Мой дед Волохов Дмитрий Алексеевич

Посвящается всем
 простым героическим людям

Детство считается не полным, если в нем не было дедушки. Именно дедушка становится для ребенка, что-то вроде папы, но который все разрешает и балует. Практически всем в детстве посчастливилось насладиться любовью дедушки, а если мой читатель ещё юн, я желаю что б и он ощутил всю сладость дедовой любви. Вот и мне досталось аж два деда. Но сегодня я бы хотел рассказать о дедушке по моему отцу Дмитрии Алексеевиче, да простит меня моя мама и второй мой дед которого любил не меньше и прожил с ним много прекрасных дней. Но сегодня рассказ не о нем.

К сожалению, дед Дима умер, когда мне было всего 3 года. Несмотря на ранний возраст, я отчетливо помню некоторые моменты его жизни, так же помню, как он умер – день смерти, гроб, его в гробу, похороны. Ночью меня разбудила мама и в слезах сказала: «Леша, дедушка Дима умер». Именно эти слова… Казалось бы, зачем будить маленького ребенка ночью и говорить ему все это? Цель моего повествования состоит в том, чтоб Вам стало понятно зачем. И самое главное и странное я четко помню свои ощущения той ночью –  деда умер, ну что ж, бывает, как-будто я потерял далеко не самую любимую игрушку. Наверное, детское ощущение мира или что-то еще не дало мне понять полностью все происходящее. Потом деда лежал в зале, в красном гробу и моя бабушка целый день сидела рядом и тихонько плакала. Бабуля тихо прощалась с единственным и неповторимым человеком в своей жизни. Приходили какие-то люди, плакали, прощались, а я рядом игрался на ковре с машинкой.
Потом были похороны. Это событие одно из великих событий в моей жизни. Для более тонких ощущений происходящего я  хотел бы в виде экскурса в прошлое рассказать немного о времени и предметах окружавших нас тогда, это был 1982 год. В те времена самый комфортабельный автобус в СССР "Икарус-256" – мягкие регулируемые сидения, динамики над каждым местом, индивидуальная вентиляция и даже холодильник. Прокатиться на таком было достижением и об этом рассказывалось потом долго долго друзьям. Пионерия, комсомол все еще были движущие силы молодежи. Вступить в пионеры или в комсомол считалось честью и почетом. Легковая машина символ престижа. А ещё были модели для склеивания – самолеты, танки и т.д. Они очень дорого стоили и были в дефиците.

Так вот похороны.  Мои старшие десятилетние братья в связи с важностью происходящего надели красные галстуки, на похоронах было 40 автобусов Икарус, легковым автомобилям не было счета, а люди шли нескончаемой чередой как в мавзолей к Ленину.  Что б я особо не мешался, мне купили самолет-конструктор, который нужно было самостоятельно собрать и склеить, МНЕ В 3,5 ГОДА, мои ровесники поймут меня. Я вышел во двор, грянула музыка, похоронная, а я начал танцевать. В конце концов, меня посадили в УАЗик (таблетка) – это вообще было неописуемо, я в такой машине ещё не ездил никогда, эти военные машины совсем недавно встали на службу гражданским. И тут начали сигналить автомобили, казалось весь город гудит в клаксоны и провожает моего деду. Потом его повезли в школу, 7-ю школу города Донецка, с 1949 года он 23 года был её директором…

Волохов Дмитрий Алексеевич родился в 1912 году в одной из деревушек Орловской губернии. Жил он в обыкновенной крестьянской семье, которую впоследствии раскулачили. А раскулачивали, как правило, в те годы тех, кто умел и хотел работать. Жаль, но до меня мало дошло рассказов о тех далеких предках живших на рубеже 19-го и 20-го веков. Помню, что кушать садились всей семьей, а это человек 20. Брали еду ложками по старшинству из лохани, так тарелка большая называлась или вот еще случай дошедший до меня: «В семье были знаменитых на всю округу два брата – «кулачники», это те люди, которые участвовали в драках на масленицу, развлечение было такое у моих прадедов. И вот как-то по улице деревни едет телега груженая, с кобылкой, запряженной в неё. Как это у нас издревле и до сих пор ведется посредине дороги огромная лужа. Телега в ней и увязла. И хозяин хлещет кобылу, а она не в силах вытянуть груз. Хлещет, матерится очень жалко смотреть на животинку. Один из этих братьев подходит к мужичку, хорошенько приложился ему в челюсть, да так, что тот в лужу и отлетел. Сам зашел в лужу сзади телеги, приподнял её, а другой брат потянул кобылку за узды, так и вытащили».

