Плыву за трёшку
Не стану подробно останавливаться на том, как в продолжение трех последующих недель мы вели «битву за урожай», извлекали из земли картофельные клубни, складывали их в большие мешки, как эти мешки вручную забрасывали за высокие борта ЗИЛов и МАЗов. Как потом продукцию доставляли на сортировку, и там, в грохоте сортировочной машины картофель разделялся на три фракции (последняя самая мелкая шла на спиртзавод), и, как ухватив полные мешки «за уши», их быстро оттаскивали в сторону…
Все это малоинтересно, равно, как и то, что при условии выполнения плана, можно было в день «заработать» от трешки до пятёрки минус рубль на кормежку. О последней можно рассказывать отдельно. Но я не стану. Ибо, несмотря и даже вопреки, мы – студенческое братство, были вполне счастливы, ибо молодость плюс общие интересы сплачивали нас в дружный коллектив. После тяжкого деревенского труда, отмывшись от картофельной и земляной пыли, мы садились за импровизированный стол, пели, танцевали, читали стихи, рассказывали анекдоты, играли в азартные и в прочие игры. Словом, то была иная, более приятная сторона медали.
Был у нас в группе парень – Сашка Морозов. Розовощекий блондин с голубыми глазами. Среди студентов московских вузов он занимал пятое место по плаванию. И был у него закадычный друг – Коля Козлов. Колиным коньком была гитара. Под его аккомпанемент мы драли свои луженые глотки и пели любимые песни Окуджавы, Высоцкого, Кима, Визбора и. т. д. В один октябрьский день, точнее вечер, когда усталая толпа ввалилась в общагу, и большинство разлеглось по койкам, скинув ненавистные сапоги, между Сашкой и Колей возник спор. Саня горячился:
-Я? Да запросто. Что, не веришь?
Коля спокойно возражал:
-Да сдрейфишь, Саш! Кто ж полезет в такую холодину?
Вокруг спорщиков быстро скучковались остальные. Кто-то из ребят поинтересовался:
-Что за спор, а драки нету?
Коля усмехнулся:
-Да, вот Санька брешет, что запросто переплывет наш лягушатник.
-Спорим на десятку, - вспыхнул тот, - что я вот прямо сейчас переплыву этот самый долбаный пруд.
-Идет, - согласился Коля. Он вытащил из бумажника десять рублей и предъявил толпе.
-Ну, пошли, коли не шутишь.
Не успели девушки вмешаться в спор, как Сашка, скинул с себя куртку, схватил с кровати полотенце, и шагнул за дверь. За ним последовал Николай, и потом повалили всем скопом. Признаюсь, я не верил, что Сашка решится на подвиг. Уже вечерело, стояли первые дни октября, и вода в пруду не вдохновляла к купанию. Однако, Морозов оказался малым с характером. Или ему приспичило «срубить» легкую деньгу. А может, то и другое вместе. Короче говоря, он быстро разделся и, оставшись в плавках, с разбега бросился в коричневую темь пруда. Немногочисленные утки и гуси, напуганные бурным всплеском, поспешили уступить дорогу. Зрители побежали в обход к противоположному берегу, дабы с почетом встретить «моржа». Хорошо, кто-то из девчат догадался прихватить с собой одеяло. Вскоре, завершив стометровку, наш чемпион вышел на берег. С его тела стекала грязная вода, а самого его трясло.
-Ну, как водичка, чемпион? - крикнул ему Козлов.
-Х-а-а-ро-шая ва-ада, - не попадая зуб на зуб, промычал Сашка. –Да-йте п-а-а-ла-тенце!
Первую помощь ему оказали наши «боевые» подруги. Быстро растерли бедолагу полотенцем, обернули одеялом и под белы рученьки доставили в общагу.
Коля Козлов не без сожаления достал портмоне, вытащил из него червонец и бросил его герою на кровать. Сашка подобрал ассигнацию и сунул ее в карман ватника. Вероятно, Коле стало жаль свою десятку, так как немного помявшись, он вдруг решился
-Сашь, будь другом, не откажи. Плыву всего за пятерку.
Мы опешили. Что, и этот туда же? А Сашка просиял:
-Да, за такое удовольствие не жаль и пятерки.
Вот тут и вмешались наши девчата. Мол, никуда Николай не поплывет. Мало того, что Сашка, скорее всего, заболеет от переохлаждения, так за ним еще и Коля. Нет, не пустим. И, дабы подкрепить свои угрозы делом, встали грудью на страже у дверей. Только не на того напали. Коля завелся, дескать, не маленький, сам знаю, что творю, мол, никто мне не указ и, вообще, позвольте выйти. Получасовая перепалка с сокурсницами завершилась победой грубой силы. Отодвинув валь, надь, наташек и нинок широким плечом, Коля, а за ним и Саня вышли на свободу. Что оставалось остальным? Все устремились вслед. Правда, на сей раз девушки лучше подготовились к очередному покорению водной стихии, захватив все необходимое для спасения бедного Коли.
После того, как Козлов повторил подвиг товарища, и его, клацающего зубами, покрытого гусиной кожей растерли, одели и доставили в теплое помещение, мы оказались свидетелями все той же сцены. Правда, на сей раз дающей стороной оказался Саня, а благодарно принимающей компенсацию в виде пяти рублей, Коля.
Два дня спустя, уже накануне отъезда нашего студенческого курса из Серебряных Прудов домой в Москву, произошло некое событие, которое и поставило жирную точку в этой истории. После ужина к нам на огонек зашел Серега Дрозд из соседней группы, и подойдя к Сане и Коле, произнес сакраментальную фразу:
-Ребята, душа горит, плыву за трешку.
