Не успевшие во времени

проповедь в церкви «Свет Утренней Звезды» г. Саяногорска от 01 января 2006 г.

Желание Бога по отношению к нам, чтобы мы принесли много плода в своей жизни. Время же нашей жизни ограничено, и мы с вами это более-менее понимаем. Тем не менее, анализируя прожитое, едва ли не каждый из нас может согласиться со мной в том, что много минут, часов, дней, а где-то даже и лет мы проводим просто так, без определённой цели и, как следствие — бесплодно. Масса времени утекает в никуда. Проходит год за годом, и мы смотрим: одна листва, и больше ничего. Хоть бы на единой веточке ягодка!

Есть время, когда это нормально — одна листва. Это наша зелёная юность. Но настаёт пора, когда на ветвях образуется завязь, и начинается процесс приношения плода. И каждый человек должен в определённое время войти в зрелость. Что же мы наблюдаем на самом деле? А вот что: множество людей проживают свою жизнь, так и не сподобившись хотя бы отчасти приблизиться к тому образу, которым им надлежало бы стать в этой жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей так и не достигают зрелости, которая определяется способностью приносить полноценный плод.

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (От Луки 13:6-9).

Эта очень простая притча предлагает нам вектор понимания о том, что происходит вокруг нашей жизни, когда мы беспечно живём день за днём, не особенно тревожась за своё будущее, или наоборот, чрезмерно переживая за собственную несостоятельность и неспособность предъявить доказательства своего права на существование. Чтобы прояснить смысл этой притчи, нам нужно внимательно разобрать, что такое здесь смоковница, виноградник, навоз, а также кто такие виноградарь и хозяин виноградника. Для этого нам понадобится ещё одно место Писания.

Как вы думаете, Иисус Христос любил людей? Он желал их спасти? Конечно, да! Но что Он им говорил? Они часто не могли выносить Его слов! Я когда читаю слова Иисуса, они — очень жёсткие везде. Современное христианство стало каким-то сладеньким: ты сильно резко не говори, чтобы людей не ранить! Но Иисус говорит это даже не тем, кто не верит в Бога. Он говорит это верующим. Смотрите, как Он говорит:

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (От Матфея 23:33-35).

Здесь Он говорит: Я к вам пошлю книжников, Я к вам пошлю мудрых, пошлю к вам пророков. Зачем? Для того чтобы научились Божьему закону и Его порядку. Очень важно сначала сформировать правильное понимание. Сделать рельсы сначала. Я не могу что-то правильно делать, если у меня что-то в голове не изменится, не преобразуется моё мышление. Если я буду мыслить своими прежними категориями, если буду руководиться своими эмоциями, я никогда не смогу исполнить волю Божью. И мне тогда уже никто не поможет.

И Бог, Который знает, что Он вложил в человека, посылает нам навстречу мудрых, книжников, то есть знающих людей, способных нас наставить на верный путь, тех которые имеют какой-то опыт и имеют слово для нас. Я, как пастор, могу наблюдать, какие люди растут, а какие топчутся на месте. Знаете, какие люди растут? Которые внимают слову, размышляют, и им, в ответ на эти размышления, приходит откровение. Когда приходит откровение, это есть истинная пища для человека. Но её ещё нужно скушать — то есть исполнить повеление Божье.

Когда в нашей жизни долго нет откровения от Бога, это опасное состояние. Здесь надо анализировать причины и просто стучать, взывать к Богу. Святой Дух Он как садовник, который поливает растения и ухаживает за ними. По притче Он — виноградарь. Он всегда готов давать нам откровения, но мы не всегда готовы их получать. Когда мы питаемся тем, что предлагает нам мир, мы теряем способность получать пищу от Бога. Тогда Слова Божьего нет в нас, и вот это-то и делает нас бесплодными. Только Слово Божье, небесное откровение, несёт в себе энергию жизни, энергию созидания! Наши же человеческие слова и мысли — слабосильны.

Пока мы живём на Земле, нам может казаться, что всё обязано быть таким, как нам того хочется. И если всё не так, тогда мы впадаем в уныние, начинаем обижаться на жизнь, в лучшем случае петь грустные песни. Иногда мы даже счастливы. Но Бог нас поселил в этом винограднике (мире) не ради просто того, чтобы мы здесь развлеклись, повеселились, а для Своих определённых целей, а именно — чтобы принесли плод по роду своему. Почему смоковница была посажена в винограднике? Почему не в смоковном саду? Это не её родная среда. И мы в этом мире живём ещё, как говорится, «не в своей тарелке». Наш истинный мир нас ещё ожидает! А на этой планете мы должны что-то сделать. Потрудиться, то есть, для Бога.