Следующий известный для меня этап жизни моего деда ему 14 лет и он попадает в Донецк на Украине, правда тогда ещё не Донецк, а Сталино, а ещё двумя годами ранее этот город назывался Юзовка. Немного слов об этом уникальном городе. Я бы сравнил этот город с запорожской сечью, только в сечи объединялись разбойники, беглые каторжники и прочий сброд, целью которых была нажива. Потом в украинской истории в связи малым количеством героических свершений облагородят и осветлят сечь, ну да и Бог им всем судья. А в 1869 году англичанин Джон Юз покупает земли на берегу реки Кальмиус, для создания металлургического производства, и через три года плавится первый чугун. И так на протяжении 140 лет в это край стекаются люди со всего мира ради одной цели – работать, работать и еще раз работать. Достигать высочайших и благороднейших целей. Как запорожский казак бросался бой с наглым турком, бросались донецкие рабочие в трудовые будни. На уровне генетики ковался работящий характер будущих дончан. Мне один человек, с которым меня столкнула жизнь, человек в солидном возрасте рассказал как-то: «Я в металлургии 40 лет, объездил весь советский союз, где хоть какой-то намек на металлургию и поверь мне седому деду, что более работоспособных людей ты наврядли где увидишь нежели как в Донбассе и Кузбассе». Итак, край цветет, обретает мощь и красоту. Конечно, здесь вращаются крупные деньги, а значит, конечно, появились и любители легкой добычи. Бандиты это неотъемлемая часть истории города, на протяжении всего его существования. Но и они здесь не такие как везде, но это мои ощущения, может в милиции думают и по-другому. Непросто здесь жить, ой как не просто, но как интересно. И вот безграмотный испуганный пацан 14-ти лет отроду попал в этот прекрасный край, кстати, мать его отказалась ехать в Донецк, так как паровоз это дьявольское детище и вовнутрь него она не войдет, побоялась. Не буду пытаться понять, что подвигло моего деда пойти впоследствии учиться на рабфак, но он это сделал. Кстати рабфак, сокращённое название существовавших в СССР в 1920-30-е гг. рабочих факультетов - общеобразовательных учебных заведений. Он ещё не знает, что будет в его жизни момент, когда он станет заведующим городским отделом образования города Донецка. Ну, все по порядку. И так мой дед выбрал себе путь народного образования. Он становится учителем, потом директором какой-то небольшой школы.
В 1939 году его направляют в Кишинев директором гимназии. Оттуда уходит на фронт. Я хотел бы периодически рассказывать истории о моем деде. В Молдове в первый рабочий день в гимназии моему деду принесли в кабинет обед. И кроме всего прочего бутылку вина. Он вызывает все начальство, начинает их песочить, ведь он подумал, что вино – это своего рода подкуп. Молдаване смотрят с недоумением, за что? Как впоследствии выяснилось, у них вино как у нас кисель на обед.

Война. Великая отечественная война. Именно так, а не как сейчас, намеренно стирая советское прошлое из памяти народа, называют эту войну второй мировой. О войне моего деда я не знаю ничего, кроме ранения и ампутации левой руки и кучи наград и орденов. Бабушка говаривала, что, мол, если б не ранение, дедушка пожил бы ещё с нами. По-моему был ещё и неоперабельный осколок.

Так вот жизнь идет и мой дед в становиться директором школы № 7 Калининского района города Донецка. О городе я рассказывал, но есть в этом городе район, калининский. Это отдельная каста в городе, я сам родился в другом, соседнем районе, но последние два года школы я учился на калиновке, так в народе называют этот район. И все, я растворился в нем, я до сих пор в этом районе, хотя за 700 километров от него. Все, что в моей жизни серьезно все из этого района. Таких людей, таких многогранных людей я не видел нигде, таких бушующих чувств и событий, отношений, дружбы я никогда больше не встречал. Мои одноклассники из первой школы разбежались по жизни кто, куда и никто не знает про друг друга ничего, за исключением 2-3 человек. А у «калиновцев» половина записной книжки в мобильном телефоне не меняется с момента покупки мобильного телефона – это кореша с калиновки. Мое обучение в  институте просвистело со скоростью звука и осталось 2-3 человека на связи, мы периодически созваниваемся, вспомнить то в принципе особо и нечего. А вот школа, калиновка это да, это увлекательнейший роман который пишет лучший в мире писатель – жизнь.

