Кто разбудит дом Китайца? гл. 5

Свалившиеся нежданно-негаданно билеты на концерт – прекрасный повод позвонить тете, узнать, насколько моя старшая Анна ловко управляется с новым аппаратом. Предвкушая услышать по детски восторженные восклицания, нажимаю на кнопки. Хорошенькое дело – теперь и этот телефон непрерывно занят. Вот так, тетина тренировка по всей видимости уже состоялась и увы, без моих компетентных советов. После многочисленных неудачных попыток, наконец, слышу голос тети.

- Ало, главнокомандующий? Вас что, пьяные матросы берут на абордаж или временное правительство не сдается?
- Да, да! Смольный на проводе! Революционный пост на кухне, говори скорее, иначе котлеты взорвутся.
- Анна Павловна, у нас сегодня поход на концерт твоего любимого мушкетера. Начало в семь тридцать. Будь готова!
- Всегда готова! Билеты – это хорошо, они нам пригодятся. До встречи!

Что-то я не поняла последнюю тетину фразу – как могут билеты пригодиться? Ну да, без них в театр не пустят. Но не для чего другого они не нужны. Если конечно вы не коллекционер и не собираете именно входные билеты. Ладно, спишем эти слова на революционную обстановку, которая царит сей момент на нашей кухне.

- Анна, как ты посмотришь на то, что поужинать тебе придется в театральном буфете? Молодой желудок справиться с нагрузкой?
Вот те раз, от изумления я даже не сразу закрыла дверь в квартиру.
- Что, революция была так беспощадна и все сгорело?
- Если ты имеешь в виду мои фирменные котлеты, то они в полном порядке!
- Значит ты приняла решение с сегодняшнего вечера записать меня в бой-скауты!
- Нет, мы очень, мы жутко торопимся.
- Но у нас до концерта целых полтора часа, я сбежала с работы пораньше.
- Это все очень кстати. Вникай в суть дела по ходу, вернее я все объясню по дороге. Мы сначала заедем к Зине.

Пока спускались по лестнице не удержалась от вопроса:
- А почему у тебя сотовый все время был занят или ты неустанно тренировалась в его освоении?
- Детка, нам сейчас понадобится масса времени, где же я его возьму, если у меня каждый день расписан на консультации по фэн-шуй? Пришлось клиентам немало насочинять причин, по которым стоит отложить эти важные дела. По правде сказать я страшно не люблю прибегать к подобным вещам.
- Все таки любопытно, какие доводы ты им привела?
- Разные, что кому ближе. Например одной даме, страдающей гипертонией, объяснила- слишком много в последние дни вспышек на солнце, а наложение магнитных полей вызовет погрешности и в наших расчетах.

- А вспышек на солнце действительно много? Я где-то уже слышала, что многие ученые в эти дни по настоящему обеспокоены.
- Вот и ты туда же! Ну и пусть себе беспокоятся. Вспышки были всегда, во все времена, пока существует наша солнечная система. Все зависит от того, что подразумевать под определениями много и мало. Появился больший арсенал средств для изучения светила, чем раньше. Значит больше можно выяснить и узнать. А через сто лет эти исследования будут казаться по детски примитивными. Сколько же будут тогда знать ученые! А уж как будут беспокоиться! Как сказано в библии- большие знания приумножают печаль.

Зинаида как будто только нас и ждала. Усадила за стол, стала потчевать пирожными. Ну вот, хоть что-то съестное для меня в конце дня. Свой визит мы объяснили предстоящим концертом.
- Прости, детка, что обращаюсь к тебе с такой просьбой, но думаю, ты не откажешь. Боярский мой любимый актер, так хочется заполучить его автограф, но на чем предложить ему расписаться? Не на обычном же листочке из блокнота. Вот я и решила попросить у тебя открытку. Анюта мне рассказала, что ты недавно была в Прибалтике. Наверняка привезла открытки с видами городов. А ведь мушкетеров снимали где-то там. Пожертвуй пожилой женщине один из снимочков.

- Тетя Аня, не говорите так о себе. Вы женщина видная, еще вполне и вполне! Выбирайте, что глянется! Вон сколько открыток. Куда их теперь. Я так рада, что хоть что-нибудь пригодится для дела. Иначе будут валяться мертвым грузом. Может быть, вам еще какие-нибудь сувениры из поездок нужны? У меня из каждого города, где мы останавливаемся по теплоходным маршрутам, календари всякие есть и прочая печатная мишура.
- Спасибо, дорогая, этих открыток вполне достаточно. Так что мы теперь отправимся на концерт во всеоружии. Жаль, что билетов всего два. Непременно бы тебя с собой пригласили.
- О, нет, даже если бы билеты были – пришлось бы отказаться. Я сегодня настроена весь вечер заниматься домашними делами. Их накопилось столько, что стыдно признаться. Если опять отложу, перестану себя уважать.

