С добрым утром!

(рассказ)

Конец марта. Тёплый весенний день. Уже оттаяли на улицах тротуары, но на обочинах ещё держался угольными глыбами грязный снег. Шли мы с Викой домой из детского сада. Радуясь солнышку, девчушка, как воробей, прыгала впереди меня по мокрой дорожке. Вдруг она присела и громко закричала:
— Мамочка, бабочка, смотри — бабочка!
— Ну и фантазёрка, — подумала я про дочь, — Какие могут быть бабочки в это время.
Но, когда подошла поближе, увидела на дороге бабочку-крапивницу.
Она прыгала по мокрому асфальту, пытаясь взлететь, но слабые бледные крылышки не слушались её и дрожали от холода.
— Рано же ты проснулась, — сказала я, удивляясь тому, откуда могла она взяться.
— Бедняжка… замёрзла, — пропела жалостливо Вика, дотрагиваясь пальчиком до бабочки, — давай возьмём её домой.
— Не оставлять же её замерзать на улице, — сказала я и посадила крапивницу к себе на ладонь.
Так и шла всю дорогу с вытянутой рукой, боясь сжать пальцы, чтобы не придавить находку. А Вика до самого дома не сводила с неё глаз, крепко уцепившись мне за локоть.
Бабочка сидела не трепыхаясь, сложив крылышки. Дома я подула на неё и посадила на подоконник. Бабочка не шевельнулась, и мне показалось, что она погибла.
Но к вечеру крапивница ожила, расправила красные крылышки с чётко расчерченными жёлтыми каёмочками.
— Мамочка, она крылышками шаволит, — закричала Вика. — Иди скорее сюда!
— Не бери только её в руки, — сказала я, подойдя к окну, — бабочка — не игрушка. Ты можешь повредить ей крылышки, и она не сможет летать.
А крапивница между тем совсем освоилась, взлетела и села на листок герани.
— Она, наверно, кушать хочет, — проговорила Вика и стала рассыпать по подоконнику хлебные крошки. Я не стала объяснять малышке, что бабочки — не птицы и крошками не питаются.
— Пусть, — подумала, — заботится о ней и растёт доброй девочкой.
— Давай-ка мы её побалуем, — сказала я дочке и поставила на подоконник блюдце с разведённым водой мёдом.
Погода на улице несколько дней подряд стояла тёплая. Солнечные лучи золотистыми струйками проникали в комнату сквозь ажурную занавеску. Наша бабочка стала летать по подоконнику и биться в стекло.
— Мамочка, она погулять хочет, — догадалась Вика.
— Ишь, какая быстрая, — сказала я, — рановато тебе на улицу, подружки твои ещё не проснулись.
Однажды, когда мы обедали, крапивница, ударившись о стекло, упала на стол и чуть не угодила в тарелку с супом.
— Что же нам с ней делать? Не может она жить дома, — сказала я Вике, когда бабочка в очередной раз сделала попытку вырваться на волю.
Дочка пожала плечиками и плаксиво пропела:
— Но она на улице замёрзнет, жалко ведь.
Вечерами, когда начинало темнеть, крапивница успокаивалась и сидела неподвижно, как неживая. Однажды, когда мы с Викой пришли из детского сада, бабочки на окошке не оказалось. Мы обыскали всю квартиру и не нашли её. Вылететь из дома не могла. Куда же она делась?
Сколько же было слёз, когда Вика не заметила и наступила на бабочку, лежавшую в кухне на полу! Напрасно я пыталась убедить дочку, что она всё равно бы дома не выжила.
Каждый раз, когда мы шли с ней из детского сада, она вспоминала о бабочке и показывала мне место, где мы нашли её.
Как-то раз я заглянула в магазин живой природы и увидела там интересный цветок, чем-то похожий на стайку бабочек. Трехпалые бордовые листики с чёрными каёмками едва держались на стебельках-ниточках среди крошечных голубых цветков. Я купила цветок и решила дочке сделать сюрприз. Дома я прикрыла его марлей. Пусть подарок будет неожиданным для неё. Ночью, когда Вика спала, я сняла марлю и, к великому сожалению, увидела, что листочки у цветка поникли и сморщились.
— Замёрзли, пока несла, — подумала я, но убирать с окошка цветок не стала.
Утром, проснувшись, возбуждённая Вика примчалась ко мне на кухню:
— Мама, посмотри, сколько бабочек к нам прилетело!
К моему удивлению, листочки у цветка раскрылись, точь-в-точь как бабочки, только с тремя крылышками. Я подула на цветок, они затрепетали на своих тоненьких стебельках. Вика была счастлива и даже запрыгала от радости. Но скоро поняла, что это цветок, и погрустнела.
— Но теперь цветочные бабочки от тебя никуда не улетят, — сказала я и ты будешь ухаживать за этим замечательным цветком.
Девчушке понравилось, что теперь она хозяйка цветка, и сама будет его поливать. Вику очень обрадовало собственное открытие: цветочные бабочки ночью засыпали вместе с ней, а утром просыпались, раскрыв свои цветочные крылышки навстречу солнцу.
— Они проснулись! Привет, бабочки! — громко закричала Вика из спальни. — Мамочка, иди скорее сюда!
— Этот цветок в народе назвали «С добрым утром». Так пусть же оно будет добрым для тебя и для всех людей на свете! — сказала я и поцеловала дочку.
Валентина КУЖЕЛЕВА


Рецензии