Воспоминания. часть 36. проживание с подселением

ПРОЖИВАНИЕ С ПОДСЕЛЕНИЕМ

Где-то осенью мы получили в доме № 29 по Пролетарскому переулку в четырёхкомнатной квартире две комнаты. Две другие комнаты, меньшего размера, но с лоджией получили Резниковы.
Резников Михаил – молодой специалист, работал технологом во втором цехе. Жена – Татьяна. Работала  также  во втором цехе. Дочь, примерно,  возраста нашей Лены.
В этом же доме получил двухкомнатную квартиру и Уваров Виктор, но через несколько месяцев после нас.
После общежития и после нескольких болезней детей, мы, наконец, почувствовали себя более счастливыми.
В октябре 1977 года снова собрались мы все вместе. Обзавелись дополнительно мебелью. Ире купили кровать. Купили трёхстворчатый гардероб для одежды и белья. На кухню купили кухонный гарнитур. В кухонный гарнитур входили: обеденный стол, разделочный стол, пенал, две навесные полки и четыре табуретки. Позже купили радиолу «Урал», магнитофон «Спутник» и две взрослые кровати для Иры и Лены. Так что вещей стало прибавляться.
В ноябре я с Уваровым Виктором построили каждому по подвалу в нашем доме.
Осенью приезжал с Большой Волги двоюродный брат Николай. Он собирался в гости в деревню к моим родителям. В разговоре с ним я предложил ему, если будет возможность у мамы, привезти её к нам в гости. Николай обещал с моими родителями моё предложение обсудить.
И вот, где-то в начале ноября 1977 года мне на работу с проходной позвонил по телефону Николай и сообщил, что привёз маму. Радость и волнение охватило меня. Я отпросился с работы и вместе с Николаем пошёл к дому. Мама стояла на углу дома и, увидев меня, заулыбалась. Мы расцеловались и пошли к нам на квартиру.
Она с Николаем приехала ещё вчера. Но приехала к ним на Большую Волгу. Была у тёти Дуни. Её только что парализовало. А сегодня приехала к нам.
Мама жила у нас два месяца. Она помогала нам сидеть с Леной. Иру мы водили в детский сад. В конце декабря, сидеть с Леной, приехала Рая. Маму я отвёз домой. До дома добирались с приключениями. Я заранее билеты не взял, надеялся, что свободно купим в день отъезда. Время зимнее, а не летнее и надеялись, что трудностей с покупкой билетов не будет. Но мой прогноз не оправдался. Билетов не было. Мы попытались сесть на наш поезд без билета, но проводники не посадили. Удалось договориться с проводником на другой поезд, но он на разъезде Муравлянка не останавливался. Решили ехать до станции Вёрда, а там может, подвернётся какой-нибудь попутный транспорт до нашей деревни.
    На станции Вёрда решили идти на молокозавод, зная, что на молокозавод привозят молоко из нашего колхоза. Нам повезло. На молокозаводе я встретил Истомина Сашу, с которым учился в школе и был на курсах парашютистов. Мы оба обрадовались встрече. Маму посадили в кабину, а я сел в кузов. Ехать предстояло 25 километров. Одет я был в лёгкое осеннее пальто. Поэтому, пока доехали до дома, я весь продрог. После того, как посидели с родителями и Истоминым Сашей за столом и отметили наш приезд, я залез на печь. Хорошо, что её протопил папа. Печь была горячая, и это меня спасло. Я прогрел себя, как говорят, до костей. Видимо это и позволило мне не заболеть, не было даже насморка.
1978 год для нашей семьи начинался несколько лучше 1977 года. Но, к сожалению, болезни продолжали нас преследовать. В начале года мы все переболели гриппом. В июне Раю Иру и Лену отправили в Рязань. Воспользовавшись моментом, мы сделали ремонт комнат.
В июле я взял отпуск и вместе с Раей, Ирой и Леной отдыхали в деревне. У Веры отпуск был зимой, так что она работала.   
В сентябре Анатолий Иванович, Вера, Ира и Лена отдыхали в Самарканде у родственников. Вера брала отпуск за свой счёт. Отдохнули они хорошо. А главное поправили здоровье. Дети окрепли, и Вера стала чувствовать себя лучше: перестала кашлять.
 В этот год я основательно занялся огородом. Первый огород, который я освоил вместе с Кошелевым Сашей, был на Первомайской улице. Освоили мы его на заброшенной усадьбе и поэтому урожай собрали с него неплохой. Но он был в черте микрорайона и рядом с дорогой. Боков Виктор Дмитриевич, которого я хорошо знал по первому цеху, предложил нам освоить участок рядом с ним в районе платформы. Официально разрешение для освоения земли под огороды в этом районе не было, но поселковый совет не возражал освоить эти земли. Поссовет предупредил, что в этом районе должна проходить высоковольтная линия и будут прокладывать водопровод от артскважины, поэтому в перспективе возможно огороды пойдут под снос.
Место нам понравилось. Рядом был лес, платформа, недалеко улица Первомайская, Канал имени Москвы и от дома находился, примерно, в двух километрах. Поэтому решили осваивать. Кошелев через год всё же забросил этот участок. Я же наоборот забросил участок в черте микрорайона, и все силы бросил на этот участок. Участок размером был около пяти соток. Участок Кошелева взял Уваров Виктор.
Высоковольтная линия и водопровод прошли рядом, а потому со временем этот участок официально зарегистрировали под огороды.
В этом же году я построил на огороде сарай. На заводе сломали деревянные стеллажи на складе стеклодеталей. Я выписал машину отходов пиломатериалов, образовавших от слома стеллажей, и из них построил сарай.
   Огород стал отнимать у меня много времени. Считаю, что увлечённость инженерно-техническими работниками и руководителями огородами отрицательно сказалось на развитие научно-технического прогресса и экономики не только на нашем заводе, но и в стране. К такому выводу я пришёл, анализируя работу нашего предприятия.
