Кот-сторож

(рассказ)

I

Зимний день угасал. На дворе трескучий мороз. В окно не выглянешь — всё затянуло хрустальной пеленой. Дремлю, прижавшись спиной к печке. Слышу: кто-то тихо, как мышь, в дверь скребётся. Кто бы это мог быть? В такую погоду хозяин собаку на двор не выпускает. Открываю дверь: на пороге — огромный, весь в инее, кот. Морда в снежных иголочках, усищи длинные, седые, как у старика. Дрожит, на меня смотрит и еле голос подает. Пусти, мол, погреться.
— Чей ты, бедолага? — спрашиваю. — Аль потерялся?
Схватил его тогда я и в телогрейку, прижал к себе, да к печке. Лежит, как ребенок, и голоса не подает.
Потом согрелся, прыгнул на пол и превратился из белого в темно-серого кота с чёрной полосой во всю спину и отметиной на голове в виде буквы «М».
Оттаял, замурлыкал звонко-звонко.
— Спасибо, мол, дед, отогрел.
Угостить бы тебя чем-нибудь, да дома, как на грех, нет ничего.
Бросил я в духовку несколько картофелин. Испеклись быстро, да только кота замучили, пока остывали. Дотронется лапкой до картофелины — отдернет её, зафыркает. Но от своего не отступает, катает по полу, ждет, когда остынет. Умный кот!
— Где же твои хозяева? — спрашиваю его. — Наверно, уехали, а тебя бросили.
А он смотрит прямо в глаза, будто понимает, о чём я ему толкую.
Когда наелись, концерт с ним затеяли. Затянул я про замерзающего ямщика, а он мракает мне в такт. Ну прямо дуэт настоящий получился. И чем громче я пою, тем звонче он мурлычет. Забрался ко мне на колени и трётся о мою шею, благодарит за гостеприимство.
— Ну, что ж, — говорю ему, коль сам пришёл, так и живи у меня. Только как звать то тебя? К чужому имени не привыкнешь, кот ты уже взрослый.
Подумал и решил назвать Васькой, самая ходовая кошачья кличка. И не ошибся. Как только я его покликал, так он сразу оживился и подбежал ко мне.
— Так ты Васька оказывается, — обрадовался я и погладил кота по голове.
Ночью сделал ему ложе из старого ватника, только такая постель ему почему-то не понравилась. Просыпаюсь утром, а ногам тепло, будто грелку кто-то теплую положил. А это приемыш мой вчерашний греет меня. Так и стали вместе спать. Обоим тепло и приятно.
Как-то разболелась у меня голова, мочи нет. Пошел к соседке Марфе за советом. Она бабка знающая, у нас на поселке вроде как за врача. Все селяне к ней за советом ходят.
— Давай валерьянки я тебе маненько налью, выпьешь с водой ложку на ночь и уснёшь хорошо. Выспишься, и пройдёт твоя боль.
Пришёл, завалился, не раздеваясь, на кровать, а Васька тут как тут, будто понимает, что с хозяином что-то неладное творится. Забрался ко мне на плечо, а головой к уху моему прижался. Дышит на меня, мурлычет, и тепло от него идёт. Полежали мы так с ним некоторое время не шевелясь, мне и полегчало.
— Спасибо, — говорю, — лекарь ты мой кошачий.
Молочка ему налил, а он мурлычет звонко-звонко, рад, что хозяину помог. На ночь, по совету бабки Марфы, я ещё валерьянки выпил и быстро уснул.

II

Проснулся я утром от озноба. Васьки рядом не оказалось. Стал звать — не идёт. В чём дело? Убежать не мог — дверь заперта. Прячется что ли где-то? Не видно нигде. Наконец, нашёл его за шкафом. Место узкое. Как он только туда залез? Лежит мой Васька, не шевелится и головы не поднимает.
— Что с тобой, Васенька? — спрашиваю, а он смотрит на меня печальными глазами и молчит. Я ему и молочка, и мяса, а он даже нюхать не хочет.
— Отравился чем, что ли? — говорю. — Аль мышку какую плохую съел?
А у самого голос дрожит — жалко котишку. При отравлениях, говорят, надо водой отпаивать. Вот я и давай его лечить. Васька пить не хочет, так я зубы ему разжал, лью воду, да всё мимо, не глотает, что толку. Так целый день пролежал, на другой — то же самое. Лежит — не шевелится, подыхает. Заныло сердце. Что же делать?
Оделся потеплее, на пруд подался, авось рыбку поймаю свежую для него. Полдня у проруби просидел, ни одна не попалась, зря морозился.
Вечером баба Марфа заглянула.
— Ну, как, дедусь, дела?
— У меня-то ничего, а вот Васька мой подыхает.
— Как подыхает?
— Не ест, не пьёт, лежит, как неживой.
— Дух у тебя в доме, дед, какой-то нехороший, — говорит, — дай-ка гляну на твоего кота.
Посмотрела на Ваську и говорит:
— Да пьяный он у тебя, вот что.
— Как пьяный? Бог с тобой, соседка!
— Ай - да, дед, ай, шутник, — напала на меня Марфа, — я валерьянку тебе давала, а не коту твоему.
У меня от таких слов язык чуть не отнялся.
— Да зачем мне, старику, божью тварь губить, аль я душегуб какой?
Говорю, а у самого голос дрожит, вот-вот заплачу… люблю я его сердешного.
Всё выяснилось, когда мы нашли возле кровати, под табуреткой, разлитый пузырёк с валерьянкой.
— Хватанул, видно, много, — покачала головой Марфа, — кошки любят валерьянку.
Потом улыбнулась и говорит:
— Не горюй, дедуля, завтра твой кот протрезвится.
И, действительно, на другой день исхудалый Васька вылез из своего укрытия и набросился на еду.

