Сказки старого Хариуса

Байкал – это сказка! Здесь есть грозные духи, места силы, говорящие рыбы; здесь обитают Любовь и Красота. Я была на Байкале полгода. Любовалась природой, встречала рассветы, разговаривала с его обитателями. А потом появились сказки старого Хариуса.

1
История Нерпы

Я познакомилась с Хариусом ранним утром. Солнце поднялось над хребтом и, вытащив свою палитру, наносило оранжевые мазки. Ветер бегал по волнам озера и взбивал кудрявые хохолки. Багульник стряхнул сон и рассматривал себя в прозрачных водах Байкала. Хариус подплыл к берегу и, высунув голову, поглядел мне прямо в глаза.
-  Не видела Нерпу? – спросил он.
Чёткий вопрос, шелестящий, как ветер, голос.
-  Нет.
-  Ох-хо-хо! Не случилось ли что?
Я присела на гальку и посмотрела на солнечные лучи. Они бежали по озеру и оставляли за собой разноцветные дорожки.
-  Нерпа живёт у Ольхона, - сказал Хариус. - Вон там!
Он повернулся на север и пошевелил плавниками.
-  Не слышала про неё?
-  Нет. Я только приехала.
Небо стало оранжевым, байкальская вода - жёлто-малиновой. Я ахнула.  Хариус показался посланником озера.
-  Кажется, здесь живёт Чудо, - прошептала я.
-  Угадала! Оно живёт на Байкале.
-  Расскажешь про него?
-  Сначала про Нерпу.
-  Почему?
-  Она услышит и приплывёт.
«Логично!» - подумала я.
-  Эта история началась днём, - начал Хариус. - Нерпа нежилась в лучах солнца и смотрела на Ольхон. На острове расцвели жаркие, и он будто горел.
-  Жаркие?!
-  Это - цветы. Они похожи на розы - маленькие и без шипов.
Хариус оживился и, сделав круг, поплыл параллельно берегу. Я пошла за ним вслед.
-  Мирный покой нарушил глухой рокот, он шёл из недр озера. Нерпа разволновалась. Прислушиваясь и озираясь, она поплыла к берегу. Там паслось стадо коров.
-  Зачем к берегу? – перебила я.
-  Она искала присутствие.
Ответ Хариуса был так мудрён, что я остановилась.
«Какая связь между стадом и Нерпой?»
-  Когда рядом беда, тянешься к жизни.
Хариус высунул голову и спросил:
-  Разве не так?
-  Ты прав, - ответила я и побрела дальше.
Теперь Хариус плыл за мной. Время от времени он смотрел на солнце и щурился от удовольствия. Встретив на пути валун, Хариус ушёл в тень.
-  Отдохнём.
Шелест пролетел над водой и растворился в озере. Я уселась на гальку и подставила лицо солнцу. Перед глазами плясали яркие блики.
«Как кинокадры, - подумала я. – Видимо, краски Байкала заполнили  мозг и рисуют картинки».
-  Ты ещё здесь?
Сонный голос пролетел мимо уха и опустился за валуном.
-  Да! Мечтаю и наслаждаюсь.
-  Неудивительно!
Хариус стряхнул дремоту и показался над водой.
-  Слушай дальше.  Увидев коров, Нерпа успокоилась. Она решила попрыгать, как вдруг ощутила удар. Вода поднялась вверх и понеслась к берегу. Нерпа сделала кувырок и плюхнулась в озеро. Она растерялась. Яркие лучи, бескрайняя стихия, перламутровый блеск волн. Всё так, и не так! Что же произошло? Нерпа посмотрела на берег. Берега не было! Ни травы, ни стада – только вода!
-  Куда пропал берег? – воскликнула я.
-  Разумный вопрос!
Хариус вздохнул и распластался в прибое.
-  И Нерпа не поняла. Был берег, и нет! Согласись, осознать трудно.
-  Был и пропал! – прошептала я. – В этой фразе - Тоска.
-  То-то и оно!
Хариус взмахнул хвостом, и брызги разлетелись в разные стороны.
-  Без Тоски никуда! 
-  Разве?
-  Уверен!
Красный плавник вспыхнул на солнце, и до меня донеслось:
-  День-ночь, свет-тьма, радость-печаль…. Везде две стороны.
Я смотрела на воду, и в голове прыгали слова: «день-ночь, свет-тьма, радость-тоска!». Да, это – не Хариус, рыба-мудрец! А может…?
Меня озарила догадка. Может, это – не рыба! Может, со мной говорит Байкал?
Хариус блеснул на поверхности.
-  Смотри, она возвращается!
На горизонте показалась точка.
-  Как ты увидел?
-  Почувствовал, - ответил Хариус и поспешил к Нерпе.
-  Погоди! – крикнула я. – В истории нет конца!
Хариус остановился.
-  Разве?
Он помахал плавником и сказал:
-  Гул прекратился, и солнце осветило залив. Он появился там, где паслось стадо.


