Глава 7. Осколки прошлого

Глава 7.

Меня лихорадило. Дикая головная боль забирала все силы, и я вновь проваливалась в бессознательность. Иногда я приходила в себя и, открывая глаза, видела перед собой уставшее лицо пата. Он что-то говорил, но смысл слов не мог прибиться сквозь пелену бреда, который словно туман окутывал разум. Мысли путались, терялись, сталкивались друг с другом, но никак не хотели ловиться. Может, им было хорошо на свободе, которой они обрели благодаря болезни? А что будет, если им понравиться так существовать отдельно от меня? Что будет со мной? Обидно, но даже страха не было. Он тоже где-то блуждал. Что будет, то будет…

- Ты как? – устало спросил Ажел.
Я с трудом разлепила тяжелые веки. Не думала, что такие небольшие частички меня могут быть настолько неподъемными. Обычно их вес даже не замечался. Открываешь, закрываешь, не прилагая никаких усилий, а сейчас даже краткий миг кажется непосильной задачей. Странно. Никогда не задумывалась, что большую часть жизни мы проводим в темноте. Почему? Ведь если суммировать все время, когда глаза закрыты, и сравнить со временем открытых, то получается, первого больше, чем второго. А если учесть еще и время сна…
Меня, кажется, о чем-то спросили? Хм… Кто я? Нет… Как я? Да. Точно. Как я? Живая… вроде. Вот только поведать об этом ни миру, ни Ажелу, ни еще кому-нибудь не могу. Из горла вырвался… вернее даже медленно и грузно выполз хрип. Голос видимо решил, что на данном этапе он мне не понадобится и взял отгул.
- Тебе плохо?
Глупые вопросы нынче в моде? Нет! Мне хорошо… было бы, если бы ко мне не приставали, а дали спокойно отдохнуть.
Вторая попытка взглянуть на мир, тоже не отличалось большой продолжительностью.
- Она еще очень слаба, - сказал незнакомый голос, - пусть отдыхает.
Разумное пожелание, полностью одобряю! Мозг, спать!

Теплый солнечный луч весело уткнулся мне в глаз и начал медленное продвижение по лицу. Дополз до второго и… упал! Честное слово. С таким грохотом.
- Паглогаг!
Еще и выражается по-мерлокски! Какой некультурный… Постойте? С какой поры солнечные лучи громыхают, разговаривают, да еще и картавят при этом?
Я открыла глаза. Справа от кровати спиной ко мне стоял Ажел и отряхивался. При свете дня я все же смогла разглядеть во что он был одет. Синяя рубашка с высоким воротником, который скрывал горло. Вся спина была перетянута какими-то ремнями. Штаны были заправлены в высокие сапоги. А у ног валялся стул. Причина грохота и некультурной брани была установлена.
Справившись с очисткой одежды, пат повернулся ко мне лицом и в глаза ударил солнечный свет. Вернее не свет, а его луч, отразившийся от пряжки ремня. Вот и он, непослушный солнечный зайчик, который и сбросил груз Гяса (Гяс - бог покоя и сновидений. Люди описывают его, как маленького старичка с огромным мешком за спиной, который ходит по миру, достает из своей ноши гирьки и подвешивает на веки из-за чего те и становятся тяжелыми) . Показавшая странной со спины, перетяжка, оказалась ни чем иным, как перевязью метательных ножей.
- Пгоснулась?
Опять он начинает? А я думала пора глупых вопросов прошла, оказывается, нет. Зачем спрашивать то, что и сам прекрасно видишь? Или он слишком сильно приложился головой, что потерял зрение?
- Вижу, что да.
Ура! Он прозрел! Слава Бошу, все обошлось!
- Извини, что газбудил. Заснул на стуле, когда ждал, пока ты в сознание пгидешь.
- Ничего страшного, я выспалась. – Хриплым голосом сказала я.
