Лось в облаке

Прочла роман Ирины Лазаревой "Лось в облаке" за ночь. Где-то улыбалась, где-то вытирала слёзы, где-то вспоминала своё - потаённое. Проняло!  Решила написать рецензию. Писала не умом - сердцем. Получилось следующее.

Если бы попросили охарактеризовать роман «Лось в облаке» коротко, я бы сказала так: «Зрелый, мудрый, очень интересный роман».
Если бы спросили, что осталось после прочтения? Ответила бы: «Множество мыслей».
Итак, начнём по порядку и зададим себе первый вопрос: «Есть ли в названии смысл?»
Попробуем обратиться к тексту:
«Посреди поляны, прямо на траве, лежало облако, молочно-белое, непроницаемое в своей влажной густоте. Видно, притомилось оно в небе и заночевало в лесу на уютной лужайке до рассвета. В облаке стоял лось.
-    Глаза его видишь? - спросил Саня, как будто читал мысли друга.
-    Вижу, - беззвучно отозвался Вадим. - Он знает то, чего мы никогда не узнаем».
Сразу после прочтения отрывка возникло ощущение, что в последней фразе и заложен основной смысл романа. Что же это? Вечное одиночество живого существа, отстранённость от мира, сила, единение с природой? И почему «в облаке»?
Прочитав роман единым духом, скажу так: аннотация, как всегда, не отражает сути. Да, роман о верности, о дружбе двух мальчиков, затем мужчин, но я бы сказала, это лишь – «стержень», «красная нить», подтема. С моей точки зрения, основная тема романа – морально-нравственная.
Череда идущих друг за другом событий, отражающих перемены конца 20-го века, не могли не отразиться на человеческих судьбах, утверждении приоритетов, расстановки акцентов тех, кто был вовлечён в период становления «дикого рынка». В центре событий не только друзья - Саня и Вадим, но и старший Березин, прошедший путь от партийного начальника до члена криминальной группы, Краснов – глава бандитской группировки и многие другие. В условиях безнаказанности и хаоса большинство из них выбрали агрессию, наступление, захват, личное обогащение, ибо главный лозунг того периода: «рынок – джунгли, а в джунглях выживает сильнейший». И каждый старался выжить. Колесо перестройки, раздел собственности меняли морально-этические ценности, ломали психику, и молодёжь, вовлечённая в этот круговорот, была одурачена больше всех.
В романе есть свет и тьма, боль и радость, верность и предательство, приоритет денег и мудрость, застывший меркантилизм и красота природы. В каком облаке оказались герои? На поверхностный взгляд всё просто: Саня – в молочно-белом, Вадим – в кроваво-чёрном. А как же Афган? Ведь на счету Сани и убитые моджахеды, и безвинные ребята, послужившие пешкой в чьей-то игре. Думаю, мысль автора – другая. Эта мысль связана с Богом и, усиливая финишный конфликт, вложена в уста бандита Краснова, процитировавшего Саню Никитина:
«Помнишь, ты как-то спросил, где находятся рай и ад? Теперь я точно знаю: рай, он здесь, на земле. Людей с самого начала поселили в раю, только они этого не поняли. Стали они этот рай разорять, подминать под себя, ломать и перекраивать и, легкомысленно поправ чудесные и мудрые законы бытия, оказались на краю черной бездны. Пасть в нее или жить в раю – каждый волен выбирать сам».
И это высказывание связывает начало и конец романа. Единение с природой и болотная топь, неприятие окружающих и плечо друга, предательство и верность, мудрые законы бытия и человеческий хаос.
В романе соблюдены все классические каноны построения сюжета. Повествование происходит в чётких временных границах, конфликты чередуются друг с другом, а через них идёт раскрытие характеров героев.
"Лось в облаке" написан потрясающе красиво! Грамотное построение фраз, диалогов, безупречное описание природы, изумительная стилистика. Слова перекатываются, как камушки в горном ручье, взгляд бежит по тексту, не спотыкаясь ни на одной фразе.
С моей точки зрения, этот роман Ирины Лазаревой является прекрасным образцом жанровой и психологической прозы. Автор вложила в него не только свою душу, но, как мне кажется, собственную философию. Эта философия – во взгляде на окружающий мир, природу, взаимоотношение людей, и что важно: она несёт в себе оптимизм и веру в будущее, то будущее, которое видит Санька Никитин, и к которому, сделав недюжинный крюк, устремился Вадим Березин.
    Обложка, по-моему, не отражает ни сути, ни настроения, ни динамики романа.
Художник, по-видимому, роман не читал.
Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


 


Рецензии