Реформа народного образования, или Яга в действии

***

Так уж получилось, что тема образования интересует меня уже давно - сестра педагог с приличным стажем, дочь тоже пошла в сферу образования, да и кое- кто из родственников и знакомых посвятили жизнь обучению детей. Сравнивая перемены, произошедшие в образовании за последние годы, не устаешь удивляться терпению педагогов - каких только экспериментов над ними не ставили.
Вспоминаю свои учебные годы, и помню уважение, с которым относились к педагогам наши родители. Школа, в которой я учился, была большая, но уютная. В ней было тепло зимой и не жарко летом. Помню педагогов, которые научили писать и считать, дали путевку во взрослую жизнь. Всякое было в отношениях между учениками и учителями. Мы не были паиньками, и за это нам иногда крепко перепадало от своих учителей, но не было ни одного случая, когда мы, получив заслуженный подзатыльник или удар указкой по шаловливым рукам, бежали жаловаться на них в суд, или, на худой конец, своим родителям. Мы понимали, что трепка заслуженная и при этом уважали учителей за силу, за умение поставить нас на место.
Теперь, глядя на показательные процессы над учителями, я с горечью думаю, как же еще нужно унизить педагога, если уже сейчас он порой боится сделать замечание зарвавшемуся ученику, а не то, чтобы поднять на него руку. И глядя, как порой по вечерам плачет дочь, не в силах выносить издевательства, я жалею, что в свое время не настоял на выборе другой профессии.
Раньше я частенько подсмеивался над своими домашними педагогами, когда они, придя с работы, садились делать уроки – проверять тетради и писать планы к урокам на следующий день. Фанаты своей профессии, они гордились ею и считали ее самой нужной и уважаемой. Теперь, глядя на них, я вижу, что у них уже частично поменялось мировоззрение, и, хотя гордость за профессию еще не угасла, но блеск в глазах уже померк, и все чаще слышны горестные нотки.
Да и как не грустить, если перемены больно ударили по ним, особенно в последние годы. Если раньше, бумажная работа в основном сводилась к заполнению журнала и составлению планов уроков, то теперь педагоги должны составлять кучу никому ни нужной документации и отчетов, которые требует администрация. Но и администрация не может уменьшить этот бумажный вал, все это, только на порядок больше, с нее самой требуют вышестоящие органы. На днях разговаривал с замом по безопасности нашего лицея, в который, под старость лет, занесла меня судьба. Обсуждали пропажу двух мальчиков в республике Коми, естественно прошлись и по учительнице, организовавшей  прогулку в лес. Как пояснил мне зам, чтобы законно организовать такую экскурсию, нужно издать несколько приказов, заполнить кучу бумаг и организовать сопровождение взрослых в количестве не менее одного взрослого на пять человек детей. Вот и идут педагоги на нарушение, на свой страх и риск организуя такие мероприятия. Да, безопасность детей, это святое, но нельзя же все доводить до абсурда. Теперь, учителя физкультуры боятся проводить занятия, а на уроках труда преподаватели и близко не подпускают учеников к станкам – как бы чего не вышло, ведь за это бьют, и бьют очень больно. Но, огораживая детей от трудностей, мы потом удивляемся их инфантильности и сетуем, что некому идти в армию – что вырастили, то и получили.
Часто общаясь с педагогами, доводилось слышать и их отношение к ЕГЭ. Ничего лицеприятного для этого начинания я так и не услышал. Практически все педагоги считают, что это профанация образования и отмывание денег, и денег немалых. Отцы-основатели этого начинания, очевидно, не считали, во сколько обходится это мероприятие. Впрочем, может как раз и считали, только у них арифметика другая, ведь известно, что с большей суммы можно больше положить в свой карман. Прикрываясь благими намерениями о невозможности списывания на ЕГЭ, они забыли, что наш народ всегда найдет лазейку обойти все их препятствия. И тому ни мало примеров и на экране и в жизни. Типичная ситуация, ребенок не блещет умом, но папа главный врач больницы, и вот уже запущен в ход административный ресурс, сделаны необходимые звонки, проплачены необходимые люди. Наступает день ЕГЭ и кто-то закрывает глаза на то, что ребенок пользуется сотовым телефоном, кто-то на другом конце провода подсказывает правильные ответы. Что в итоге? А в итоге мы получим еще одного безграмотного врача, который будет лечить нас, наших детей, наших внуков.
Лучше бы деньги, затраченные на ЕГЭ, пустили на развитие материальной базы школ, на их ремонт и реконструкцию, на зарплату учителей, наконец. Ведь сейчас школы финансируются из рук вон плохо. Пожарные дают предписание директору установить пожарную сигнализацию, но у школы своих денег нет, местные бюджеты дышат на ладан и все вопли директора, это глас вопиющего в пустыне. Пожарные выписывают директору вполне законный штраф, и он вынужден выплачивать его из своего кармана, так как такая статья местным бюджетом не предусмотрена. А тут и СЭС нагрянула с очередной проверкой, а посудомоечная машина не работает, так как сгорел ТЭН, а у школы денег на его замену нет, а у местного бюджета… и тд и тп. Вот и хватается бедный директор за валидол и анальгин, так как сердце болит за школу и голова от дум, как все это поправить. А из ГОРОНО шлют очередные указания: срочно…, выполнить…, доложить…, вы должны…. Но и там подневольные люди, у них нет денег, чтобы помочь школе. На них давят с министерства, требуя очередные бумаги и показатели, но денег нет, и весь этот ком катится на голову бедного директора. И действительно бедного, его зарплата ниже, чем у учителей. Он пытается добрать ее с помощью учебных часов, но и это ему не разрешают. С целью экономии средств, или еще с какой-то целью, ему запрещено вести больше восьми часов в неделю, а это потеря в деньгах и, что важнее, потеря в педагогическом стаже. Вот и думает директор, что лучше перейти в простые учителя, чтобы скинуть с себя бремя ответственности и поднять свое материальное благополучие набрав побольше учебных часов, но не тут-то было. Уйти можно, но для этого придется уехать из города, так как в этом городе ему работу не найти, просто не дадут работать. Это беда всех небольших провинциальных городков с коррумпированной администрацией и одним градообразующим предприятием.
 Вот и вынужден директор тянуть эту непосильную ношу, тратя на нее последнее здоровье и силы. А вспомнит ли кто о нем, когда он, растратив все душевные силы, превратится в инвалида или отдаст богу душу? Вряд ли, ведь даже когда Родина, решив оценить заслуги директора, награждает его почетной медалью как лучшего руководителя года, ему предлагают самому позаботиться о ее получении, затребовав четыре тысячи рублей за ее курьерскую доставку. Вот и думает директор, что лучше, купить новые туфли дочерям, заплатить за медаль, или оставить их на уплату штрафов проверяющим органам. А вы бы что выбрали…?


Рецензии
А я вижу, как плачут дети. А некоторые пишут http://www.proza.ru/2012/04/05/175

Мария Березина   23.06.2012 14:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.