Лунный дым

 Татьяна  не любила кухонные комбайны, тостеры, даже кофеваркой не пользовалась. А полуфабрикаты вовсе не признавала. Она всегда любила готовить и времени на это не жалела. Вряд ли в Москве нашлось бы много хозяек, простаивавших у плиты целыми днями, чтобы приготовить завтраки, обеды и ужины. Пожалуй, это было не современно. Так, во всяком случае, говорили её приятельницы. Однако муж ни разу за двадцать семь лет семейной жизни не пожаловался на её патриархальные взгляды. Вот, и сегодня на кухне пахло кофе с корицей и апельсинами.
   - Доброе утро! Садись завтракать.
 Татьяна налила мужу апельсиновый сок и подвинула к нему тарелку с овощным салатом. Юрий включил телевизор.
   - Ты никак обойтись без него не можешь.
   - Что делать – привычка. Который год ты мне это говоришь. Только утром я и успеваю телевизор посмотреть.
После невообразимо долгой рекламы начались новости:
   - Привет! С вами новости на Первом канале. Сегодня суббота, 30 апреля 2022 года.
    -Главным событием является вчерашнее назначение министра по делам спорта Марии Шараповой на пост председателя оргкомитета по проведению Олимпиады. В беседе с президентом она заявила, что приложит максимум усилий для успешной подготовки Олимпиады – 24. Строительство всех спортивных объектов будет закончено вовремя и в соответствии с требованиями Международного  Олимпийского Комитета. Cегодня  Мария Шарапова планирует провести пресс-конференцию в 16 часов, а в 19 часов  выступить с речью  на Васильевском спуске, где состоится праздничный концерт « Москва  Олимпийская-24».
  Татьяна налила себе кофе.
   - Юра, ты помнишь, как мы были в Сочи на Олимпиаде? Ну, прямо, как вчера было! Я никогда не забуду церемонию открытия! Особенно, начало, когда прилетел олимпийский мишка! Тогда нашему Артёму было всего семнадцать. А через два года мы уже пойдём смотреть на Олимпиаду вместе с внуком!
   - Это будет замечательно. Артём с Леной в двенадцать прилетают?
   -  Да, в двенадцать. Лена хотела дома рожать – она очень боится и настаивает, что здесь ей будет спокойнее вместе с нами и своими родителями. Она замечательная девочка, но иногда ведёт себя, как капризный ребёнок. Конечно, для меня здоровье внука важнее всего, но где Артём будет заканчивать шестой курс? Здесь или в Германии?
   - Я думаю, мы за лето это решим. Посмотрим, как молодые настроены. Они в Германии уже два года прожили – пусть теперь подумают.
   - Юра, а тебе из министерства не звонили? Ничего ещё не слышно?
   - Нет, не звонили, да и выходные сегодня начались. Наверное, на майских праздниках ничего решаться не будет.
   - А если бы узнать заранее! Может, твой знакомый мог бы сказать?
   - Ты про Андрея говоришь? Не знаю, возможно, ему уже что-то известно. Но, до конца мая нового ректора уже назначат. Это точно. Поэтому ждать осталось недолго.
   - Вот было бы здорово, если бы ты стал ректором!
   - Конечно! Кто бы сомневался! Только, кроме меня есть ещё трое претендентов. У них шансов не меньше.
   -  Ты говоришь про заведующих кафедрами акушерства и фармакологии? Куда им до тебя! Их же никогда в Европе не печатали! Диссертации у них дутые, а порядка на кафедрах никогда не было. Тебя должны назначить! Поэтому позвони Андрею, поздравь его с праздником, и он всё тебе расскажет. Может, он и повлиять на решение сумеет?
   - Повлиять? Да, куда ему! Он только новости первым узнаёт, а решают всё совсем другие люди. Татьяна, ты вперёд не забегай! Скоро мы всё узнаем. Работа моя всем известна, а связей таких в министерстве, чтобы посодействовать, у меня нет. Ну, представим себе, что меня не назначили. И что тогда изменится? Разве нам плохо сейчас? Ты лучше вспомни, как мы раньше жили, двадцать лет назад!
   - Да, конечно помню. Особенно то время, когда ты работал ассистентом на кафедре, а я была в декрете. Тогда я не знала, где взять денег, чтобы доехать на маршрутке с Артёмом к детскому врачу.
   - Вот, теперь ты видишь. Всегда надо ценить то, что имеешь. Всё, спасибо, Таня. Я пойду, поработаю немного до приезда детей.
   - Хорошо, а я пока буду обед готовить.