Парни переглянулись, потом взорвались хохотом. А что, давай, скинемся по полтора рябчика. На это стоит посмотреть.
Слух о предстоящем зрелище быстро растекся по всему бараку.
И смотреть последний заплыв сезона вышли все как один.
Свидетельство о публикации №209062100120
1. Сюжет и композиция
Эссе построено вокруг эпизода из жизни автора, студента второго курса московского вуза, отправленного на сельскохозяйственные работы в Серебряные Пруды. Основной сюжетный узел — спор между двумя друзьями, Сашкой Морозовым и Колей Козловым, о том, кто осмелится переплыть холодный пруд за деньги. Этот спор перерастает в серию импульсивных поступков, вовлекающих других студентов, и завершается комичным эпизодом, когда третий студент, Серега Дрозд, решает повторить «подвиг» за меньшую сумму.
Композиционно текст делится на три части:
Экспозиция: описание места действия (Серебряные Пруды, барак, быт студентов) и контекста (сельхозработы, сплоченность коллектива).
Кульминация: спор и заплывы Сашки и Коли, сопровождаемые реакцией группы и попытками девушек предотвратить безрассудство.
Развязка: эпизод с Серегой, который снижает «ставку» до трех рублей, подчеркивая абсурдность и комичность ситуации.
Такое построение создает динамичный ритм повествования, где напряжение (спор, заплывы) сменяется юмористическим финалом.
2. Основные темы
Молодость и бесшабашность: Эссе пронизано духом студенческой свободы, когда рискованные поступки совершаются ради удали, дружеского вызова или «легких денег». Заплывы в холодной воде — метафора юношеского стремления доказать себе и другим свою смелость.
Коллективная солидарность: Несмотря на тяжелые условия (труд, скудное питание, неуютный барак), студенты находят радость в общении, песнях и взаимной поддержке. Даже девушки, пытающиеся остановить заплывы, действуют из заботы, а не осуждения.
Юмор и абсурд: История строится на комических ситуациях — от спора за десятку до финального «плыву за трешку». Юмор усиливается контрастом между серьезностью спора и нелепостью поступков (плавание в холодном пруду ради мелкой суммы).
Ностальгия: Автор с теплотой вспоминает молодость, подчеркивая, что даже трудности воспринимались как приключение благодаря дружбе и оптимизму.
3. Художественные особенности
Язык и стиль: Эссе написано живым, разговорным языком, с использованием студенческого сленга («срубить деньгу», «лягушатник», «брешет») и ироничных фраз («битва за урожай», «десантированы»). Это создает ощущение подлинности и погружает читателя в атмосферу времени.
Образы и детали: Автор мастерски передает быт и настроение: ржавая вода пруда, «ненавистные сапоги», импровизированный стол для песен. Описания героев (розовощекий Сашка, гитарист Коля) лаконичны, но выразительны.
Диалоги: Разговоры студентов звучат естественно, усиливая динамику и комизм. Например, фраза Сашки «Х-а-а-ро-шая ва-ада» передает его дрожь и одновременно иронию.
Юмор: Анекдот про слона и сельское хозяйство в начале задает тон, а финальная реплика Сереги («Плыву за трешку») становится кульминацией абсурда, вызывая смех у героев и читателей.
4. Персонажи
Сашка Морозов: Энергичный, импульсивный, с характером. Его готовность броситься в холодный пруд ради спора характеризует его как смелого, но слегка безрассудного.
Коля Козлов: Более спокойный, но тоже азартный. Его решение плыть за пятерку показывает, что он не хочет уступать другу в удали.
Девушки: Коллективный образ заботливых подруг, которые пытаются предотвратить безумие, но в итоге присоединяются к общему веселью.
Серега Дрозд: Финальный персонаж, чья готовность плыть за меньшую сумму добавляет истории комическую развязку.
5. Контекст и историческая ценность
Эссе отражает реалии советской студенческой жизни 1970–1980-х годов: обязательные сельхозработы, скромный быт, но при этом невероятная сплоченность и оптимизм молодежи. Упоминания песен Окуджавы, Высоцкого и других бардов подчеркивают культурный контекст эпохи. Экономические детали (заработок 3–5 рублей, спор на червонец) также дают представление о ценности денег в то время.
6. Эмоциональное воздействие
Эссе вызывает у читателя улыбку и ностальгию, даже если он не жил в описываемую эпоху. История о заплыве за деньги — это не только анекдот, но и гимн молодости, дружбе и умению находить радость в простых вещах. Финальный хохот героев заразителен, а фраза «Плыву за трешку» становится почти крылатой, символизируя абсурдный, но искренний дух студенчества.
7. Критика и недостатки
Эссе слегка затянуто в описании сельхозработ, что может отвлекать от основной истории.
Некоторые детали (например, устройство сортировочной машины) кажутся избыточными и не связаны с главным сюжетом.
Хотелось бы больше узнать о реакции группы на финальный заплыв Сереги — это могло бы усилить комический эффект.
8. Вывод
«Плыву за трёшку» — это яркое автобиографическое эссе, которое через комическую историю передает дух студенческой жизни, дружбы и молодости. Михаил Генин умело сочетает юмор, ностальгию и живые детали, создавая текст, который вызывает смех и теплые воспоминания. Эссе ценно как литературный текст и как исторический документ, запечатлевший атмосферу советской эпохи.
Михаил Генин 17.05.2025 15:55 Заявить о нарушении