- Я… - договорить он не успел, в дверь вежливо постучали, и с небольшой заминкой в комнату вошел еще один мерлок. Он был одет в широкий халат, спускающийся до пят, рукава были закатаны на половину, обнажая сильные руки. В отличие от Ажела, свет шерсти у вошедшего был пепельно-серый. Глаза голубого цвета смотрели добродушно и слегка насмешливо.
- Доброе утро, navaty, как спалось? – участливо поинтересовался пришедший.
- Спасибо, хорошо.
- Как голова?
- Уже намного лучше.
- Мы взяли на себя смелость перенести Вас из душного подвала. Вам людям очень полезен свежий воздух.
- Спасибо.
- Мне бы хотелось задать Вам несколько вопросов, если Вы не возражаете?
- Мне бы самой хотелось уточнить некоторые детали.
- Вот и отлично.
- Ажел, - обратился он к моему знакомому, - не мог бы ты принести нам воды?
Пат понял намек и, коротко кивнув, скрылся за дверью.
- С чего бы начать? Наверное, стоило бы представиться. Алкесел Матийский. – И он выжидающе посмотрел на меня.
- Сморти.
- Очень приятно. Что привело Вас сюда? – задал он первый вопрос.
- Насколько я поняла, это Вы меня сюда перенесли из подвала.
- Верно. Но, как Вы оказались в том подвале?
- То есть как? – не скрывая удивления, спросила я.
- Вот именно это я и хотел бы узнать. Как?
Алкесел смотрел пристально, не мигая. Я ничего не понимала.
- Вы хотите сказать, что не Вы меня туда скинули?
- Ни я, никто из наших Вас туда не скидывал.
- А кто?
- Вам виднее.
Странно все это. Не могла же я сама туда залезть? Так больно стукнули, что не заметила, как протопала миль так этак сорок и свалилась в подвал? Такое бывает? Думаю, что нет.
- Я не знаю.
Алкесел стал прохаживаться по комнате, думая о чем-то своем. А может быть, сверяя мои ответы с тем, чтобы было известно ему. Комната была довольно просторной и на удивление светлой. Солнце попадало сюда сквозь стекла двух круглых окон с ажурными решетками на потолке. Дверей оказалось тоже две. Они располагались напротив друг друга. В одну из них вошел Алкесел, а в другую вышел Ажел. Кроме кровати и стула из мебели в комнате не было других предметов. Наблюдая за неторопливым вышагиванием, я сама задумалась.
Я не привязана, даже не скована, пат, как я смогла убедиться, вполне свободно передвигается, значит, пленниками мы не являемся. Это несказанно радует. Если верить словам Алкесела, а не верить у меня, пока, причин нет, то получается, что в подвал я попала как-то сама. Вопрос: “Как?” Мерлоки тут не причем, значит, это мог быть кто-то еще. Только вот кто?
- Вы было очень истощены, - нарушил свое молчание Алкесел, - мы боялись, что Вам не хватит сил вернуться.
- Вернуться?
Ты о чем, дяденька?
- Да.
- Откуда?
- Из Тьмы.
Объяснил? Только я ничего не поняла. А чего я собственно делала в этой тьме?
- А что я там делала?
- Вот этого мы не знаем.
- А откуда Вы знаете, что я была во Тьме?
- На Вас ее метка.
- Метка?
Он не ответил, а протянул мне какой-то предмет. Это оказалось зеркало. Весьма странной треугольной формы. Обычно я видела зеркала круглые. Не понимая, что от меня требуется, я посмотрела на мерлока. Зайчиков им что ли пускать?
- И чего?
- Взгляните на себя.
И чего я там увижу? Я и так прекрасно знаю свое лицо. Слегка заостренное, тонкие губы, курносый нос, серые невыразительные глаза, русые волосы… Постойте! Черные глаза?! И седые волосы? Когда я успела поседеть? Это что за чудо на меня смотрит?
Я повертела зеркало в руках, вроде обычное зеркало, тогда почему отражение какое-то неправильное? Видимо, он заметил мое удивление, и пояснил:
- Ваши глаза. Ведь они раньше не были черными?
- Не были.
- Это и есть метка Тьмы. Такая есть у всех шиваров, и когда-то была у гатуров. Тьма едва не опустошила Вас.
