Камни и мастера. Глава 3

Из одного и того же камня могут быть сложены тюрьма или больница. Камню все равно, что из него сложат. Он служит материалом из которого складываются здания, но не он определяет предназначение здания. Камнем выложены стены колодца в пустыне и он сдерживает натиск песка, готового засыпать сосуд содержащий в себе воду. И, тогда караваны не найдут себе спасения от жажды. Из камня сложены стены неприступной когда-то крепости, которая укрывала внутри себя тех, кто защищал её от кочевников, которые, как песок, натиском пытались просочиться внутрь цитадели. Камень лежит надгробной плитой на могиле забытого всеми дальнего предка, и на ней, на тысячу лет вперёд, были вырезаны слова эпитафии. Из камня воздвигнуты памятники героям. Камню нет дела до того, для чего он послужил в руках мастера. Но он передал суть того, что хотел выразить мастер. Пышный дворец и стоящая напротив лачуга, сделаны из одного и того же камня. Лачуга могла бы быть маленьким дворцом, но тот, кто её складывал не был в душе царём, и его представления о своей жизни выразились в этой убогой лачуге. Бедность и богатство в душе человеческой, а не в камне. Значит, то что мы строим, происходит родом из души нашей. И, если душа представляет себе мир склепом, то и построен будет склеп. Но, если её просторами является небосвод, то своды дома будут напоминать бескрайнее небо. Каждый может быть мастером. Разница лишь в качестве мастерства.
Горы. Я видел горы Кавказа, и хотя это было в детстве, они оставили во мне восторженные воспоминания. Ещё больше мне запомнились Анды. Там я бывал чаще и видел больше. Кавказ и Анды сложены из одного камня, и, хотя, они разные, но создавал их один Мастер. Сказав слово "горы", я не передам вам ничего. Если я попрошу вас нарисовать Анды на листе бумаги, что вы нарисуете? Сказав "горы", я не сказал вам ещё ничего, и потому вы можете себе представить, лишь, нагромождение камней, и на вашем рисунке будут очерчены схематично углы двух склонов. Говоря слово Анды, я вижу ущелья, слышу сбегающие отовсюду утренние ручьи, которые ночью оледеневают; я хватаюсь за поручни висячего над бездонной пропастью моста, боясь посмотреть вниз; я поднимаю голову и восхищаюсь полётом величественного кондора, который чертит круги над невидимой мной жертвой; я улавливаю мелодию одинокого пастуха и звон бубенчиков на шеях лам; чувствую, как тянется кисловатый дымок из трубы хижины крестьянской семьи; глаза пумы, настороженные и очень грозные; холод пробегает по моей спине, когда облако скрывает солнце, и, наоборот, на солнце я оттаиваю вновь, подставляя своё лицо под его согревающие лучи; старая крепость, сложенная ещё инками, манит меня, и я, преодолевая страх высоты, перехожу, наконец-то, на другую сторону пропасти... Слово "горы" для всех одинаково, пока кто-то из нас не увидит свой Кавказ, Анды, Гималаи, Памир или Скалистые горы, и только тогда, из груды камней сложится цельный образ, отличный от того, что мы себе представляем за схематичным словом "горы". Камню, же, все равно, что из него сложат. Увидеть в нагромождении камней ГОРЫ трудно, если вы не видели их никогда в жизни. Тогда, вам не сложить ущелий и не повесить в них канатные мосты, над которыми будет кружить кондор...
У каждого государства своё представление о мире. Впрочем, у государств, всё, как у отдельно взятого человека. Те же болезни, те же задачи, та же форма выживания, но только увеличенные до мировых масштабов. Каждое государство вкладывало своё понимание в построение жизни на своей земле (метрополии) и в удалённых от неё территориях (колониях). Французские колонии это дух революции, который зажигая отвагой сердца будущих освободителей от рабства, умел вовремя становиться консервативным, остужая особо горячие головы. Английский вариант, напротив, изначально изобиловал всеми приметами консерватизма, подчёркивавшего незыблемость однажды и навсегда установленного порядка. Испанцы, как и португальцы, имели очень подвижный склад характера, и их изначальное увлечение исключительно золотом, привело к появлению полу-мифического Эль Дорадо. В результате их колониальный режим напоминал жестокий окупационный, который вынужден был строить везде, где только можно крепости в своём оригинальном мавританском стиле. Захваченное золото нуждалось в сильных крепостях. Камню все равно, что из него сложат. Что сложат, то и будет. Ибо с самого начала заложения фундамента, камень впитывает в себя те задачи, которые он будет выполнять в будущем...
Когда строили три пирамиды Великие Гизы и Сфинкса, то в каждый камень была вложена константа долговечности. И Египетская монархия просуществовала незыблемо тысячелетия, немыслимую, по нашим современным меркам, долгую Историю великого государства. Таков был замысел вложенный в простой камень. Потрясая воображение и восхищая современников, Великие пирамиды и Сфинкс, долгое время удерживали на своих "плечах" древнее государство, пока песок не истерзал их мощные тела и не просочился в их души. Нет, не камень делает дворец дворцом, а лачугу лачугой. А, делает это замысел мастера. Долговечность здания зависит от того, хотел ли мастер, чтобы оно приняв рождение его детей, Кораблём Времени перенесло бы всех его будущих потомков в своём чреве через тысячелетия. Каждый из нас мастер, который закладывает сегодня свой камень. И замыслы наши в отношении будущей постройки, являются тем цементом, который скрепит стены возводимых дворцов и лачуг...


Рецензии
Как замечательно сказано!У каждого свои горы-это верно,прошлым летом я открыла для себя горы-это Карпаты...По всяким там меркам,может быть и не ахти какие,но мне хватило впечатлений ...до сих пор...я чувствую тот заряд энергии,который там получен..!Замечательное место!Красота...Лес,горные речки,в которых форель плавает,подвесные деревяные мостики...Лес из смерек(елок),буков,и масса цветов,ягод,...всякой живности...Я житель степей и всю жизнь провела возле моря в Керчи,...ипытывала "щенячий восторг"перед этим великолепием...
Я отклонилась от темы...,В Керчи-моем родном городе,который был основан в 4 веке до нашей эры древними греками,сплошные раскопки и развалины древних храмов и городов...Когда поднимаешься к развалинам дворца царя Митридата,где камни хранят память о греках,римлянах,скифах,...о массе людей,которые жили и умерли,их давно кости стлели в могилах,а камни остались...Их строил Мастер для царя ...не зная что тот найдет там Смерть от предательства ,а оказалось что построил на тысячелетия...и ,благодаря этим камням народ помнит о нем,значит и он живет до сих пор...

Людмила Букреева   02.08.2010 23:38     Заявить о нарушении
И еще все верно,у каждого свои камни ,из которых он строит Свой мир,свое будущее...

Людмила Букреева   02.08.2010 23:40   Заявить о нарушении