Йерен - снежный человек из Китая

  ЙЕРЕН - "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК" ИЗ КИТАЯ
   
  Название "отвратительный снежный человек" с легкой руки одного американского журналиста прочно закрепилось за огромным загадочным существом с 1930 года. Известный ученый профессор Б. Поршнев, занимавшийся изучением феномена в 50 - 60 годы ХХ века, предложил называть человекообезьяну - "реликтовый гоминоид". Этого названия придерживаются многие современные исследователи. Питерский биолог В. Сапунов использует другой вариант - "троглодит", или "человек пещерный", вслед за шведским натуралистом Карлом Линнеем, который еще в 1735 году признал данный биологический вид как реальность и дал ему этот термин.
   
  Впрочем, у троглодита сотни местных названий в различных уголках земного шара. На одной только Чукотке у него до десятка определений. На Кавказе его зовут, например, и "каптаром", и "алмастом". Самое популярное и распространенное - "йети" - под таким именем он известен жителям государств, расположенных в Гималаях.
   
  А в двух тысячах километров от Гималаев, в китайской провинции Хубэй, находится место, знаменитое таинственными находками - лес Шеннонгджа. Лес расположен на большой площади, между крутых гор и отвесных пропастей. Район малонаселен, почва не обрабатываема, местность малоизученна. Здесь особый микроклимат и странная растительность. Именно тут обнаружили метасеквойи, которые, как предполагали ученые, вымерли еще в четвертичном периоде. В лесу Шеннонгджа обнаружили гигантских панд, огромных саламандр и очень редкую обезьяну - ринопитека, называемую еще "золотой обезьяной". Оттуда поступает много свидетельств о встречах с реликтовым гоминоидом - "йереном", как называют его местные жители.
   
  Так, в 1942 году пара йеренов в округе Куоминтанг прошествовала через деревню. Шли они, как вспоминают старые крестьяне, словно арестанты, скованные цепью. В мае 1976 года свидетелями встречи стал местный партийный деятель Рен Ксинун. Ночью вместе с пятью товарищами он возвращался домой на машине после очередного партийного собрания. Вдруг в свете фар на дороге возникла огромная волосатая фигура. С минуту существо и люди в остановившейся машине рассматривали друг друга. Первым из оцепенения вышел йерен и быстро скрылся в чаще... В октябре 1977 года нос к носу столкнулся с "волосатым человеком" лесоруб, шедший в лес на работу. И на этот раз встреча закончилась благополучно для человека.
   
  Согласно Роже Сакрайну, за поимку йерена Ассоциацией по изучению и поиску человекообезьяны в Ухане, которую возглавляет профессор Ли Жиань, еще в 1984 году была назначена большая премия, равная тогда сумме 30 месячных заработков китайского крестьянина. Но, по всей видимости, и до сих пор деньги остаются невостребованными...
   
  Уместно напомнить, что аналогичная попытка поимки "дикого человека", предпринятая русскими учеными в 1914 - 1917 годах в Средней Азии, закончилась успехом. Летом 1917 года в дом исследователя В. Хахлова в поселке Зайсан Семипалатинской губернии был доставлен пойманный экземпляр "ксы-гыика". Но отсутствие быстрой связи и транспорта, а также известные политические события в государстве помешали науке познакомиться с объектом поисков в натуре. Среднеазиатский троглодит не дождался приезда ученого из Москвы и, кажется, сбежал.
   
  С тех пор криптозоологи всего мира довольствуются изучением примата по фотографиям, оставленным следам, волосам и, прошу прощения, калу...
   
  Но помимо вышеперечисленных, так сказать, утилитарных свидетельств есть и более существенные доказательства. К примеру, в непальских монастырях Кумджунг и Пангбоче который век хранятся скальпы и мумифицированная рука местного йети. При ритуальных танцах скальп человекообезьяны служит в качестве головного украшения.
   
  По свидетельству очевидцев, на овальном скальпе много пролысин, оставшиеся волосы рыжего цвета с примесью черных. Волосы, как и у человека, направлены со лба назад, по бокам - слегка вниз. Заметен своеобразный гребень. Кстати, на присутствие у гоминоида гребня, проходящего посередине головы, указывают многие очевидцы в различных частях мира.
   
  Уникальные материалы по йерену хранятся и в Пекинском музее натуральной истории. 23 мая 1957 года возле деревни Жуанксиян, что в провинции Чжэцзян, было подстрелено существо, схожее и с человеком, и с обезьяной. Им заинтересовался школьный учитель Чжоу Шусонь. Но все попытки привлечь к находке внимание науки и официальных органов последними были пресечены. Учителя обвинили в "распространении феодальных суеверий", и дальнейшая настойчивость могла бы выйти ему боком. Чжоу Шусонь, человек, по всей видимости, осмотрительный и дальновидный, лезть на рожон не стал, однако кисти рук и стопы ног у йерена отрезал, засушил и сберег до лучших времен. Остальное, как это часто бывает, бесследно пропало.
   
  Только в 1981 году сохраненные конечности были доставлены в Пекин. Исследования, проведенные под руководством профессора Чжоу Госиня, занимающегося изучением данной проблемы, позволили сделать вывод, что данные кисти рук и стопы ног принадлежат крупному примату, которого нельзя отождествить ни с человеком мыслящим, ни с какой-либо из известных науке обезьян.
   
   
  Реликтовый гоминоид обитает и в других районах Китая. Местные его названия "шангви", "фей-фей" и другие. В книге уже упоминавшегося профессора Б. Поршнева приводится любопытный факт встречи русского натуралиста Н. Байкова с этим таинственным получеловеком...
   