- А мы вот решили, что все остальные проблемы пока подождут – Тетя легкомысленно махнула рукой. – Какая может быть глажка белья или мытье полов, когда в драматическом дают концерт самого Михаила Боярского! Хотя признаюсь, дела нас дома ждут посерьезней тривиальной приборки. Я пообещала родственникам Аурики не откладывать оформление документов на покупку дома в долгий ящик. А для этого надо кое-что проверить. Мне отдали бумаги, касающиеся Михася и его отца. Я их еще не просматривала. Ведь как бы там ни было, один вечер много не решает? Все, бежим, надо еще себя привести в порядок.

Выйдя на улицу, я оглянулась на окна Зинаидиной квартиры.
- Что-что, а домашняя работа никогда для нее не была чем-то важным. Только позови на какую-нибудь вечеринку, мигом полетит. А тут, такая хозяйственная стала! А что за пакет, тетя Аня? Ты мне про него ничего не говорила.
- Его в природе не существует. Но откуда же ей об этом знать! Я прихватила термос с кофе, давай выбирать место для засады.
- А что, мы на концерт не идем?
- Ты разве сразу не поняла? Конечно, нет! Я так обрадовалась, когда ты сказала про билеты, что у нас появился хороший повод ускорить события. Они будут в полной уверенности, что мы наслаждаемся общением с любимым актером и не будут стесняться в средствах, чтобы заполучить документы. А следовательно дадут нам возможность многое для себя уяснить.
- Они – это Зина с Михасем? То есть ты уверена, что сейчас они должны встретиться?
- Непременно!

Не успели мы толком припарковаться на противоположной стороне улице, как дверь подъезда хлопнула и Зина стремглав понеслась на остановку.
- Я думаю – уверенно произнесла Анна Павловна – они встретятся у нашего дома. И нам пока торопиться не стоит.
- Интересно, если они намерены во что бы то ни стало попасть в квартиру, то как они это себе видят? Будут ломать замок? Дверь хорошая, железная. Замок соответствующий. Шума будет много. Соседи могут и милицию вызвать. Через балкон лезть? Пусть и третий этаж, но вряд ли они решаться проделать сей фокус у всех на виду, при чем еще не поздним вечером.

 А ключи мы им не давали, во всяком случае я не помню, чтобы они попадали в руки Зинаиды. Неужто были сделаны оттиски, когда подруги приходили к нам на воскресный обед?
- Не гадай, мне кажется у нас соперники довольно сильные - хитрые и изобретательные. Зачем брать ключи у нас, когда им спокойно может отдать их кто-нибудь другой?
- Кто, зачем, когда?
- Не торопи события, если все будет так, как я думаю, то ты и сама потом скажешь – как все просто!

Я начала разворачивать машину, чтобы выехать на дорогу, ведущую к дому. Определив мой маневр, старшая Анна поспешила меня спросить.
- Ты что, собралась ловить злоумышленников на месте преступления?
- Конечно! Прижмем их к стенке и выясним – что им от нас нужно.
- Во-первых, так они тебе и сказали, во-вторых, вряд ли они будут стоять на месте, наверняка попытаются скрыться. Хочешь устроить драку при задержании? И наконец, в-третьих – ты насторожишь наших противников, заставишь их затаиться. Нам же нужны зацепки. Пусть они их преподнесут нам на блюдечке.
- И как это понимать? Сейчас у нас в квартире кто-то будет шарить по всем углам, а мы смиренно позволим это сделать?

- Мы займемся другими делами. Вот скажи, если бы не пришлось сегодня идти на концерт, чтобы ты сделала сегодня вечером в первую очередь?
- Поужинала по человечески.
- А еще?
- Заехала бы на авто-мойку. Если честно, стыдно за руль садиться, давно моя машина так грязью не зарастала.
- Вот и хорошо. Едем мыть авто и одновременно, пока на твоей машине наводят глянец – ужинаем где-нибудь поблизости.
- Твоему спокойствию, Анна Павловна, должны позавидовать императоры. Кто еще может спокойно отправляться ужинать в то время, когда в его апартаменты залезают воры?
- Ну, в данном случае не воры, а люди нам знакомые. А благодаря их не званному визиту, я надеюсь , мы познакомимся с ними поплотнее.

