Записки об особе с характером

…Крошечная треугольная мордочка, будто присыпанные золой носик и ушки, и – сияющие, прозрачные, огромные, невероятные голубые глазищи… Все остальное – кривенькие лапки, рахитичный животик, коротенький грязноватый хвостик – к делу относилось мало и на первом впечатлении не сказалось.

– Откуда она у вас? – с завистью спросила я Ольгу Илларионовну, владелицу этого маленького чуда.

– Да вот, внук из Великих Лук привез…

– Отдайте ее нам! – вдруг решившись, попросила я, на согласие, впрочем, и не надеясь. В те годы сиамские кошки в нашем городке были большой редкостью.

Но моя почтенная собеседница неожиданно сказала:

– Я подумаю…

Думала она до осени. В один из сентябрьских выходных дней в нашей квартире заверещал телефон.

– Ну что, все еще хотите котенка взять?..

Моя сестра и моя дочка тут же схватили по зонтику – день был дождливый – и помчались на Завеличье.

Киса с заурядным именем Дымка, превратившаяся к тому времени в очаровательного складного подросточка в черно-бурой маске, с такими же ушками, лапками и хвостом, весьма незаурядный характер продемонстрировала сразу.

Неласкова. Чуть что не так – когтем и зубом. Независима. Но при этом – общительна и любопытна как обезьяна. И будто всегда жила в квартире – никаких проблем с туалетом, все поняла мгновенно.

Почти сразу же проявила свои охотничьи дарования: у нас внизу «Гастроном», так что мышки по дому похаживают, похаживают… И Дымка, с утра закусив любимой рыбкой (мяса она не ест вообще, за исключением очень жирной свинины), садилась в засаду у мышиной тропы и караулила добычу долгими часами. А изловив мышку, носилась с ней по комнатам, утробно мурча сквозь стиснутые зубы и требуя от хозяев разделить радость удачной охоты.

О любопытстве Дымки можно слагать легенды и поэмы. Однажды я впервые при ней достала мясорубку и стала крутить фарш. Дымка как уселась на батарею центрального отопления возле кухонного стола, так и не встала до окончания происходящего. Причем мясо, поскольку она его не ест, не интересовало ее ни капли. Сам удивительный, не виданный ею до сего времени процесс заворожил кошку настолько, что у Дымки чуть глаза не вываливались из орбит от избытка впечатлений.

То же самое было, когда я, откинув крышку ножной швейной машины и приперев этой крышкой дверь комнаты, принялась, стуча, шить. Дымка чуть голову себе не разбила, пытаясь проникнуть в комнату и рассмотреть, что же там такое происходит?.. Что так необычно стучит, и что мелькает в узкой щели за дверью?..

Если я лезла на шкаф за книгой, осторожно становясь на две водруженные друг на друга табуретки, над моим плечом тут же показывались растопорщенные пегие усы – Дымка в один момент неслышно взлетала по ковру на стене, у которой шкаф стоял. Мол, что это вы там шевелите и перекладываете? Пустите и меня наверх – я тоже хочу все понюхать и потрогать…

ИГРЫ И ЗАБАВЫ

В далекие дни своей резвой молодости Дымка не давала проходу рыжим котам и собакам. Рыжих соплеменников она била, собак – пугала.

Бежит, бывало, по двору понурая смирная дворняга по своим делам. Завидев ее, наша киса кидалась собаке наперерез и становилась перед ней, выгнув спину, распушив короткий хвост ершиком для чистки бутылок и широко разинув по-змеиному шипящий розовый рот.

– Ай-ай-ай! – жалобно кричала дворняга и бросалась наутек.
 
А Дымка гордо рысила следом…

Однажды она так же попыталась напугать овчарку. Да не тут-то было. Надменной победительнице дворняг пришлось опрометью вскарабкаться, размочаливая когти, на створку распахнутого окна в подъезде, чтобы не отведать собачьих клыков…

После того случая Дымка стала осмотрительнее. Выбирала для устрашения по преимуществу такс и болонок. А потом на долгое время оставила это развлечение.
 
Но недавно она вдруг снова вспомнила свою отважную молодость и морально победила во дворе слишком звонко тявкавшую на нее собачонку. Соседи поздравляли: они видели Дымкин подвиг из окна.

