хуже себя ведешь, тем лучше обязаны с тобой обращаться. Нет в мире ни одного мерзавца, который двумя руками не проголосовал бы за этот  за этот “замечательный” тезис!
Таким образом, пострадавший всегда или почти всегда виноват сам: то ли он недоглядел за “несчастным”,  то ли недостаточно его ублажил, то ли вообще посмел защищаться от нападения… как можно-с, ведь ты же здоровый, нормальный индивидуум,  ты должен быть выше грабящего (насилующего, убивающего) тебя!
Логический вывод из этой цепочки софизмов  таков: зло творил Пиан Рашид, а отвечать-то придется Джахангиру. Он-то, бедняга, вполне вменяем! И к тому же… кто может уверенно утверждать, что Кощей Второй сам по себе безупречно чист и никакого отношения к “подвигам” предшественника  не имеет, тот пусть первый бросит в меня камень!
- Что ты, что ты, Господи, - суеверно закрестился Азазелл, - как так можно-с  –  в Бога камнями швыряться?!  Это недопустимо, и, я сказал бы, безответственно!
- И небезопасно,   - негромко произнес за моей спиной Бука. Господь, однако, сделал вид, будто не расслышал Пришельца и продолжал:
- Видите, господа, сколько опасностей подстерегает вас даже в сфере рассуждений на абстрактные темы; что же тут говорить о конкретных действиях! Мироздание как бы начинено, заминировано разного рода неприятностями, стерегущими ваши души и бренные тела на каждом километре и в каждый момент времени. Даже  такое сугубо личное дело, как верование, постоянно становится поводом к бытовым конфликтам и даже религиозным войнам. А уж дискуссия на теологическую тему – это просто  casus bella,  не больше и не меньше! Казалось бы, какая разница, к кому возносить свои молитвы – Ахарамазде, Ра-Амону, Митре, Саваофу или Аллаху? Да хоть ишачьему шайтану, только людей не трогайте! Так нет же, рвение  фанатиков истинной веры не допускает подобной постановки вопроса: верь,  как положено, и шабаш! Мало того, даже в пределах одной конфессии негодяи-ортодоксы умудряются организовывать крестовые походы! Уверяю вас, господа, что  пара близнецов имеет больше различий, чем, скажем, православие и католицизм… историю взаимоотношений между этими “близнецами”, надеюсь, знают все присутствующие? Напомню лишь взятие  крестоносцами Константинополя в начале 13 века. Здесь имеются хотя бы формальные различия   - пусть в названиях конфессий, но как быть с Альбигойской войной? С гуситскими войнами, наконец? Католики били католиков, да еще как! То же самое мы наблюдали позднее во взаимоотношениях между поляками и немцами Тевтонского ордена. Видите, какая это опасная тема – религия; лучше бы ее вообще не касаться, но, раз уж имею несчастье быть Богом, этого не избежать.
Господа, я пришел к парадоксальному выводу:
- нет в мире лучше религии, чем атеизм. И знаете, почему? Да потому, что он примиряет все догматы и конфессии. Только попрошу не путать его с сатанизмом, как это часто происходило в дремучем и невежественном средневековье! В те времена схоласты убеждали  темный народ, что-де всякий безбожник и есть  поклонник Лукавого. Что ты на это можешь возразить, мой любезный Парамон?
- Разумеется, Боже, нет в мире более  отвратительной ереси чем та, что  ты сейчас изволил озвучить, - осторожно начал я, -  но ведь вашим высокоблагородием совершенно справедливо было замечено, что подобное высказывание некорректно. В действительности от сатанизма до осознанного атеизма – дистанция огромного размера: если первое – всего-навсего разновидность язычества с его человеческими жертвоприношениями (собственно, говоря, какая разница, как назвать идола: Сатурн? Сатана? Молох? Ваал?), то до  второго надо еще  дорасти! Необходимо  пройти определенные этапы развития сознания, чтобы от  идолопоклонства через монотеизм придти, наконец, к единственно верному выводу: нет никакого Аллаха, Ахурамазды, Амона, Осириса, а всегда и во всем есть ты -  некоторые по недоразумению именуют тебя Яхве, Саваофом…
- Да как только не обзовут, даже противно  иногда! – тяжело вздохнул Всевышний, -  порою такие клички придумают, что никакая инфернальная лексика не угонится за этими трижды бессмысленными прозвищами! Впрочем, дорогой мой, ты зашел несколько дальше, чем предполагалось, а тема, как я уже предупреждал, слишком опасна для слабых рассудков. Поэтому довольно на сегодня  теологических дискуссий; прошу вас  заниматься теми текущими вопросами, что  и были запланированы до моего появления. Извольте к столу!
   И мы приступили к обсуждению дел наших грешных.


Рецензии