Отдав ключи приветливому юноше и попросив навести чистоту также и в салоне машины, мы пешком дошли до кафе. Дав мне время спокойно полакомиться бараньими ребрышками, тушенными в черносливе , за кофе с мороженным тетя продолжила обсуждать интересующую нас обеих тему.
- Я обещала тебе рассказать о том, что узнала об отце Михася. К сожалению сведения мизерны. Тем не менее, некая интрига прослеживается. Итак, средняя дочь Василя и Агнии полюбила заезжего хлопца. Литовец по национальности, он, как и предрекали злые языки, не прижился в молдавском селе. Белокурый малыш Михась так и не увидел отца. Куда тот уехал не попрощавшись? Говорят, знала жена, но молчала и только горько плакала в ответ на все расспросы. А в пять лет Михась остался и без матери. Река унесла. Но по своей ли воле молодая женщина шагнула с берега или то был несчастный случай, кто знает!

В один прекрасный момент литовец материализуется здесь, в нашем городе, вернее на его окраине. К кому приехал – можешь догадаться. Видимо Василь его встретил по- родственному. Именно Янису доверено было достроить дом, поскольку по специальности он архитектор, при чем с незаурядными способностями и фантазией. Вспомни – раз увидев дом Китайца, ты не спутаешь его ни с каким другим. Теперь представь, каким необычным должно было казаться это здание по тем временам. Но видимо оставаться долго на одном месте было не в характере Яниса. Воплотив свои архитектурные идеи здесь, он отправляется черпать вдохновение в другие края. В доме Китайца он желанный гость. Правда появляется нечасто, с периодичностью раз в два-три года. Где он сейчас и жив ли еще – неизвестно. Полагаю – надо спросить у Зинаиды. Явно неспроста она недавно посетила Прибалтику.
- Думаешь, эта поездка была по просьбе Михася?
- Да, скорее всего. Почему-то мне кажется, что вряд ли наша Зинаида способна вести собственную игру.

Возвращая нам ключи от моего старенького Вольво парень, вытерев руки достал из кармана плотный лист бумаги, свернутый гармошкой. Так в былые времена обычно выглядели студенческие шпаргалки.
- У вас под сиденьем валялось. Может, что ценное, мы не стали выбрасывать.

Уже сидя в машине, приятно пахнущей авто-косметикой, развернули находку. Это была открытка еще довоенных времен. С одной стороны на ней был изображен какой-то замок, на другой - полустертые строчки на незнакомом языке. Латинские буквы красиво выписаны. Откуда в машине эта бумага мы с тетей гадали недолго. Виновник - сломанный замок зинаидиной сумки. А вот откуда у самой моей подруги данный раритет и что в нем написано, этот ребус еще предстоит решить. Однако уже пора возвращаться домой. Ведь там нас тоже ждали вопросы и надеюсь, ответы на них.

Лампочки в подъезде не горели. На что тетя произнесла многозначительно:
- Угу, так и должно было быть. Сначала идем к соседям.
Ощупью пробираемся по ступенькам на этаж выше нашей квартиры, звоним. Тетя тихонько мне шепнула:
- Ты пока спрячься и слушай.
В ярком проеме открытой двери появляется сначала учебник, потом склоненная над ним голова.

- Добрый вечер, Алена! Детка, ты не смогла бы….
- Анна Павловна! Вы опять ключи забыли? Сейчас принесу.
- Нет, нет. Я только хотела тебя поблагодарить.
- Да не за что. И не переживайте, Анюте я не скажу, как вы просили. Я же понимаю, вы такая рассеянная.
- Да, да. Спасибо. Всего доброго.
- До свидания, если что, я вас всегда выручу.

Все это Аленка выпалила почти не отрывая нос от книги. Мне знакомо это состояние, когда времени до экзаменов кот наплакал, а еще пол-учебника не проглочено.
- Ну что, теперь тебе все понятно?
- Ты хочешь сказать, что кто-то легко сыграл твою роль, а студентка Алена выдала ключи как механическая кукла.
- Конечно! Экстравагантная шляпка, очки, меховая накидка и обращение «детка» - и вот вам мой портрет в интерьере темного подъезда. Не так уж это и сложно.
- Да уж, ты права, все просто!