На ум сразу пришел недавний разговор с Кихалом и его слова: «по какой-то причине, именно ваши детеныши становились самой надешной заплаткой». Она забирала мою жизненную силу. Брррррр… Меня едва не обездушили!
- А волосы? – спросила я.
- А что с волосами? – не понял Алкесел.
- Они седые! – обвиняюще, выкрикнула я.
- И?
- Они не были седыми.
Алкесел опять задумался и направился к двери.
- Вы куда?
- Скоро вернусь. – Не оборачиваясь, сказал он и вышел.
Когда дверь закрылась, из противоположной выглянул Ажел.
- Ушел?
Я кивнула.
- Гасказывай.
- Чего?
- Что он тебе говогил?
- Как будто ты сам не слышал. – Ехидно улыбнувшись, спросила я.
- Да. И что? – даже не моргнув глазом, ответил пат.
- Куда он пошел? – спросила я.
- Не знаю.
Долго томиться в неведенье нас не заставили. Прошло совсем немного времени, как дверь снова открылась, и вошел Алкесел. В руках он нес какой-то большой фолиант, на ходу листая страницы. Под ноги он естественно не смотрел, и было очень странно, как он при этом умудрялся не путаться в своем халате.
- А, ты уже тут? – оторвав взгляд от книги, сказал Алкесел.
Ажел смущенно потупился.
- Я… - хотел было он оправдаться.
- Я как раз хотел тебя позвать.
Ажел просиял, радуясь, что его не буду ругать.
- Dari (dari - “малыш” ласковое обращение, к несовершеннолетнему мерлоку, которое обычно используют родители к своим детям, в редких случаях, учителя к своим любимым воспитанникам. Иногда используется как оскорбление, производное слово от daret – “ученик”) , когда ты впервые увидел Сморти?
- Несколько мидазов назад. – Задумавшись, ответил пат.
- А поточнее?
- Два… нет, тги. Точно! Тги медаза назад.
- Это, если я не ошибаюсь, по-вашему девять дней? – обратился Алкесел уже ко мне.
Я утвердительно кивнула.
- Ажел, а как она попала в подвал?
- Я думал, что кто-то из наших ее туда скинул.
- Понятно. – Ответил Алкесел, листая книгу. – А что ты знаешь о детях Тьмы?
Пата передернуло от отвращения. Странная реакция на вопрос. Если мне не изменяет память, детьми Тьмы считаются шивары. Конечно, их трудно назвать милыми, но они скорее вызывают опасение, чем отвращение.
- Это шива`ы.
- В какой-то мере ты прав. Сейчас так принято называть шиваров. Но раньше, этот титул носили гатуры.
- Гатуры? – удивилась я.
- Да. Это самоназвание. И означает оно “Рожденные Тьмой”.
- Не знала.
- Когда-то это была самая могущественная раса. Но… в прочем это не важно. Люди тоже с ними сталкивались, когда была война. – Продолжил Алкесел свой рассказ.
- В союзе с орками. Да, я знаю. – Перебила я.
- Ты говоришь о второй войне. Но была и первая. А про ту, которую ты говоришь – так в ней скорее орки были в союзе с гатурами. – Ничуть не смутился он. – Мне кажется, что виновниками были именно гатуры, а не орки. Орки, просто выбрали сильную сторону. Но прогадали. Наши историки подозревают, что в тот момент в рядах гатуров произошел раскол на два лагеря. Именно по этому, до нынешней столицы вашей Империи, дошли только орки.
- Постойте, если бы не шивары, люди не смогли бы сдержать натиск гатуров. Не хотите ли Вы сказать, что шивары и есть второй лагерь?
- Да. Именно это я и хочу сказать.
Ажел не участвовал в нашем разговоре, он как-то странно смотрел на своего учителя. Заметив пристальный взгляд, Алкесел вздохнул и спросил:
- Dari, у тебя какие-то вопросы?
- Что означает слово “гатуг”?
- Рожденный тьмой, - повторил Алкесел.