До какого-то времени, мы можем жить беззаботно, в своё удовольствие. Бог даёт каждому это время, чтобы мы могли подрасти, укрепиться, чего-то достигнуть своими силами. Но потом наступает период, когда надо взять ответственность в том, чтобы найти своё истинное призвание и взяться за вверенное тебе служение. Именно вверенное служение и наша личная духовная жизнь дадут необходимый плод для Царствия Божьего.

Когда Бог открывает нам наше призвание, Он определяет для нас, кем мы являемся в саду. Очень важно проявить себя тем, кто ты есть на самом деле. Яблоня должна проявить себя как яблоня, то есть принести яблоки в качестве плода. Груша — груши. Человек — существо духовное, и его плод — это плод духа. Мы не говорим здесь о биологической стороне; дети у нас тоже должны быть, но важнее — плод духа.

Иногда мы желаем принести плод не в своём призвании. И тогда ничего хорошего не получается, а только умножаются проблемы. Поэтому очень важно иметь духовное чутьё. Когда мы начинаем духовно возрастать, дары и призвание начинают формировать плод в том направлении, которое Бог определил. И тогда вы получаете радость оттого, что протекаете в своём призвании и естественным образом приносите свой плод. Вы тогда имеете мир в своём сердце и глубокое удовлетворение от осознания своей неоспоримой ценности.

Есть разные виды почв. Есть песчаная, есть суглинистая, а есть просто чернозём. И каждое растение лучше всего себя чувствует и лучше всего растёт на какой-то одной из них. Кто-то скажет: чернозём — это самая лучшая почва. Но картошка, например, любит, чтобы земля была рыхлая с песочком. И есть много растений, которые на чистом чернозёме растут хуже, чем могли бы. Одни растения любят обильный полив, а другие не переносят избыточного увлажнения. Мы как насаждение в Божьем саду точно так же имеем разные особенности и свойства характера. Поэтому Святой Дух послан для того, чтобы работать с нами индивидуально.

Но Он будет работать над нами только в том случае, когда мы свою волю покоряем под определение, которое сделал для нас Бог. Если я не захочу питаться от Бога, если я не покорюсь воле Божьей, тогда я не принесу плод от Него и останусь бесплодным. У одного соседа все растёт, и урожай всегда богатый. А у другого — одна ботва. «Что ты делаешь, что у тебя всё так прёт?», «Я так-то и так-то делаю», «Да это ерунда! Я всё равно буду по-своему всё делать». Ну и результат будет тот же самый — никакой. В нашей жизни точно так же. Если мы живём своим умом и ничего не хотим менять, что мы пожинаем? Тернии и волчцы. А если мы стремимся к знаниям, желаем и ищем мудрость и потом начинаем жить согласно новому пониманию, тогда и жизнь наша преображается.

Бог нам дал все необходимое для того, чтобы мы росли и приносили плод. Святой Дух работает с нами через дары и призвание, а также через людей, которые нас окружают, даже если иные из них нам не особенно-то и нравятся. Наше окружение — это почва, на которой мы растём. Когда мы соглашаемся приносить плод для Бога, Он сделает так, что постепенно в нашем окружении не останется негодных людей, которые бесполезны, вредны или опасны для того плода, который мы приносим.

Садовник пользуется различными садовыми инструментами. В нашем прообразе это дары служения — то есть те люди, которые способствуют нашему духовному росту и приношению плода. Где-то нужна лейка, чтобы поливать, где-то — рыхлитель, и так далее. Бог посылает нам самых нужных людей, когда мы двигаемся и развиваемся в своём призвании.

Когда мы приносим плод духа, мы начинаем и сами насыщаться от него и другим давать это насыщение. Человек, который пытается силами души принести плод, никогда не сможет найти удовлетворения. И на примере творчества мы можем видеть, когда что-то сделано силами души, это может тронуть лишь нескольких любителей, но если это — произведение духа, излитое из глубины человеческого естества, тогда в нём заключена потрясающая сила, способная взволновать практически каждого, кто соприкасается с таким артефактом. Но чтобы творить на таком уровне, нужно достигнуть подлинной зрелости, приходящей лишь через сотрудничество с Духом Святым.

Таким образом, мы рассмотрели, что у Бога для каждого человека намечен определённый цикл года, (не обязательно равный календарному году) по прошествии которого Он определяет: или срубить дерево или оставить его на следующий год. Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда выносится отрицательный вердикт.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (От Матфея 25:1-13).

Это говорится о совершенстве. Это говорится о невесте Иисуса Христа. Может оказаться, что мы спохватимся, но времени уже не хватит, чтобы плод принести. Жизнь тогда напрасно прошла. В школе учатся по разному. Одни учатся прилежно, каждый урок посещают, домашние работы всегда делают. А другие относятся к учёбе небрежно. Но экзамен ожидает и тех, и других. Первые приходят и спокойно сдают экзамен, а вторые в последнюю ночь что-то зубрят, пишут шпаргалки, трясущимися руками берут билет и все-равно не проходят экзамен.