На первый взгляд, когда мы зашли в нашу квартиру, все было так, как мы и оставили. Никаких видимых изменений не наблюдалось. Не говоря уж о перерытых полках и распахнутых шкафах. Тот, кто у нас побывал постарался не оставить следов. Но чужие руки любая хозяйка все равно определит по мелочам- что-то стоит не под тем углом, салфетка сдвинута, любимая статуэтка «не разговаривает» с остальными и так далее. Что искали в нашей квартире и не нашли было ясно – мнимый пакет с документами, касающимися отца Михася. Хорошее подтверждение того, в каком направлении нам идти. Не ясно другое – зачем понадобилось нашей парочке буквально перетасовать всю тетину литературу по фэн-шуй.

- Мне кажется, их интересовала больше прикладная часть искусства, нежели теоретическая. – Тетя начала складывать справочники стопкой. - Тут у меня куча закладок была с выписанными основными практическими рекомендациями, они исчезли. Странно, я не вижу большой энциклопедии, неужели унесли?

Огорченная потерей дорогой ее сердцу книги, моя старшая Анна минут десять молча курила в кресле. Я же за это время успела обследовать остальную часть квартиры. Все было в порядке, если не считать отломленного шоколада на кухне. Эта шоколадная плитка служила чем-то вроде украшения. Мне ее подарил Станислав перед отлетом в командировку. Велел съесть немедленно:
- Будешь так переживать – у тебя возле губ появятся горькие морщинки, а я хочу, чтобы были только сладкие ямочки на щеках.
- Дудки, вот вернешься, будут и ямочки и шоколадки!

Так и оставила шоколадку до возвращения Стаса. И вот кто-то на нее посягнул. Отломил четвертинку и положил на место. Зинка вряд ли позарилась бы – у нее дома дареных шоколадок целый склад, не особенно она любит сладкое. Значит это молдованин. А может с ними еще кто-то был?

Тетя Аня очнулась от сосредоточенного созерцания тлеющей сигареты и произнесла:
- Пора бы, да-да, пора бы…
Я резко остановилась ожидая продолжения фразы, но его не последовало. Через минуту услышала новую загадочную сентенцию:
- Долг платежом красен. Если конечно знать , за что платить.
- Ты начинаешь сама с собой разговаривать или все же эти странные вопросы ко мне?
- Нет, разумеется, не к тебе, а к тем, кто уже покинул этот свет.
- Утрата энциклопедии на тебя так повлияла или сам факт воровства в нашей квартире? Чем объяснить твое состояние? Или для последователей учения фэн-шуй общение с потусторонним миром довольно обычная процедура?

- Не говори глупостей. На самом деле я сейчас сетую на наше с тобой бездействие.
- Ничего себе, бездействие. Что ни день, то сюрпризы: засады, провокации, слежки. Кому скажи, так за голову бы схватился.
- И все таки пора действовать активнее. Вот что, дорогая, возьми-ка с завтрашнего дня отпуск недельки на две.
- Не так это просто будет сделать, но что-нибудь придумаю. Тем более у меня накопилась куча отгулов еще с лета. Вот и пригодятся. А что мы будем делать?

- В первую очередь мы наконец-то съездим в дом Китайца. Надо не забыть утром позвонить Пантелею. Мы собираемся покупать этот особняк, а еще ни разу там не побывали.
- Действительно, мы ведь даже не задумались – а вдруг там все разрушено? Овчинка выделки не стоит.
- Неправда, Пантелей смотрит за этим домом лучше, чем за своим. А потом, не забывай – Михась подарил особняк невесте на свадьбу. Кто ж дарит рухлядь? Кстати завтра придут потенциальные покупатели на наши квартиры – я ими займусь, а ты постарайся поскорее решить на работе вопрос с отпуском.

К обеду мы с тетей уже были во всеоружии, чтобы отправиться за реку, в коттеджный поселок Сосны, где и находился дом Василя. Но сначала старшая Анна скомандовала заехать к ее старому знакомому антиквару.

Лавка древностей или как было написано на табличке у входных дверей «Салон Ретро», находилась в полуподвальном помещении в старом доме сталинской постройки. На гордое имя салон магазинчик конечно не тянул, но наверняка для истинных ценителей старины это было не важно. Здесь был клондайк для коллекционеров и раздолье для плюшкиных. Последние, как вы понимаете, не фамилия, а диагноз. Стеллажи от пола до потолка забитые потертыми и поблекшими вещами словно выставка ярчайших ярлыков своих эпох. Белые слоники, выстроившиеся по ранжиру, кувшинчики с рюмками в виде рыбок, тарелки громкоговорителей, фарфоровые тарелки с серпом и молотом, чернильница лиса и журавль… А если идти еще дальше и глубже, то можно найти такое! Часы - луковица с дарственной надписью, а рядом бальное парчовое платье выпускницы института благородных девиц, кулон с сапфиром, который вполне возможно принадлежал великой княжне, а под старинным микроскопом действующая модель паровоза величиной с горошину. Кто-то скажет – секонд-хенд, а кто-то – осколки времени.