 Юрий вышел из кухни и зашёл в маленькую комнату, которую называл своим кабинетом. Он открыл окно и выглянул на улицу. Апрельский воздух был свежим, пахло распускающейся листвой и цветами черёмухи. Соседи с первого этажа собирались ехать на шашлыки – грузили в багажник мангал и шампура. Наверное, половина москвичей выедут сегодня за город. Юрий включил компьютер и открыл сайт Британского медицинского журнала. В апрельском номере была напечатана его статья. Напротив его фамилии значилось: Заведующий кафедрой неврологии, профессор. Что же, если очень повезёт, через месяц будут писать: Ректор Московской медицинской академии. Если бы было так! Юрий последние два месяца только об этом и думал. Говоря жене, что на назначение надежды мало, сам не переставал верить, что станет ректором. Всю жизнь он шёл к этому, и всегда ему было тяжелее, чем другим. Приходилось с трудом пробивать дорогу там, где другим давалось всё даром. После учёбы в мединституте Юрий поступил в аспирантуру. Вот там начались настоящие трудности. Медицинская наука во время развала свелась до перепечатывания статей из иностранных  изданий. А сумму своей зарплаты знакомым называть было стыдно. Юрий тогда женился, и надо было обеспечивать семью. А как? На зарплату ассистента? Но больше всего огорчало тогда Юрия не отсутствие денег, а ощущение того, что его способности так и останутся никому не нужными. Он давно бы махнул рукой на всё, и пошёл работать менеджером по продажам, как и сделали большинство его однокурсников, но тут появилась неожиданная перспектива. Медицинская компания с мировым именем проводила исследование нового препарата. Кафедра неврологии, на которой тогда и работал Юрий, была избрана одним из центров для проведения исследования. Биохимики компании разработали препарат нового класса для лечения пациентов, перенесших инсульт. Исследование продолжалось пять месяцев и результаты стали неожиданными для самих разработчиков. Лечение позволяло практически полностью устранить последствия перенесенного нарушения мозгового кровообращения. Это стало сенсацией в кругах медицинской общественности. Лекарство получило широкое применение в мире и дало начало новому классу неврологических препаратов. Хотя кафедра, на которой работал Юрий, была одним из двадцати семи центров, высокий уровень их работы был отмечен руководством компании. Тогда он впервые поехал на конференцию в Германию и там познакомился с заведующим кафедрой неврологии Московской медицинской академии, который предложил Юрию у него работать. Так он переехал в Москву. В это время в России начала действовать правительственная медицинская программа, и академия активно включилась в её разработку. Работая на кафедре, Юрий защитил докторскую диссертацию, стал профессором, а затем занял должность заведующего. И теперь, как и всегда, он хотел достичь большего. Должность ректора стала бы достойным финишем его карьеры. На это он и надеялся. Юрий читал статьи дальше и, как всегда увлёкся. Он даже не сразу услыхал, как жена вошла в комнату.
   - Юра, я что-то не могу сыну дозвониться. Уже половина первого, они должны быть в Москве. Я набираю номер, а никто не отвечает.
   - Набери ещё раз, может у него батарея села, или Лене позвони.
   - Хорошо, я ещё раз попробую. 
   - Не переживай ты из-за пустяков. Сами скоро позвонят.
Жена вышла, а Юрий продолжал дальше читать статьи. Так прошло ещё два часа. И тут позвонили Юрию.
   - Привет, Юра.
   - Привет, Илья.
Это Илья, адвокат, давний приятель Юрия.
   - Юра, у меня плохие новости. Артёма задержали в аэропорту. Мне Лена сейчас звонила. Срочно собирайся, выходи на улицу. Моя машина стоит возле подъезда.
   - Почему задержали? Я ничего не понимаю.
   - Я тебе по дороге объясню. Выходи быстрее и паспорт бери свой.
Татьяна стояла на пороге комнаты.
   - Что случилось?
   - Я ничего не понял. Илья звонил, сказал, что Артёма задержали в аэропорту. Я сейчас еду с ним.
   - Я с тобой поеду. Что же там могло случиться?
Они вышли на улицу и сели в машину Ильи. Татьяна схватила его за рукав пиджака:
   - Рассказывай немедленно, что произошло?
   - Здравствуйте, Татьяна Витальевна. Полчаса назад мне позвонила Елена. Артёма задержали в аэропорту при досмотре. У него обнаружили наркотики. Елена просила меня приехать. Это всё, что мне известно. Поэтому едем сразу к нему, там и узнаем подробности.
Машина выехала из двора. Татьяна никак не находила себе места.
   - Наверное, произошла какая-то ошибка! Наш Артём – наркоман? Это же невозможно! Он даже не курил никогда! Юра, почему ты молчишь?
   - Таня, я же, как и ты ничего не знаю. Что я сейчас могу сделать! Илья, а что ты об этом думаешь?
   - Давайте не будем говорить, пока не узнаем все детали дела. Я думаю, что выход можно найти из любой ситуации. Вот мы и приехали.
Илья остановил машину, и они вышли на улицу. Татьяна вышла из машины с трудом, ноги её почти не держали. Юрий взял жену под руку. Вместе они зашли в здание милиции. Лена сидела на стуле в коридоре, обхватив руками колени, и глядя прямо перед собой. Она была бледной, тушь на ресницах размазалась, и под глазами у неё были чёрные круги. Татьяна первая подошла к ней:
   - Лена, что у вас случилось? За что задержали Артёма?
Она подняла голову и посмотрела на свекровь:
   - А, здравствуйте, Татьяна Витальевна. Наконец то вы приехали.