И вот мой дед в 1949 года становится директором этой самой 7-ой школы, на той самой калиновке. А нужно сказать, что район был в те годы очень криминальный, на калиновке располагались бараки, в которых жили освобожденные зека, да и вообще время было голодное и тяжелое. А я напоминаю, мой дед без одной руки. Был случай, ночью раздается женский крик с мольбами о помощи, дед выбегает, оказывается женщина с прачечной шла, и у неё отобрали бельё. А белье в те годы было на вес золота. Дед, не теряясь, домой за ружьем, и бегом за вором, а ружье одноствольное и рука одна, т.е. нужно брать только психологически. Он догоняет, забирает белье и отводит нападавшего в милицию. Мой дедушка бегал феноменально быстро, а это достаточно тяжело с одной рукой, как-нибудь попробуйте побегать, размахивая только одной рукой. Когда дед жил, там на калиновке, у него было трое детей, среди них и мой папа, в семье он был младший. Так вот пошли слухи, что в местах, где проводились карточные игры на калиновке на деньги, часто любили бывать дети директора. Оказывается, был обычай у картежников тех лет, при солидном выигрыше отдавать зрителям маленькую часть. Ну и конечно сыновьям директора доставалось побольше, чем остальным. Естественно прознав об этом, дед всыпал по первое число начинающим каталам. Его авторитет был настолько силен и уважаем, что он стал чем-то вроде дона. К нему приходили за советом, за помощью. Он слил школу с общественной жизнью района, она стала своеобразным народным исполкомом, и это исполком возглавил мой дед. А однажды пришел дядя Гаврюша. Так назвал его дед. Эту историю мне рассказал мой папа. Жарким летом на пороге дома появился мужик в ушанке и в телогрейке. А нужно ещё сказать, что мой дед занимал ещё и какой-то серьезный партийный пост в областном комитете партии. То есть он находился под тщательным наблюдением власти и все его поступки он наверняка осуществлял через призму коммунистической партии и её политики. «Здравствуй дядя Гварюша» - так его встретил дед. О чем-то поговорили, покурили, дед ему что-то вынес из дома, отдал и тот ушел. Это был его дядя, которого раскулачили в момент коллективизации, и вот он возвращался домой, отбыв срок, заехал к племяннику, и нужно сказать это серьезный поступок принять у себя в доме человека со столь не нужной в те времена биографией.
Почему люди тянулись к нему? Откуда этот авторитет у этого неграмотного крестьянина из российской глубинки? Со слов моей бабушки и моих родителей я понял, что для деда школа означала все, а потом с годами я понял и самое главное. Для моего деда, Волоховадина Дмитрия Алексеевича самым главным были люди, которых он пропускал через себя в своей школе.

Затем, когда я подрос и окунулся в жизнь, долгое время приходилось слышать от очень важных и уважаемых людей в городе: «Волохов? А не тот ли ты Волохов, чей дед был моим директором? Или Волохов с калиновки?» После того как все выяснялось, что я именно тот, отношение ко мне менялось кардинально, я буквально становился родным для этого человека. Об этом я рассказывал папе и бабушке, у нее, как правило, наворачивались слезы,  а папа широко улыбался и вспоминал что-нибудь интересное про своего отца. В самом раннем детстве я перенес какую-то тяжелую операцию, память о ней шрамы по всему телу. И вот в лет эдак 16 у меня начал болеть один из шрамов. Естественно моя мама как в образцовой военной части подняла тревогу, и я через короткий промежуток времени стоял перед лицом врачей, которые меня оперировали в детстве. Больница естественно на калиновке. Один из врачей, Джанцызс Николай Николаевич, узнав меня, схватил в охапку и с радостными криками внук Волохова, как будто я, его внук которого он лет 10 не видел, начал водить по кабинетам и проводить необходимые обследования, рассказывая всем врачам и медсестрам истории о калиновке и обязательно представляя меня как сын Вовки Волохова (мой Папа) или внук Волохова. И вот зайдя в один из таких кабинетов, мы столкнулись с каким-то дядечкой, который был явно занят серьезным делом, показывая коллегам рентгеновские снимки и что-то обсуждая. «Ты знаешь кто это?», указал на меня Джанцызс. Врач покосился и состроил гримасу непонимания. Николай Николаевич со всего размаху отпустил врачу леща и крикнул: «Ты чего? Это ж Волохов, мы его оперировали, когда он вот таким малепусеньким был», показывая характерный жест. Выяснив, что у меня все в порядке Николай Николаевич рассказал мне историю, так ради хохмы, как они калиновская молодежь отомстила какому-то нехорошему человеку. Этот человек жил в квартире на первом этаже. Когда его не было дома, подогнали ассенизаторскую машину, вставили шланг в форточку и 3 тонны фекалий выкачали в квартиру. Последствия представляете. Вот таких разбойников, будущих профессоров медицины приходилось воспитывать моему деду.
Потом меня свела судьба с матерью моего одноклассника, она была его ученицей, да я забыл сказать, что мой дед был историком. Так вот когда, я впервые пришел к ней в дом, она горделиво показывала фотографии с моим дедом и больше всех она гордилась, где он её так по-отечески приобнял. Я смотрел в её глаза и видел теплоту  и какое-то нежное чувство ностальгии.

