73 - 4. Характеристика для Израиля

«Расовая ненависть, шовинистический угар – эту обстановку культивируют в стране сионистские политики, органы государства, такие как Министерство образования, госдепартамент по пропаганде Талмуда и Торы, Главный раввинат». (Советская Молдавия. АПН. «Израиль – плоды просвещения». Антонов.)

В Кишинёве много слухов о смягчении эмиграционной политики, но становится всё хуже и хуже. Вечером к Иосифу зашёл сосед Саша Фишер, врач фтизиатр. Несколько дней назад на работе он подал заявление для выдачи характеристики для выезда в Израиль. Руководство больницы потребовали от него одновременно заявление на увольнение. Он отказался выполнить это незаконное требование из-за материального положения. Начались хождения по инстанциям. ОВИР без характеристики документы не принимает, прокурор города не вмешивается в дела ОВИРа, партийные руководители с удовольствием выслушивают и ещё с большим удовольствием отказывают в помощи. «Уж не думаете ли вы, что мы поможем вам в выезде во враждебное государство». Наконец-то Саша обнаружил знакомого, бывшего больного, занимающего высокий пост.
На собрание для обсуждения характеристики пригласили в обязательном порядке весь персонал больницы – истопников, поваров, нянь, сестёр, врачей. Нагнали полный зал, свободных мест не было, стояли в проходах, но для Саши, как для прокажённого, выделили целый ряд. Ему кричали, что он предатель, скрывал своё лицо врага, потрошили анкетные данные его родителей. Антисемиты торопились высказать далеко не новые антиеврейские лозунги, карьеристы им вторили, партийные руководители дирижировали. Его мучили два часа. Кто-то внёс предложение о разводе его с женой, официально он мотивировал отъезд Израиль к родственникам жены. Воцарилось молчание. К Саше пробиралась пожилая няня в белом халате. Вырвалась, села рядом с ним, потом сестра, с которой он работал, потом ещё и ещё. Ряд заполнялся. Опустив голову, не глядя в президиум, они садились рядом с «прокажённым». Смелые люди! Они не решились поднять голову, но своё громкое слово сказали с такой решительностью, что устроителям стало не по себе, собрание поспешили закрыть.
Сам принцип выдачи характеристики еврею, решившемуся эмигрировать из СССР, не вписывался ни в какие логические и юридические рамки нормального человека. Для кого она предназначалась? Для Израиля? Для ОВИРа? Если характеристика отрицательная, отпустят в Израиль? А если положительная...? Всё очень просто. Характеристика придумана на забаву толпе, дать возможность антисемитам поиздеваться над евреем, проявить свои патриотические чувства. Разрешённый погром.
Саша рассказывал и курил сигарету за сигаретой. Всё было настолько свежо, что он волновался больше, чем на собрании. Саша решил уволиться, он боялся провокаций. Так будет легче для него и его друзей.
В троллейбусах, на улице, в столовых, на предприятиях только и говорят о выезде евреев; одни говорят шёпотом с оглядкой, другие громко и даже с вызовом; одни - с осуждением, другие - с одобрением, третьи - с любопытством, нейтральных нет. Евреи покидают Молдавию – плохая примета. В городе сложилась нервозная обстановка. Тысячные очереди возле ОВИРа, срочно организованная подписка на предприятиях о невыезде евреев, толпы неработающих на улицах. Кишинёвские магазины перевыполняют планы – уезжающие покупают всё, что видят, деньги вывозить не разрешают, Израиль насыщается товарами советского производства. Советские евреи, не считаясь с мнением «родного правительства» наладили прочный мост с Израилем. Понимали, что долго так продолжаться не может, ждали репрессий, осложнения обстановки на Ближнем Востоке. Израильтяне волновались за своих родных в Кишинёве, кишинёвцы волновались за своих родных в Израиле.
Возле ОВИРа Иосиф встречает знакомых, друзей. Встретил сокурсника по институту Давида Васера. Его жена, кандидат биологических наук, работала в Молдавской Академии. Изощрённые в казуистике местные националисты вволю поиздевались над ней на собрании, до сих пор не может прийти в себя. «Надоело, нет больше сил», - так выразил Давид своё отношение к мотивам отъезда. Заявление они подали третьего мая, но ответа пока нет. Нервничают, потратили уйму денег, оба не работают.


Рецензии