2
Золотой Дракон

Говорят, что сердце Байкала – это Ольхон. Над островом летают легенды, здесь прячутся духи, камлают шаманы. Ольхон, будто глаз – зелёный, белесый, оранжевый. Он смотрит в Космос и впитывает его энергию.
Студёные ветры кружат над берегами, прозрачные воды Байкала замыкают остров в объятья. Тайга, скалы, степь, пустыня, глубокие ущелья – непостижимое место!
Я была на Ольхоне два дня. Собирала жаркие, смотрела на дерево счастья, слушала шаманский бубен. Под вечер я вышла к заливу и села на камень. Под ногами светилась вода, ветер распевал свои песни.
-  Ты здесь?
В воде мелькнул красный плавник, замшелая спина, раздвоенный хвост.
-  Как тебе Ольхон? – спросил Хариус.
-  Фантастика!
-  Слышала о Драконе?
Я вздрогнула.
-  Нет.
Ветер тревожно свистнул и уселся на соседней скале. Бирюзовая гладь воды подёрнулась рябью. Хариус зашёл в тень и сказал:
-  Здесь живёт золотой Дракон.
-  Где?
-  Недалеко от Ольхона.
Хариус заметался в воде – казалось, он растревожен.
-  Расскажи о Драконе, - шёпотом попросила я.
-  Ладно.
Хариус подплыл к камню и, скосив взгляд на скалу, начал рассказ.
-  Эту легенду поведал шаман. Он сидел у скалы и бил в бубен. Видимо, созывал духов. Однажды я подплыл близко. Был слышен каждый вздох, каждое бормотание. Шаман не рассказывал, он пел.
Взглянув на Хариуса, я улыбнулась.
-  И ты споёшь?
-  Нет, - серьёзно ответил Хариус. – Попробую рассказать.
Он открыл рот и, глотнув воздуха, продолжил:
-  Дракон появился давно. Очень давно! Байкала тогда не было. Едва зажглись первые звёзды, едва над Землёй взошло Солнце, с неба спустилась колесница. Из неё вышел Дракон. Его чешуя блестела на солнце, когти рвали скалистую землю, глаза полыхали огнём. Дракон взмахнул хвостом и ударил по земле.  Скалистые горы треснули, образовалась расщелина. Дракон взмахнул ещё раз. Дрогнули ледники на вершинах, бурлящие потоки воды хлынули в котловину.  Дракон посмотрел на озеро и взмахнул хвостом в третий раз. От этого удара всколыхнулась земля, в горах появились леса, за ними - живые существа.
Хариус замолчал. Видно было, что он устал.
-  Куда же исчез Дракон? – спросила я.
-  Погрузился на дно. Там и живёт. Слышал, что раз в сто лет он поднимается на поверхность.
-  Зачем?
-  Чтобы увидеть мир.
Хариус сделал круг и, вернувшись, добавил:
-  Когда-то здесь обитали «сыны Дракона». Они приносили жертвы.
В свете уходящего дня мне показалось, что в глубине блеснула гигантская чешуя.
-  Что было дальше?
-  Всё, как всегда, - вздохнул Хариус. – Люди забыли о Драконе, и тот отомстил.
Я промолчала.
"Видимо, власть и месть - сводные сёстры!"
-  Как-то Дракон вышел на свет. Не увидев ни жертв, ни уважения, он рассердился и ударил  хвостом. Задрожала земля, обрушились горы, поднялась большая волна. Она хлынула на берег, подхватила «сыновей Дракона» и унесла в пучину.
-  Кто же остался?
-  Сюда пришли другие народы.
Хариус подплыл к моим ногам и добавил:
-  Однако эти люди несчастны.
-  Почему?
-  У них нет ни связи с Космосом, ни святости, ни величия.