Играть Дымка любит и сейчас. А уж в молодости… Она не возражала, чтобы забежавшая в гости пестренькая соседская кошечка Чуча поела чего-нибудь из ее миски. И не мешала ей подкрепляться. Зато уж потом непременно добивалась от Чучи участия в прятках и пятнашках. Хотя соседке, может быть, куда больше хотелось после обеда тихонько полежать на солнышке, грея живот…

В большую охоту в заросшем саду бесхозного дома Дымка играла со своим сыном Чипом, который жил по соседству у наших знакомых. Они встречались во дворе на прогулках и, прыгая по-тигриному друг через друга, грациозно помавая хвостами, неслись в свои джунгли…

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Раз у нашей красавицы были дети, то, само собой, был и супруг. В этом качестве несколько лет выступал сиамский кот Яшка, с хозяйкой которого моя дочь училась в одном классе. Красавцем Яшку назвать никак нельзя. У него была здоровенная устрашающая, по-волчьи длинная, косоглазая морда. И сами косые глазки – не голубые и искрящиеся, как у Дымки, а какие-то мутно-синеватые. Но – сердцу не прикажешь. Наша киса любила только Яшу.

А ведь в поисках достойного жениха для неё я обегала весь город. И не одного симпатичного претендента на лапку и сердце нашей дико орущей загулявшей красавицы приносила домой в большой сумке. Сидя там в потемках, коты по пути горестно вопили, и за мной то и дело увязывались любопытные собаки…

Рожать одна Дымка боялась ужасно. Как-то пришел ее час, а мне срочно понадобилось ненадолго уйти из дому. Я одевалась в прихожей, а киса умоляюще глядела на меня и, раскрыв рот, истошно кричала на одной ноте каким-то совершенно некошачьим голосом. Не уходи! Не бросай! Мне больно и страшно!

Но вскоре я вернулась, села у коробки, гладила и успокаивала страдалицу, и Дымка, как и всегда, благополучно разрешилась от бремени…

Матерью наша красавица была образцовой. Своих котят обожала. Когда они спали в коробке, сложившись для тепла в пирамидку, Дымка садилась снаружи и подолгу любовалась на них в щелочку между листами картона.

Поскольку эта самая коробка, выполнявшая роль кошачьего логова, всегда стояла в моей комнате, то ранние утренние игрища шустрого Дымкиного потомства будили меня ни свет ни заря. Котята описывали круги, пробегая один за другим сначала под диваном, а потом по нему – и по мне тоже…

Если мне случалось прилечь днем на диван с книжечкой, котята сразу же забирались на мою расслабившуюся тушку. Причем лежать они любили на… – как бы это поточнее выразиться? – словом, на области декольте и шее, где кожа не прикрыта тканью. И если в этот момент кто-нибудь отворял дверь в мою комнату и мне приходилось вступать с пришельцем в беседу, то разбуженный вибрацией и звуком котенок поднимал головенку и протестующе пищал: не мешайте отдыхать!

ЛОВКОСТЬ ЛАП – И НИКАКОГО МОШЕНСТВА!

Помимо многих других качеств и умений нашей сиамской красавицы меня всегда восхищала (а порой – причем нередко – и сердила) удивительная ловкость ее бурых когтистых лапок. Засунуть их куда не следует и поддеть что-либо своими острейшими когтями-крючками – это у Дымки всегда получалось великолепно.

Вырвать дверной утеплитель, размотать рулон туалетной бумаги, открыть дверцу шкафа (чтоб залезть в одежду и порыться там всласть), располосовать на ленты в какие-то секунды полиэтиленовую пленку, которой во время ремонта закрывается мебель и прочее добро… На совести нашей кисы много деяний такого рода. Кстати, о ремонтах: они приводят Дымку в дикий восторг. Особенно когда обои уже сорваны, но еще лежат у стен. Как здорово по ним скакать, грохоча толстой бумагой!

Короче, то, что кошка может сделать своими гибкими когтистыми лапами, я по опыту общения с Дымкой представляю очень хорошо. И когда прошлой осенью в нескольких деревнях нашего района были истреблены кролики, по характеру взлома клеток я сразу поняла, что ни маньяки, ни собаки здесь ни при чем. Это дело лап и когтей большой кошки – то есть рыси… Раз уж тигров и леопардов в наших краях не водится. Добавлю, что на одном из огородов нашелся тогда и рысий след. Как сказали опытные охотники, видимо, мама-рысь тренировала своих детей – как правильно кроликов убивать и кушать.

К счастью, наш голубоглазый маленький хищник ограничивается мышками и – если повезет, а везет крайне, крайне редко – мелкими птичками. Гораздо чаще Дымкиной добычей из летающих созданий становятся бабочки. Кисе страшно нравится держать изловленное насекомое за тельце, чтобы еще живая бабочка хлопала крылышками – бяк-бяк-бяк! – прямо по ее носу… А потом Дымка и сама свою добычу немножко пожует, и хозяев угостит – она нежадная!

Резюме: жизнь нашего семейства была бы куда бесцветнее, не появись в ней много лет назад эта удивительно своенравная особа…


Рецензии