Да … приятные минуты я испытывал, слушая этих людей.
 Когда я перешел в школу на калиновку и постепенно расширял свой круг знакомств, представляя меня новым знакомым,  друзья иногда приговаривали: «Вот это его дед был директором 7-ой школы», ко мне присматривались, сразу же здоровались и как-то уважительно расспрашивали как дела ну и там всякую ерунду.
Да моя фамилия мне помогала, и обязала держать соответствующую планку всю жизнь. Я когда-то понял, что нельзя, чтоб о Волоховых говорили как-то по-другому, нежели как о моем деде. Но самое уникальное это то, что никому из потомков моего деда не пришлось тлеть в тени его имени. Он смог вырастить свое потомство так, что оно было не менее ярким.
Со временем моего деда назначают начальником гороно. Но он долго не смог там проработать, он попросился обратно в школу. В современном мире этот поступок врядли сможет быть понятым. Лишиться положения, денег ну и так далее. В те времена не было ни культа денег, ни культа еды, ни культа достатка, абсолютно другие ценности волновали умы. Жить во имя жизни и добра. Вдумайтесь в эти слова, и если у Вас прояснится что-то в голове у Вас великое будущее. Так вот дорогие мои, я бы очень желал, что б меня как рассказчика, а главное моего деда Вы поняли и не только поняли, а и поддержали искренне его поступок. Ведь в те времена важен был человек, а это был сильный человек. Красивый, здоровый, победивший недавно страшного врага, страшной же ценой и теперь возводящий из пепла свою Родину – это советский человек! Сейчас многие возмутятся, опять очередной комуняка будет вспоминать о любимой партии и т.д. Нет, я последние лет 5 абсолютно аполитичен. Но одно я могу сказать твердо, ни один последующий строй или правитель не смог воспитать такого человека в своей стране, каким был тот гражданин. Все меньше таких людей сейчас в странах бывшего СССР. Извините, за отступление.  И так мой дед вернулся в школу, на директорство, а потом на пенсии поработал учителем истории, сколько здоровье позволило.