Ясен Иванович не относится не к тем, ни к другим. Его хитрые глаза под очками с тонкой золотой оправой словно постоянно усмехаются - что хотите, то и думайте, а у меня свое мнение, которое вам знать не обязательно. Как объяснила мне тетя, Ясен Иванович на четверть поляк, на четверть чех, остальные две четверти – смесь русской, украинской и даже корейской крови. Он знает столько языков, что иногда сам не может подсчитать сколько.

Пока мы наслаждались удивительно ароматным кофе, антиквар читал принесенную нами открытку-гармошку. Кстати , напиток был приготовлен в мгновение ока на наших глазах в старинной чудной кофеварке. Хозяин был явно удовлетворен произведенным эффектом.
- Мне понадобится какое-то время, чтобы разобраться с текстом, а вы можете посмотреть на эти прекрасные экземпляры сосудов для приготовления этого благословенного напитка. И если у вас будет лишних пять минут, я расскажу – как готовится настоящий кофе.

Мы с удовольствием выпили еще по чашечке, когда Ясен Иванович вышел из кабинета, бережно держа в руках полустертый текст.
- Прочитать получилось не все. Несколько слов стерлись. Написано по-литовски. Почерк, надо отметить, красивый, каллиграфический. Я думаю, это какая то зашифрованная схема. Вот слушайте: Найди …. на пересечении пути от владения дракона к золотому слитку. Его укажет сердце крыла высокомерия. Ищи круг созидания. Много металла, надо много воды.
Антиквар глубокомысленно потер переносицу.

- Перевод я вам написал – держите свою китайскую грамоту. Чтобы это значило! Дракон, слиток, металл… Ну вам виднее, о чем тут речь.
С благодарностью приняв листочек с текстом мы с тетей переглянулись – да, головы нам предстоит поломать и еще как! Сначала попробуем сориентироваться на местности. Пора бы и в путь, но не стоит обижать старого Ясена. И мы выражаем готовность узнать о секретах приготовления кофе.

- Найдите место на земном шаре, где бы не любили этот напиток? А теперь скажите – где его готовят лучше всего? То-то и оно, все готовы поспорить за пальму первенства. У меня здесь хранится множество кофеварок и кофейных сервизов разных народов. Куча справочников по приготовлению этого волшебного напитка. Но я обращу ваше внимание на эти кувшины и задам вопрос: знаете ли вы, почему арабский кофе называется арабским?

Мы с тетей дружно замотали головами и антиквар продолжил.
- На Арабском полуострове кофе действительно раньше выращивали , но потом перестали - проще и выгоднее оказалось покупать в других странах. Арабским сейчас кофе называют за вкус и цвет. Мы привыкли, что традиционный кофе должен быть коричневым. А у арабов свое правило. Они жарят кофейные зерна только до золотистого оттенка. И сваренный из них напиток получается немного мутным и желтовато-прозрачным. Но вкус арабского кофе действительно неповторим. Зависит это от моря специй и обязательной добавки - розовой воды. Плюс немного других специй – корицы, мускатного ореха, кому как нравится.

А еще кофе в Арабии называют говорящим. Придете там в гости, вам нальют полчашки. Это символ уважения. Вторую полную - вы дорогой гость. Третью надо обязательно выпить, перевернуть и покачать - в знак благодарности. Плохо, если уже первую чашку вам наполнят до краев – значит хозяева явно не рады гостю и дают ему это понять. Тот же, кто выплеснет кофе через плечо - самым настоящим образом объявляет о войне.

 Между прочим готовят напиток не меньше, чем попеременно в трех нагретых кофейниках с длинными узкими носиками. В них он отстаивается. Каждая женщина должна владеть этим мастерством – традиция. Много дополнений подавать к кофе не принято. Это могут быть всего лишь финики или сладкие орешки. Я надеюсь, вы ко мне заглянете еще не раз? Я тогда обязательно приготовлю для вас настоящий арабский кофе.


Рецензии