Житие св. Феодора Сикеонского. Пер. Д. Афиногенова

Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / Пер. с греч., предисл. и комм.: Д. Е. Афиногенов. Москва: Индрик, 2005




На удивление длинное житие и при этом какой-то жалкий комментарий. Но перевод действительно хорош. В общем-то, может, и хорошо, что без особых комментариев, чтоб восприятие не замыливалось. Афиногенов вообще молодец, что переводит источники. А то господа ученые всё, понимаешь ли, пишут, исследуют, а человек "с улицы" даже и понять не может, что они такое исследуют. Наука как вещь в себе... Впрочем, я не об этом хотела.

Это сочинение можно назвать средневековым ужастиком. Оно меня шокировало. С одной стороны, оно мне понравилось обилием разных бытовых подробностей византийской жизни, которые я люблю. Но при этом там какое-то совершенно зашкаливающее количество случаев беснования. По сути герой жития всю жизнь занимается изгнанием бесов отовсюду — из людей, животных, домов, мест — и становится прямо-таки спецом в этом деле, так что отовсюду его зовут страждущие, которым, кроме него, никто не может помочь. Все бессильны — монахи, священники, епископы, — только один Феодор — панацея от этой напасти.

Напасть, между тем, везде. Добрая половина болезней у людей случается от бесов. Волы, верблюды и пр. животные не слушаются и не идут под ярмо из-за бесовского действия. Стоит разрыть какой-нибудь древний холм или могильник, как оттуда вылетают толпы бесов, вселяются в местных жителей, и те начинают в припадках крушить всё вокруг, бить посуду, драться, богохульствовать итп, итп. Люди боятся проходить вечером мимо некоего дерева, потому что там является бес в виде черной собаки и дерет прохожих. Человек сидит на постоялом дворе, и вдруг к нему подходит черный пес и зевает, и после этого в человека вселяется бес. Бесноватые при приближении чудотворца Феодора начинают биться и даже подниматься на воздух бесовской силой, а при изгнании валяются на земле в конвульсиях. Бесы выходят через рот в виде мышей, змей и всяких гадов. Всё Житие (170 разделов!) просто набито такими случаями. По сравнению с "нормальными" житиями святых вроде житий Феодора Студита или — между прочим, почти того же времени, что Сикеотово — Максима Исповедника, это просто что-то страшно-странное.

Подумалось, что из этого жития можно было бы сделать отличный многосерийный фильм ужасов. Страшный-престрашный, с "относительным" — тоже в стиле ужастиков — хэппи-эндом (ибо, хотя герой всех бесов успешно изгоняет, но в конце он умирает, и, по логике, дальше этой напасти будет некому противостать) и массой спец-эффектов. Тем более, что житие — практически готовый сценарий, очень кинематографично написано. Благочестивые американцы, возможно, сняли бы такой фильм, если б знали об этом житии: какая "реклама" христианскому благочестию! Ну, а от наших, вестимо, не дождешься.

Впрочем, одна фраза в житии навела меня на мысль о том, какова была цель нагнетения всех этих ужасов; но это еще надо проверить. Попробовать проверить, по кр. мере.

Кроме того, возникает мысль, что это житие может быть таким же "монофелитским" житием, как были жития "иконоборческие" (Евдокима Каппадокийца и др.). Не знаю, почему Афиногенов в предисловии предположил, что Феодор (и автор жития) неоднозначно относился к имп. Ираклию из-за будущей ереси, введенной им. Святой умирает в 613 г., в начале царства Ираклия, и действительно, незадолго до кончины происходит некое знамение, которое Ф.С. толкует в смысле грядущих потрясений, в т.ч. веры. Только вот что он имел в виду под потрясением веры — большой вопрос. Точнее, на самом деле это не вопрос. Из одного из последних параграфов жития следует, что оно написано уже после смерти Ираклия (которому Феодор Сикеот предсказывает 30-летнее царствование). При этом Ираклий называется не иначе, как "христолюбивым" и "благочестивейшим". Но самое показательное даже не это, а отношение Феодора к патриарху Сергию — тому самому, который ввел монофелитство и был впоследствии анафематствован Шестым вселенским собором. Сергий просит молитв святого, опасаясь предстоящего ему служения, на которое он взошел в молодом возрасте, а Ф.С. говорит ему: "Потому-то Бог и избрал тебя, юного годами, чтобы ты, обладая по молодости бодростью, вытерпел и мужественно перенес многообразные скорби и мучения, которым предстоит случиться с нашим государством и которые пожилой человек не так способен вынести. Посему укрепляй себя и, стяжав терпение, мужайся — ибо я верую Богу, что ты совершишь свое епископство и многолетним, и добрым". С учетом того, что житие окончено уже ПОСЛЕ смерти патриарха Сергия, по-моему, всё совершенно понятно.

Из другого интересного можно отметить "историю с домработницей". Мы когда-то говорили с одним игуменом, и я пожаловалась, что не люблю быт и мне бы домработницу нанять, если б деньги были. А он сказал, что нельзя, мол, монахам не положено, и что если кого и нанимать, то не за деньги, а в обмен на некое "душевно-духовное" окормление (правда, на источники такого мнения не сослался). Типа, она мне будет суп варить, а я буду для нее психологической и прочей поддержкой.

Так вот, ничего подобного. Поскольку в нашей святой Церкви, как известно, многое зависит от прецедентов, то вот случай из жития св. Феодора: когда у него еще не было монастыря, и он подвизался один, его благочестивая бабушка собрала все свои средства и хотела жить при внуке-подвижнике, "чтобы вкушать большую радость и одновременно прислуживать ему". Но он не согласился на это и отправил ее в монастырь, сам же "для требуемого услужения взял некоего человека за плату из близлежащего села", — т.е. мирянина. Итак, всё ровно наоборот. Читайте, люди, первоисточники!

Если житие и можно счесть косвенно "промонофелитским", зато оно весьма иконопочитательское, причем довольно своеобразно. Мало того, что там есть случаи молитвы и исцелений перед чудотворными иконами, но еще и два случая, как почитатели Феодора ПРИ ЕГО ЖИЗНИ написали его изображения (одно из них изображало изгнание им бесов), а он их ничтоже сумнящеся благословил. Вот так-то.

Вообще, интересное житие, да.



25.07.2008


Рецензии