3. Капля

Эту легенду Хариус рассказал на прощанье. Осеннее небо заволокли тучи, слегка штормило. Я стояла на берегу и слушала шум волн. Хариус появился в серебряной пене и, плюхнувшись на гальку, прошелестел:
- Забыл рассказать о Капле.
- Давай отнесу тебя в озеро! – воскликнула я. – На берегу задохнёшься!
- Не бойся! - ответил Хариус. - Десять минут выдержу.
Он взглянул на прибой и добавил:
- Только не перебивай.
Я кивнула и уселась на гальку.
- Давным-давно жил здесь народ. Пасли оленей, охотились, ловили рыбу. Была в этом племени девушка – глаз не оторвать, какая красавица! Увидел её молодой охотник и влюбился. Собрал он соболиные шкурки и пошёл свататься. Девушка и говорит:
- Не нужны мне шкурки,  весь чум ими завален! Принеси лучше подарок, какого ни у кого никогда не было.
Задумался охотник и пошёл к шаману. Дескать, где такой подарок достать? Тот отвечает:
- Далеко на севере есть гора, там живут добрые духи. Если сможешь дойти, получишь подарок.
Долго добирался охотник - наконец, пришёл. Гора была неприступной. Что делать, как быть? Думал он, думал и заснул. Как проснулся, увидел перед собой Орла – не простого, ослепительно белого.
- Знаю, зачем пришёл, - сказал Орёл. – Выполнишь мою просьбу, одарю.
- Всё, что угодно! – воскликнул охотник.
- Дай мне немного крови, и мы квиты.
Охотник не раздумывал - он распахнул свои одежды и открыл грудь. Белый Орёл напился крови и сказал:
- Теперь убери этот камень! Всё, что под ним - твоё.
Много сил потерял охотник, однако камень убрал. Глянул на землю и увидел Кристальную Каплю. От неё исходил такой свет, что охотник зажмурился.
Белый Орёл дотронулся до охотника, и тот оказался дома. Разжал руку, а в ней – Капля. Чистая, прозрачная, как алмаз.
- Вот так подарок! – воскликнул охотник и побежал к красавице.
Та взяла Каплю и сморщилась.
- Это – не драгоценность! Капля, и только!
Бросила красавица Каплю на землю и ушла в чум.
Вдруг задрожала земля, раздвинулись горы, пропала тайга. На месте, где лежала Капля, появилось озеро. Заискрилось оно, засияло, и такая в нём вода, что камешки на дне видно. Белые облака плыли над озером, а вместе с ними летел Белый Орёл. Он посмотрел вниз и крикнул:
- Силу божественных даров надо уметь видеть!

Хариус замолчал. Он хватал ртом воздух и задыхался.
- Скорее в воду! – воскликнула я.
По гальке прокатилась волна. Она подхватила Хариуса и унесла его за собой.
- Прощай! – услышала я.
- Нет, нет! До свидания!
Я подошла к озеру и бросила монетку. Блеснув, как рыбья чешуя, она пропала. Волна подошла к моим ногам и, лизнув кроссовки, убежала к подружкам. Я посмотрела вниз. Передо мной лежал камень. Маленький, круглый, полупрозрачный - он походил на зелёную каплю.
Хариус показался на волне и помахал плавником.
- Это - нефрит, - услышала я. – Камень, дарующий мудрость!
- Спасибо! Мудрость не бывает лишней!

Прошло много лет, но до сих пор не отпускает Байкал. Время от времени я достаю нефрит и, глядя на него, вспоминаю волшебное озеро и сказки старого Хариуса.
 


Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


Рецензии