Пат вздрогнул. Что на него нашло? В отличие от меня, Алкесел понял реакцию своего ученика:
- Да, Ажел, ты прав, - сказал он и отвел глаза.
Прав? В чем? Я вообще ничего не понимаю.
- Если бы я мог хоть как-то облегчить твой груз, но я не в силах.
На Ажела было больно смотреть. Складывалось впечатление, что у него из-под ног выбили землю, или, точнее, табуретку и он повис в петле новых знаний, которая, как удавка, стянулась на горле. Он как никогда был похож на беззащитного котенка. Поникшие плечи, прижатые уши и невероятная боль в глазах.
Ажел пат Гатурский – три слова обрекшие его искать Рожденного Тьмой. Это ужас. Пускай, мерлоки и предпочитают ночное время суток, но они ближе к Свету, чем люди и может даже эльфы. Потому что Тьма – это Ничто. Огромное и всеохватывающее Ничто и в Ней нет места никому, кроме ее самой. А кому захочется стать ее частью? Раствориться в мраке без право на возвращение. И это значит, что мерлоки никогда не станут на сторону Тьмы, потому что Она никогда не смирится с властью Света.
И надо же такому случиться? Получить от родителей в подарок “прекрасное имя”, а потом всю жизнь жить среди своих соплеменников и не знать, почему к тебе относятся, как к изгою. Не понимать причин, жаждать признания и получать в ответ в лучшем случае, скрытое призрение, а в худшем, открытую неприязнь. Я его понимала, с одной разницей. Я сама выбрала эту дорогу, а ему ее навязали.
«Сама ли?» Вздохнул внутренний голос.
Ажел поплелся к двери.
- Dari! – окликнул его Алкесел, но тот не обернулся.
Я не знала, что сказать. Что говорят в таком случае? Что мне его жаль? Что я его понимаю? В какой-то мере да, понимаю. Понимаю его чувства, могу даже догадаться в каком русле текут его мысли. “Почему я?!”, “За что?!”, но чем я смогу помочь?
Алкесел пристально смотрел в след уходящему Ажелу. Он бы мог сказать ему раньше, но не сказал. Оставил на потом… и что получил сейчас?
- Почему?
Алкесел обратил на меня внимание.
- Я не сказал ему раньше?
Я кивнула.
- Вы можете со мной не согласиться, но он не был готов к правде.
- Да кто вообще вправе решать, готов ли он или нет? С чего Вы взяли, что он сейчас готов? По его реакции даже дурак поймет, что ему Ваши знания, как обухом по голове.
- Не всегда новые знания приносят пользу сразу, но они не перестают быть полезными из-за этого.
Я не ответила.
- А кто вправе решать? - продолжил Алкесел. – Пока ученик не готов решать, за него это будет делать учитель. Вернее даже не решать, а направлять. А если он не желает понимать, его подталкивают.
- Да… подталкивают, – зло хмыкнула я, - но в пропасть!
- Почему же? Он может расправить свои крылья Разума и взлететь. И небо Новых знаний и возможностей с радостью его встретит.
- А если не расправит? А если переоценит свои силы? Тогда что? Привет земля?! – Негодовала я.
- Вы его на смерть толкаете! В неизвестность! Что это за методы обучения такие?
- Вовсе нет. – Спокойно возразил Алкесел.
- Ой, ли?!
- Я знаю, что его встретят на земле и не дадут упасть. – Не обращая внимания на мою реплику, продолжил учитель.
- Кто?!
- Ты…
И видя мое удивление, пояснил.
- Ажел – обреченный искать Рожденного Тьмой.
- Ну?
- Но ведь и ты Обреченная…я прав?
Теперь ясно откуда у Ажела это любимое выражение.
- Да или нет? – не отставал Алкесел, но, не дождавшись ответа, продолжил. – А поскольку дитя Тьмы все никак не желало находится, Тьма взяла все в свои руки и устроила встречу обреченных.