III

Летом на каникулы привезли ко мне внучку Юляшку. Ей сразу понравился Васька, и они быстро поладили. Внучка бросала ему под стол вкусные кусочки, и кот не отходил от неё. Скоро он и спать к ней на кровать перебрался. Обидно мне, старику, стало за такое кошачье предательство. Не пойму, в чём тут дело. Но секрет скоро открылся. Как-то, укладываясь спать, Юляша встряхнула одеяло, а от туда посыпались всевозможные крошки. Она, оказывается, подкармливала Ваську под одеялом по ночам. Хитрая внучка: знала, что я буду ругаться. Нельзя кошек баловать. Мышей ловить не будут.
С Васькой она играла, как с подружкой в дочки-матери. Только мамой всегда была Юля, а грудным ребёнком – толстый котофей. Из моей старой шапки люльку ему сделала, завязки к стульям привязала. Завернёт его в тряпку, положит в качалку и песни поёт, баюкает. Только «ребёночку» не до сна. Глаза таращит, думает, как бы улизнуть от «мамочки» побыстрее. Только она отойдёт за чем-нибудь, как кот срывается с места и бежать. Тут уж начинается новая игра в прятки. Юляша ищет Ваську, а он, хитрюга, прячется от неё. Я незаметно приоткрою дверь, а кот шмыг на улицу, только хвост трубой.
— Куда он запропастился, дедушка? — спрашивает Юля.
— У меня шапка-невидимка есть. Он, наверно, в неё спрятался. Теперь ни кота, ни шапки не сыскать.
— Ну и хитрый же ты, дедуля, — говорит внучка, — сам поди его на улицу выпустил.

IV

Любили мы Ваську за спокойный нрав. Без дела не орёт, не надоедает, как другие кошки. Захочет есть — сядет около стола и легонько лапкой тебя за колено трогает.
— Ты, мол, ешь, и я тоже хочу.
Умный кот. Не замечал я за ним, чтобы блудничал, по столам лазил. Но однажды он всё-таки провинился. Оставили мы как-то на столе вазу с печеньем. Ночью слышу: кто-то шарахается на кухне. Темно. Страшновато стало. Уж не домовой ли? Схватил веник, крадусь на кухню. А там Васька печеньем угощается.
— Ах, плут! Ай, разбойник, — ору на весь дом.
Он прыг со стола, и ваза вслед за ним. На мелкие кусочки раскололась. Убежал воришка так быстро, что я даже не успел его веником огреть. На другой день наказывать Ваську не имело смысла. Но он, видно, чувствовал свою вину: без конца ластился ко мне, тёрся о мои ноги и мракал:
— Прости, мол, дед!
С тех пор мы стали угощать его печеньем.

V

Около дома у меня есть небольшой огород, обнесённый низеньким заборчиком. А у самой ограды — высокая развесистая рябина, к которой тесно прижалась маленькая скамеечка, на которой я часто отдыхал после работы. Теперь на лавочке поселился толстый Васька. Днюет и ночует там, совсем дом забыл. Греется на солнышке, дремлет, но только услышит шорох в огороде, как срывается с места и «летит» наводить порядок. Ни птицам, ни кошкам — никому спуску не давал. Даже собаки побаивались его страшного визга и ощетинившейся морды. Особенно доставалось соседским котам. Как услышу за окном кошачьи вопли — значит там Васька воюет с кем-то. Прогонит непрошенного гостя со своей территории и снова на свой пост — на лавочку уляжется.
— Хороший у нас сторож, дедушка, — говорит Юляха, — да только жаль, коты мордочку ему поцарапали.
— Ничего, до свадьбы заживёт! — шучу я, а внучка хохочет.
— Ты как скажешь, деда, со смеху помрёшь.