 В этом же году на заводе был организован садоводческий кооператив, в который вошли многие руководители и ведущие специалисты завода. До образования садоводческого кооператива обычно после утренней пятиминутки у директора завода, многие руководители собирались у начальника ПДО Карасёва В.Н. и обсуждали проблемы производства, качество продукции, совершенствование технологии. Проблемы личного характера не обсуждались или обсуждались очень редко.
Ситуация резко изменилась с создания садоводческого кооператива. У Карасёва в кабинете уже чаще производственных проблем стали обсуждаться дела личного характера. Да, и не только садоводческий кооператив, также отрицательно стал сказываться на результатах работы предприятия – это покупка руководителями и специалистами автомобилей и строительство своими силами гаражей. Я стал убеждаться в том, что увеличение личной собственности начинает разлагать личность. Человек всё меньше начинает думать об общественных интересах, а больше о личных интересах. На моих глазах стал проходить процесс постепенного разложения личности. Я стал всё чаще задумываться о проблемах собственности в переходный период от социализма к коммунизму. Более углублённо стал изучать эту проблему. Радовало то, что в печати по проблемам собственности стала появляться литература.
1979 год начался резким обострением международной обстановки. Китай начал войну с Вьетнамом. Так как наша страна имела дружеские отношения с Вьетнамом, народ ожидал вступления нашей страны в войну с Китаем. В конечном итоге пожар войны мог бы разгореться в третью мировую войну. Народ, имея горький опыт Великой Отечественной войны, стал скупать спички, мыло, соль и другие товары и продукты.
В конечном итоге всё обошлось. Китай прекратил войну с Вьетнамом. Народ вздохнул с облегчением.
В 1979 году была очень суровая зима. Морозы доходили до 50 градусов. В результате чего у многих вымерзли сады.
Не обошли беды нашу семью и в этом году. Весной Ира заболела свинкой. Болезнь дала осложнение на почки. В результате прошлогодняя поездка в Самарканд пошла насмарку. Снова болезни посыпались на нашу семью. Болели не только дети, осенью заболела и Вера. Видимо это было последствием жизни с подселением, болезнью детей и изматывающей работой на заводе. В день моего тридцатилетия Веру положили в Балашихинскую больницу, а 15 октября ей сделали операцию.
В конце года снова осложнилась обстановка в мире. США, потеряв влияние в Южном Вьетнаме и Иране, пытались компенсировать утерянные позиции в Азии. Расположение Афганистана давало возможность США, в случае организации баз на территории Афганистана, приблизиться к южным  границам СССР,  границам Ирана и Китая. Со стороны СССР в сложившейся обстановке такого развития событий допускать было нельзя.
В конце декабря 1979 года наше руководство приняло решение вводить войска в Афганистан. В самом Афганистане в это время была сложная обстановка. Руководство Афганистана неоднократно просило ввести наши войска. И вот в конце декабря операция по вводу наших войск в Афганистан была успешно выполнена. Как и следовало ожидать, это нашло резкое осуждение со стороны США. Их демарш выразился и в отказе участвовать в летних олимпийских играх 1980 года, проводимых в Москве. СССР и США вступили в новую полосу холодной войны. Так что 1980 год начался для нашей страны обострением отношений с США и укреплений наших позиций в Афганистане.
В ПДО я работал уже пятый год. Срок был достаточный, чтобы изучить производство, выявить недостатки в организации, оперативном планировании и диспетчировании.  Я ещё не растерял багаж теоретических знаний, полученных в институте. Эти знания я стремился использовать в своей работе. Но меня продолжали волновать вопросы дальнейшего развития нашей страны. Развитие товарно-денежных отношений настораживало меня. По трудам Ф. Энгельса я знал, что если не ликвидировать товарно-денежные отношения, то они в конечном итоге приведут к капитализму. Я был убеждённый сторонник теории построения коммунистического общества и в перспективе возврат к капитализму меня не радовал. Я стал больше времени уделять изучению трудов Маркса, Энгельса и Ленина. Я достал брошюру Сталина «Проблемы построения социализма в СССР», которую перечитывал по несколько раз. Благодаря этой брошюры для меня стали понятнее многие вопросы, на которые я не мог найти ответов.
Более углублённо изучить вопросы политэкономии мне помог случай. Работник ПДО Ситнов Анатолий Иванович преподавал политэкономию в вечернем техникуме. Но он уже был пенсионного возраста, да и здоровье последнее время стало сдавать, и он решил уйти из техникума. Вместо себя он предложил директору техникума мою кандидатуру. Спридзгаль, директор вечернего техникума, согласилась с моей кандидатурой. Она предложила мне преподавать политэкономию. Это предложение совпало с моим желанием более углублённо изучить политэкономию. Я согласился.
Проводил я занятия в двух группах. Для того, чтобы повысить посещаемость и активность на занятиях, я поставил условие: кто будет посещать за семестр занятия не менее 75%, а также иметь не менее трёх оценок не ниже четвёрки, могут рассчитывать на досрочную сдачу экзамена. Для того, чтобы студенты могли более углублённо изучать хотя бы один вопрос, я раздал темы рефератов. Каждый должен выбрать тему и написать реферат. К экзамену допускались только те, кто защитил реферат. Выбранная методика преподавания дала определённые результаты. Посещаемость занятий студентами была хорошая, да и активность студентов при разборе вопросов меня радовала.
Не успел я закончить зимний семестр в техникуме, как мне было предложено перейти работать в цех по производству цветных кинескопов старшим экономистом. 


Рецензии