Все мои воспоминания о дедушке связаны с последними его годами жизни, я не помню его таким громогласным директором, я помню тихого старика, которого одолевают болезни. Но один момент мне помнится особо ярко, у деда был какая-то фантастическая способность расчесывать волосы. Сейчас поясню, у меня с детства волосы как солома жесткие и очень, очень густые ещё и кучерявятся. Расчесать их это мука, но дед как-то настолько ловко, аккуратно и самое главное приятно мне их расчесывал, что я как щенок под ласковой рукой хозяина просто млел. Никто, повторяю, никто не мог меня расчесать, как это делал он. Жаль, но такое воспоминание лишь одно.
Мой родной брат пожил с дедом на 7 лет больше и в его памяти историй конечно больше чем у меня, вот одна из них. Брату купили велосипед, Украина. Это все равно, если б сейчас хлопцу 18-ти лет отроду купили новенький Лексус. Естественно мой брат один квартал за молоком ездил на велосипеде, да вообще везде только на велосипеде. Теперь велосипед нужно поднять на 3-й этаж, ну конечно же лифтом. А надо сказать лифт был новый и в нем только повесили зеркало. Для того чтоб велосипед поместился в лифт его нужно поставить на заднее колесо в тот момент когда переднее уже в лифту. Несложная операция при определенных навыках. Но, зеркало было разбито, разбито моим братом, внуком бывшего директора школы, пенсионера, но моей дед, словно отставной генерал, командный тон на гражданский еще не скоро сменит. Естественно, брат, предчувствуя неладное, спрятался у себя в комнате и ждал. Через 15 минут звонок в дверь, пришел местный Швондер. Так мол и так Дмитрий Алексеевич, Ваш внук был замечен в порче имущества, зовите его сюда я с ним беседу проведу, ну и так далее. Как нормальный человек, в виде резких выражений, указывающих на его нежелание принятия воспитательных мер к своему внуку со стороны домоправителя, высказал свое ярко выраженное отношение ко всем работникам ЖКХ и к нему в частности. Расстроенный из-за того, что его, домоправителя опять не поняли и мало того отругали в принципе-то не за что, удалился восвояси. Напряжение моего брата достигало предела. Вроде его отмазали, но сердце стучало так громко, что это было слышно. Заходит в комнату дед: «Дмитрий это ты сделал?» «Да….я….» «Так! Чтоб это было последний раз!». И вышел из комнаты. Брат мне говорил, что он на меня так в это время посмотрел, что лучше б мне задали хорошей порки, чем эти короткие слова и этот взгляд.
В тот день была солнечная, но ветреная погода. Деда последний раз привезли в его родную школу. Школа была окружена толпой людей, для меня трехлетнего это было непостижимое количество людей. Вышел почетный караул пионеров, вынесли красное знамя, высшая реликвия у советских людей того времени. Произнесли торжественные речи, а потом… потом люди плакали, просто плакали. Миллионами цветов был устлан школьный двор. Двор, в котором тысячи людей запомнят всегда как с иголочки одетого, строгого, справедливого и очень правильного человека, который дал им первые жизненные напутствия – своего директора. Потом его увезут с калиновки навсегда.
Я потом много раз проходил мимо этой школы, заходил во двор, но почему-то боялся зайти во внутрь. Мне тогда было лет 12-14, и боялся я вот чего. Я боялся увидеть потрескавшиеся стены, неопрятных детей, безразличные взгляды учителей, серые классные комнаты, а ещё я боялся узнать, что нынешний директор школы торгует на вещевом рынке, и в этой школе можно за деньги купить аттестат… Но я узнал. И вот тогда я понял, наверное,  впервые так особо отчетливо как много я должен своему деду, которого я в принципе не знал. Я понял: «…поднимет детская рука, мои года, мои  богатства». Простите, если сложится впечатление, что я в столь раннем возрасте так много понимал. Нет. В том возрасте я чувствовал какие-то волнения в душе, пока не объяснимые. А сформулировать удается их может только сейчас.
Случай это или нет, но вскоре на уроке русского нужно было написать сочинение на тему «Жизнь интересного человека». Я словно журналист бегал по квартире то к папе, то к бабушке и выспрашивал подробности жизни своего деда. Наконец-то! Сочинение готово. Кстати основа этого рассказа и есть мое сочинение тех лет. Я с тайной надеждой, что меня при всем классе как-то отметят, ведь такой дед замечательный. Сдал сочинение и ждал с тревогой 2 дня следующего урока. Но. Начну с учителя. Это девочка максимум лет 30-ти на тот период, которая укутывалась в шаль, носила собой томик Блока, взгляд её всегда был несчастен и отрешен. Она плакала на уроках под музыку Рахманинова. Да, мужской пол жестоко обделил её вниманием и она, приняла образ страдающей в этой никчемной жизни девы. Она поставила мне за содержание 3, за грамотность не помню, да и не важна была мне эта оценка. Под оценкой надпись,- Ты не отобразил отношение своего деда к внешнему миру! Я в шоке, потом гнев, потом потребовал объяснений. Она закатила свои глазки и начала умничать. Какое отношение, к какому миру. Я был ужасно оскорблен. Я просто перестал ходить на её уроки. Мне полоснули по открытой ладони острым лезвием. Мое желание донести о людях той эпохи, не нашло оклика. Но я не отчаялся. Все мои друзья, знакомые, близкие знают Волохова Дмитрия Алексеевича и это не предел, мои дети, которые обязательно прочтут эти строки, поднимут детской рукой богатство Волоховых, наши года, нашу историю.
В окончании написания этого повествования я спросил себя: «А почему рассказ назван именно так, а не иначе?». Для меня в сочетании звуков фамилии моего деда звучит некий гимн всей моей семьи и бесконечной гордости за своих предков и ощущение великой чести ношения своей фамилии.
«Леша, дедушка Дима умер», сказала мне тогда моя мама, словно предчувствуя, что у её сына в жизни будет острая необходимость вспомнить своего деда, понять его, кем он на самом деле был и что он оставил после себя.


Рецензии
Хороший рассказ! Желаю вам дальнейших творческих успехов! С ув Татьяна

Татьяна Горбанец Браило   20.06.2009 00:27     Заявить о нарушении