- Так просто?! – Не удержалась от издевки я. - Значит, наша встреча была предопределена? Ну, тогда и смысла нет куда-то рыпаться. Правильно? Тьма в любом случае решит все за нас.
- Смысл есть всегда. К тому же, у тебя всегда есть выбор. И только тебе решать по какой дороге ты пойдешь.
Провидец леадский! Нормальным языком в этом мире кто-нибудь умеет изъясняться? Без всякой этой таинственности и нагнетания тумана, где и так ничего не видно! Трудно разве сказать, у тебе есть то-то, то-то и то-то, выберешь это, получишь по голове, выберешь другое, останешься жить, выберешь третье, получится так-то и так-то. Так ведь нет. Свобода выбора из леадской кучи неизвестных факторов.
В комнату вернулся Ажел. Выглядел он лучше, я бы даже сказала, решительнее. Интересно, чего напридумывал, вроде не так долго отсутствовал.
- Nava Алкесел, я пришел просить Вашего позволения покинуть наши… - запнулся Ажел, но все же продолжил – …земли мерлоков.
Уууууу! Как все плохо. Земли мерлоков уже не его дом? Парень отрекается от своих корней?! Это уже не просто плохо, это ужасно! Надо срочно что-то делать. Алкесел, это же твой ученик, что ты молчишь?
- Я… - сказал учитель и застыл с открытым ртом.
Надо же! Мудрый Алкесел не знает что сказать? Или не ожидал такого поворота событий? Зря! Очень даже зря. Он же сам только что говорил, что всегда есть выбор. Вот Ажел и выбрал. Я на месте пата уже бы давно сбежала… Правда пользы от этого ни себе не людям… то есть мерлокам, если рассматривать случай Ажела, но тем не менее, не самое худшее решение.
Ну же, дяденька! Думай! На что тебе голова на плечах?! Такой умный был, а сейчас? Что тут можно сделать? Пат Ажел, вернее Ажел пат.. Точно!!
- Nava Алкесел, - обратилась я к застывшему учителю, - пат Ажел спрашивает Вашего позволения… - многозначительно сказала я.
Ну, же! Думай! Дар речи что ли потерял? Или все мысли из мозгов через рот улетучились? Впредь не будешь широко раскрывать.
- Вы можете дать ответ ПАТУ? - выделяя последнее слово, спросила я.
Взгляд Алкесела прояснился, и он закрыл рот.
Ура! Дошло.
- Могу… Вернее не могу… Точнее ответ дать могу, а согласие нет.
Заикается?.. Не ужели переживает? А буквально недавно я могла бы поклясться, что тот без зазрения совести, пнул Ажела под… просто пнул, когда тот раздумывал перед пропастью… Ан нет…
- Почему? – удивился Ажел.
Ура! Ажел тоже в порядке. Он опять задает глупые вопросы. Ваш выход, Эсе!
- Потому что ты пат, - ответил Алкесел.
- И что?
- А то, что не можешь уйти, не закончив свой поиск.
Эх, Ажел… Это называется - облом… Пат разозлился. Уши вновь прижались к голове, но на этот раз от ярости. И он зашипел, как разъяренный кот:
- Вы не можете не отпустить меня.
- Могу. Более того, слагаю с себя права твоего pobena (Poben – следящий за исполнением возложенных на пата обязанностей, направляющий и координирующий действия своего daret’а.).
- Какова мотивация? – хмуро поинтересовался Ажел
- Я слишком стар и не могу в должной мере следить за твоими действиями. Я не знаю, как тебе помочь…
- Значит, я могу закончить свой поиск! – довольный словами учителя, сказал Ажел.
- Конечно… но сначала, я назначу своего приемника…
Уши Ажела вновь поникли. А мне становилось все более интересно.
- И кто будет poben Ажела? – не дождавшись пока Ажел сообразит поинтересоваться, спросила я.
- Ты.
- Я?!
- Она?!
Вопросы слились в единый вопль негодования. Если бы мои уши были так же подвижны, как у мерлоков, они бы просто прилипли к голове. Но мне оставалось лишь злобно скрипеть зубами.


Рецензии