   -Да, мы приехали. И вы, я вижу, вернулись, нас порадовали. Что это за история с наркотиками?
   - Подождите, Татьяна Витальевна. Давайте выясним всё сначала.
Тут Илья вмешался в семейный разговор.
   - Так были у него наркотики или нет?
   - Да, были.
Лена достала из сумочки платок и вытерла им слёзы, отчего чёрные потёки туши размазались по скулам. Глаза у неё были красные, видно было, что плакала она много дней подряд.
   - Я все наши вещи обыскала, ничего не нашла. Он мне клялся, что таблеток брать с собой не будет. Я и в карманах куртки посмотрела. Не было ничего! А в аэропорту нашли! Я не понимаю, как Артём их спрятал? Я везде искала, точно искала.
   - Ладно, пойду я разговаривать. У меня тут приятель один есть, думаю, смогу что-нибудь сделать. Подождите меня здесь.
Илья вышел, а они остались сидеть в коридоре. Юрий обратился к невестке:
   - Лена, а давно Артём их принимает?
   - Месяца четыре уже, кажется. Я ему говорила, что бы он это бросил. Говорила, говорила, а всё бесполезно. Артём меня не слушал. Он вообще всех слушать перестал, только со своими друзьями - психами общался. Они там все сейчас с ума сходят – новый наркотик, от которого становишься умнее. Да, умнее! Идиот полный! Теперь его в тюрьму посадят, а я думала, что дома всё будет хорошо.
   - Это ты, идиотка полная!
Татьяна вскочила со стула.
   - Чего, тебе, дура, не хватало? Смотреть надо было за мужем!
   - Что он, маленький, чтоб за ним смотреть! Будто он про меня думал, когда эту дрянь пить начал! Я ему сказала, а он говорит – попробуй сама, увидишь, что это не опасно! Да, с первого раза ничего не будет, а потом? Я их видела, тех, кто долго таблетки пил. Не хотелось мне, чтоб Артём таким стал.
   - Почему же вы там сидели?
   - Это мы сидели? Я сколько раз вам звонила, говорила, что домой хочу? А вы: « Ах, Артёму надо университет заканчивать! Ах, в Германии такие замечательные перспективы!»
   - Послушайте её! Я же теперь и виновата! Ты просто…
   - Татьяна! Да, прекратите вы, обе! Лена, какие наркотики Артём принимал?
   - « Лунный дым» они называются. Это сейчас модно в Европе. Артём мне рассказывал, что от них какие-то галлюцинации необычные.
 Юрий отошёл от женщин и отвернулся. Да, человеческая память имеет одну особенность – очень трудно намеренно забыть что-либо. Даже, если очень стараться. А забывать ему было что. Например, глаза той старухи. Или трёх других из экспериментальной группы. В самом начале своей карьеры, в исследовании, которое стало для него шансом на успех, обнаружились побочные эффекты, о которых ранее не было известно. У троих пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения, после применения препарата возникли галлюцинации. Три человека были госпитализированы в психдиспансер. А одна женщина восьмидесяти трёх лет ушла из дома, и её только через неделю разыскали родственники. Юрий скрыл эти случаи и оформил их, как отказ от проведения исследования. Больше никто на тот момент не отмечал эффекта галлюцинаций. Общая картина работы не пострадала, и препарат был разрешён для широкого применения. Через несколько лет препарат начали применять не только пациенты невропатологов, но и молодые люди – студенты, что бы лучше подготовиться к экзаменам. Вот тогда и были открыты вновь галлюциногенные эффекты препарата. В определённых кругах этого не могли не заметить. Так и появился «Лунный дым». За пять лет своего использования он не распространился широко только потому, что его синтез слишком дорого обходился. Наркотик был доступен только « золотой молодёжи». Так что Юрий мог называться изобретателем « лунного дыма». 
   - Юра! Мне надо поговорить с тобой.
Илья вышел в коридор, и Юрий повернулся к нему.
   - Юра, я пока мало что могу сделать. Ты же знаешь, что все готовятся к Олимпиаде. Поднялась шумиха - борьба против наркотиков, за здоровый образ жизни. Вот, Шарапова вчера говорила, что Россия должна стать примером для всех стран. Опять же, Госдума приняла поправки к уголовному кодексу. Сложное это будет дело, с Артёмом. Сейчас я смог договориться, что бы ты с Артёмом увиделся. Пойдём.
   - Да, спасибо тебе.
Юрий уже хотел идти за адвокатом, но тут у него в кармане зазвонил телефон. Это был Андрей.
   - Здравствуйте, Юрий Михайлович! Поздравляю вас с наступающими праздниками! Я сейчас на шашлыках у самого министра! Здесь говорят, что на должность ректора утвердят вашу кандидатуру! После выходных ждите приказа. Примите мои поздравления! До свиданья, ещё раз с праздником!
   - Юра, пойдём быстрее, Артём нас уже ждёт.
   


Рецензии
По мне так скучновато!

Александр Степанов 2   18.03.2019 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.