  Встреча произошла в 1914 году в лесах Южной Маньчжурии, нынешняя провинция Хэйлунцзян. Сутулое, волосатое, бессловесное существо жило в фанзе местного охотника Фу Цая. Звали его человеческим именем - Лан Жень. Он помогал хозяину охотиться, с необъяснимой ловкостью и сноровкой загоняя в силки и ловушки животных и птиц.
   
  Вот так описывает "дикого человека" сам Н. Байков: "На голове у него спутанные и всклокоченные волосы образовали шапку. Лицо его, красно-бурого цвета, напоминало морду хищного зверя, сходство это еще усиливалось открытым большим ртом, в глубине которого сверкали ряды крепких зубов с острыми выдающимися клыками. Увидев нас, он присел, опустив свои длинные волосатые руки до полу, и замычал каким-то диким звериным голосом. Дикие, почти безумные глаза его горели в темноте, как у волка..."
   
  Этот случай совместного проживания человека и примата, вероятно не единственный. В некоторых отдаленных горных районах Китая и до сей поры рассказывают о том - в это можно верить и не верить, - как в совсем недавние времена "лесные люди" жили в дружбе и даже помогали крестьянам по хозяйству.
   
  Существуют разные легенды о происхождении таких человекозверей. В старинном китайском сказании говорится, что во времена первого императора Хуанг Ти, архитектора Великой Китайской стены, крестьяне, не желая быть угнанными на гигантскую стройку, убегали в леса. Они остались там навсегда. Их потомки стали дикими, могучими и волосатыми. Так появились, согласно легенде, "лесные люди", человекообезьяны.
   
  В другой же легенде, известной в Гималаях, рассказывается о некогда жившем китайском мандарине, воспылавшем любовью к прекрасной девушке. Но красавица решительно отвергла притязания дряхлого старика. Тогда, опоив ее колдовским зельем, лишенную воли, заснувшую глубоким сном, старый сладострастник утащил в лес. Он связал ее, подвесил на ветвях дерева и... улегся спать возле. Тут и набрела на спящих бродившая поблизости большая волосатая обезьяна. Увидев висящую на дереве красавицу, обезьяна, само собой разумеется, сняла ее и принесла в свою пещеру. В порыве страсти мохнатое животное овладело девушкой, а затем отпустило пленницу с миром. В положенный срок родился сын - получеловек, полуобезьяна. Ему дали имя - Йети...
   
  Но это всего лишь легенды. Существует немало свидетельств, что такие контакты на половом уровне, происходили - или происходят - в действительности с незапамятных времен. Так, на Чукотке рассказывают, что "дикие люди" похищали девушек из чумов. В Абхазии, напротив, по рассказам очевидцев, дикие лесные женщины принуждали мужчин жить с ними. Несколько особняком в ряду фактов стоит наиболее известный и достоверный случай - это история с Заной.
   
  Так звали пойманную в горах дикую волосатую женщину. Жила она в XIX веке в селе Тхина Очамчирского района Абхазии. Была Зана без зачатков ума, однако до мужиков чрезвычайно охоча. Любвеобильная ископаемая нарожала кучу детей, некоторые из них даже выжили...
   
  Большинство ученых все же ставят под сомнение не только возможность контактов, но даже само существование примата. "Снежного человека", как бы он ни назывался, говорят эти остепененные люди, не может быть в природе вообще. Его существование нарушает устоявшиеся представления, вносит сумятицу в умы, не вписывается в научную картину мира. И это после того, как великий шведский ученый Карл Линней еще в XVIII веке в работе "Система природы" безусловно признал его существование, назвав "Человеком ночным, или троглодитовым", в отличие от "Человека разумного, или дневного"...
   
  Спорить, наверное, не следует. Тайн вокруг предостаточно. Открытия происходят и в наши дни. Следует напомнить, что не так давно, в 1983 году, немцы поймали в джунглях Мадагаскара представителя нового вида полуобезьян - лемуров. А в 1987 году китайские ученые обнаружили в Тибете неописанный дотоле вид обезьян. Будем надеяться, что и со "снежным человеком" вопрос будет вскорости разрешен.
   
  И все же... Может быть, поиски нашего собрата по планете следует начать с себя? И использовать не суперсовременную технику, контрольно-следовые полосы, приборы ночного видения, а таящиеся в человеке резервы и возможности. Если мы разгадаем собственную тайну - тайну Человека, - тогда нам станут понятны и доступны и загадки Природы, скрытые до поры и времени от нашего разума.
   
  И последнее. Закончить хочется словами одного московского экстрасенса, активно занимавшегося в середине 80-х годов поиском гоминоида посредством телепатии в группе И. Бурцева. На вопрос, почему он прекратил изучение Гоши и спешно ретировался с Памира, он задумчиво ответил: "Это еще неизвестно, кто кого изучает..."
               
               
                © Шевнин В. 1994 г.
   
 


Использованы материалы:
   
  1. Roger Sacrain. Chinos, russes et americains font la course au Yeti. //Actuel. N69-70. 1985.
   
  2. Баянов Д. Леший по прозвищу "Обезьяна". М., 1991.
   
  3. Сапунов В.Б. "Снежный человек": разгадка тайны близка? М., 1991.
   
  4. Хёфлинг Гельмут. Все чудеса в одной книге. М., 1983.
   
  5. На пороге неведомого. // Вокруг света. N9. 1988.


Рецензии
О как!
Очень даже интересно.
За что люблю подобные статьи:
Времени на чтение стольких книг, как у Вас перечислено, просто не хватает. А тут - раз - прочитал статью - и ты в теме.

Спасибо Автору!

Сергей Сложеникин   03.08.2009 07:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Рад, что не забываете! Всего Вам самого доброго!
С глубоким почтением

Владимир Шевнин   04.08.2009 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.