Кто-то свистнул

(рассказ)

Прозвенел звонок. Татьяна Ивановна вошла в класс, и начался урок. Усадив учеников, она повернулась к доске и стала торопливо записывать тему урока. Но в это время в классе раздался пронзительный свист. Учительница резко повернулась к ученикам и сердито спросила:
— Кто свистнул?
Ребята притихли, устремив взоры на учительницу.
— Я ещё раз спрашиваю, кто свистнул? — проговорила она раздражённым, но негромким голосом.
Но все молчали, и в классе стало ещё тише. Все ученики, не моргая, смотрели в глаза своей учительнице, только Юра Тихонин что-то искал в своей парте.
— Неужели он? — подумала Татьяна Ивановна, но тут же засомневалась.
Примерный отличник, спокойный, конечно же, не он. Олег Бегунов и Миша Задорин — те мастера на всякие проделки. Но Миши в классе не было, а Олег смотрел на неё открытым и серьёзным взглядом.
— Кто же тогда?
Раньше она безошибочно находила виновника, а тут терялась в догадках.
— Я думаю, — сказала Татьяна Ивановна, — кто свистнул, тот наберётся смелости и признается.
Ребята переглянулись и кое-кто, уловив на себе взгляд учительницы, пожал плечами.
— Ну, что же, — продолжала после недолгого молчания Татьяна Ивановна, — до тех пор, пока виновник не признается, урока продолжать я не буду. Она склонилась над журналом и стала что-то в нём записывать. Вдруг Ира Петухова, сидевшая на задней парте, громко закричала:
— Я знаю, Татьяна Ивановна, кто свистнул. Сказать?
— Не надо мне такой услуги, — сердито одёрнула она ученицу, — я думаю, что этот человек сам признается.
В классе стало совсем тихо. Ученики смотрели на учительницу напряжённым невинным взглядом.
Один Юра торопливо что-то записывал в своём дневнике.
Время шло. Татьяна Ивановна беспокойно поглядывала на часы, а виновник не признавался.
В конце урока Олег поднял руку.
— Что скажешь, Бегунов? — спросила его учительница.
— Поставьте мне двойку за поведение, — сказал мальчик, подавая дневник.
— Так это ты свистнул? — удивилась она, не веря своим глазам.
— Да. Я хочу, чтобы вы продолжали урок, — сказал Олег и опустил глаза.
С места послышались недовольные реплики:
— Бессовестный! Сразу не мог признаться! Трусишка! Сколько времени от урока отнял!
— Ну, что же, — сказала Татьяна Ивановна, — спасибо за то, что нашёл в себе мужество признаться, но плохую оценку за поведение тебе всё-таки придётся поставить.
Она взяла ручку и, не торопясь, стала перелистывать его дневник.
— Не ставьте, не ставьте. Это не он! — закричал вдруг Юра и опрометью выскочил из класса.
— Что всё это значит?! — вопросительно посмотрела на Олега Татьяна Ивановна, — так это не ты свистнул?
— Нет, я вас обманул, — тяжело вздохнул мальчик, — простите меня.
— Нет, ты не обманул, — сказала учительница, — ты взял чужую вину на себя. Спасибо тебе за это.
В это время прозвенел звонок.
— Жаль, урок пропал, — тяжело вздохнул Олег.
— Нет, Олег, урок не пропал, — ответила ему Татьяна Ивановна и пожала ему руку.

Валентина КУЖЕЛЕВА


Рецензии
Спаси Господи,Валентина,за Ваши поучительные рассказы. Очень хорошо - до дрожи.

Иаков Липянский   21.06.2009 10:15     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.
С наилучшими пожеланиями, В.Кужелева

Валентина Кужелева   21.06.2009 10:18   Заявить о нарушении