Бытие в целом. Гегель-Маркс

                Гегель – Маркс

               Далее нам следовало бы подробно рассмотреть взгляд на бытие этих двух крупных философов-диалектиков, но мы не будем этого делать. Их взгляды на бытие – это шаг назад (от Ньютона-Лейбница к Декарту-Спинозе), ибо у них опять отсутствует адекватный взгляд на бытие в целом.

               В философии Гегеля по сути присутствует только идеальное бытие (абсолютная идея), в философии Маркса – лишь реальное бытие – абстрактная материя, сначала косная, потом мыслящая. Естественно, это бытие определяет сознание (кто бы спорил). Но что определяет само реальное бытие, что стоит за ним – такой вопрос даже не ставится, ибо для идеального бытия в диалектическом материализме попросту нет места.

               Диагноз: диалектика, абсолютизирующая саму себя, не способна охватить взглядом мир в целом, то есть, совершить сугубо метафизический акт.

            Продолжение (Эйнштейн-Бор):   http://www.proza.ru/2009/06/18/1036


Рецензии
Гегель, да, абсолютизировал свое учение, не признавая диалектику диалектики. Что касается Маркса, то я не уверен. Мне кажется, что "сумрачный германский гений" породил не только педанта-бюргера Гегеля, но и Гёте, который имел ровно те взгляды, но свободные от бюргерской затхлости Гегеля.
Но можно ли охватить взглядом все? Как изучить сам инструмент изучения мира? Как осветить фонариком собственный луч света?

Синферно   26.07.2010 22:57     Заявить о нарушении
Конечно, и Гегель, и Гете, и Маркс - гении, каждый в своем роде.
Моей душе тоже ближе Гете: для него мир - это всегда тайна, которая не поддается рациональным схемам. Которые не устают рисовать умники...
С уважением,

Владимир Бутков   29.07.2010 23:53   Заявить о нарушении