VI

Юля росла работящей девочкой. Помогала мне хозяйничать по дому и на огороде. Васька тоже не оставался в стороне, вертелся около нас, когда мы пололи грядки. Сначала заберётся на мою согнутую спину, а потом, как воздушный гимнаст, перепрыгнет на Юляшкину. Та морщится от боли, ворчит:
— Ну, как я теперь с ним полоть буду?
— Помощник пришёл, радуйся, — говорю я, — втроём-то мы быстро управимся.
— Ты всё шутишь, дедушка, а у меня вся спина горит, — жалуется она, пытаясь оторвать от себя Ваську, А тот цепляется коготками за её спину, не хочет спрыгивать на землю.
— Вот сейчас возьму и, как ты меня, исцарапаю, будешь знать, — говорит внучка коту, а тот и в ус не дует, жмурится от солнца и мурлычет. Смотрю на них: смех и грех, а на душе светло и радостно.

VII

Как-то вышли мы с Юляхой вечером на огород и остолбенели. Огуречная ботва помятая, а на стебельках огрызки и хвостики от огурцов висят. Внучка сильно расстроилась, даже заплакала.
— Присмотрела вчера хороший огурчик, хотела, чтобы подрос до завтра, а сегодня от него только хвостик с попкой остался.
— Мыши, видать, поработали, — говорю, а сам на кота с укоризной смотрю, — плохо, брат, огород стережёшь. А тот мракает в ответ:
— Мыши, мол, на грядке, дед, не растут.

VIII

Однажды под вечер примчалась Юляшка:
— Деда, беги скорей на огород. Там кто-то огурцы топчет.
Прибежали, а там и, в самом деле, рыже-серый ком на грядке катается и орёт на всю улицу.
Пригляделись: да это же кот наш с рыжим соседом воюет. Сцепились и никак расцепиться не хотят. Васька фыркает, урчит, а рыжий молчит — изо рта огурец торчит.
— Ура! — закричала внучка. — Васька вора поймал.
Она бросилась к котам, но я её остановил:
— Не следует в кошачью драку лезть. Пусть сами разбираются.
А Васька прижал рыжего к земле своей тушей, вцепился зубами соседу в шею и не пускает. Тот вертит башкой в разные стороны, задними лапами упирается, никак скинуть нашего героя с себя не может. Да и с огурцом расстаться тоже не хочет. Наконец рыжий всё-таки изловчился, вырвался и, куснув Ваську за лапу, с поцарапанной мордой удрал восвояси.
Мы с Юляшей звонко хлопали в ладоши и смеялись. Внучка прыгала от радости и кричала:
— Так вору и надо!
Весь вечер мы восхищались Васькой, кормили его рыбкой и приговаривали:
— Ай-да, Васька! Ай-да, молодец!
А он жмурился от удовольствия и мракал, будто хотел сказать:
— А вы, мол, говорили, что я плохой сторож!

IX

Приближалась осень, и за Юляшей приехала мама. Внучке очень не хотелось расставаться с Васькой, и она упросила меня отдать ей кота. Проводив их на автобус, я , пригорюнившись, пошёл домой. В хате сразу стало как-то пусто и одиноко. Тишина будто ждала меня: поглотила в доме все предметы, притаилась где-то в углах и молчала. Целую неделю я не находил себе места и очень скучал. Слонялся по комнатам без дела, бродил целыми днями по деревне, а, замаявшись, усаживался на свою скамеечку под рябиной. Ждал темноты, чтобы скорее лечь спать. Однажды, вспоминая ушедшее лето, я незаметно задремал на лавочке. Проснулся от того, что кто-то кидался в меня рябиновыми ягодами.
— Это кто там безобразничает? — всердцах закричал я, задрав кверху голову.
А с рябины звонко и доверчиво донеслось: «Мяу!»
— Васенька, милый, как же ты меня нашёл!

Валентина КУЖЕЛЕВА

рисунок: Антонина Гаденова


Рецензии
Замечательный рассказ! И с такой любовью написан! Не знала, что есть коты, которые огурцы прямо с грядок таскают! У меня в детстве был кот, который очень тертые огурчики уважал. Мама свежий огурец натрет на терке для салата или маску для лица сделать, кот обязательно ухитрится хоть немного да отъесть! Но на целые огурцы не покушался никогда. Видать, городской был, избалованный, а у Вас деревенский кот описан - кто ж ему будет на терке тереть! Еще раз спасибо за прекрасный рассказ, много приятных воспоминаний пробуждает!

Марина Беляцкая   06.01.2011 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.