В жизни нам нужно учиться, учиться и учиться. Но вот вопрос: чему учиться? Одно дело учиться в начальной школе, а другое — в академии. Мы должны с первого раза сдавать экзамен и переходить из уровня в уровень. Это годовые циклы для нас. Как только мы перестаём учиться, когда впадаем в самодовольство, появляется опасность, что придёт хозяин виноградника и велит садовнику срубить нашу смоковницу. Пока есть благоприятное время, надо запасать масло для своих светильников. Не так, что «на сегодня есть, и ладно». А если ситуация придёт, и у меня не будет хватать понимания, откровения? Я просто не буду знать, как правильно поступить, и тогда любое моё действие приведёт меня к поражению.

Откровение приходит на что? Оно приходит на понимание. Написано: «Пророчествуй по мере веры». Вера же приходит от слышания Слова Божьего. Иисус Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют обо Мне». Если вы будете вникать в Писание, вы тогда поймёте обо Мне, вы будуте понимать Мой язык, и тогда Я буду с вами вечерять. Когда вы попадаете в новую страну, в этой стране и новый язык. Его надо выучить. Маленький ребёнок быстро овладевает языком, но всё равно, чтобы с ним разговаривать на уровне взрослого человека, нужно, чтобы он вырос. Но многие даже взрослые по своему духовному развитию так и не вырастают из детского возраста. Это печально.

Иногда проповедники вдохновенно заявляют: «Я верю, что спасётся вся страна!» Когда я такое слышу, меня одолевает большое сомнение. Апостол Павел говорит: «Хотя бы некоторые спаслись». Знаете, почему? Потому что он нёс учение о Христе. А это учение очень жёсткое для нашей души и убийственное для нашей плоти. Вы представляете, Христос говорит: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её». К душе что относится? А всё! Это вся наша жизнь, земная. Всё, что мне нравится, мой характер необрезанный, любимые грехи и так далее. И я должен это потерять. Это очень больно. Это вообще ужасно. Надо очень сильно возненавидеть всё это, чтобы освободиться от своей ветхой природы, неугодной Богу. Надо молиться и просить Божий огонь, очистительный, чтобы избавиться от скверных похотей плоти. Только тогда приходит свобода. Своими силами человек не в состоянии обрести внутреннюю свободу. Бог же силён освободить нас. Но у меня должна прийти сильнейшая ненависть, мне нужно прийти в состояние, когда я противен самому себе, когда уже смердит. Пока я доволен собой, пока я надеюсь своими силами победить свою плоть, ни о каком избавлении от грехов можно и не мечтать.

Когда Бог освобождает нас, благоухание сада Эдемского начинает распространяться от нас. Для одних это запах животворный, а для других — смертоносный. За что убивали пророков? Сначала: кто убивал? Это были верующие люди. Им не нравилась истина, когда она не соответствовала религиозным догматам. Библия говорит, что в последнее время люди будут выбирать себе учителей, которые льстили бы их слуху. Так иногда родители боятся наказать своих детей, потому что те могут обидеться, губы надуть. Дети желают, слышать только слова одобрения, и родителям проще промолчать, чем наказывать. Этим они портят детей. Младенцу нельзя давать возможность контролировать ситуацию. «Младенец, доколе он в детстве, ничем не отличается от раба», говорит Слово Божие. Скажите, раб повинуется всегда с удовольствием? Нет. Как правило, из-под палки. В период Ветхого Завета люди жили по закону, и лишь потом пришла благодать через Иисуса Христа. Зачем это было нужно? Чтобы поняли разницу.

Если мы не будем знать границ, мы не сможем достичь ничего. Младенец не может в свободе ходить. Он её ещё не понимает. Свобода — это величайшая ответственность. Свободный человек, он сам встаёт в шесть часов утра, планирует список дел и потом до самого вечера трудится над их выполнением. Например, предпринимателя не надо будить и говорить: «Вставай, тебе на работу пора». Он знает, что всё в его собственных руках. Он работает сам на себя. Он полностью свободен, но он знает, что плата за свободу — это ответственность. От него зависят люди — заказчики, подрядчики, клиенты. Раб же трудится на дядю. Он может плакать о своей нелёгкой доле, но готов ли он взять на себя ответственность? Если он в поисках свободы уйдёт с работы, то очень скоро голод заставит его вернуться в рабство.

Это физическая сторона, но точно так же и в духовном мире. Если человек не может себя контролировать и дисциплинировать, если он не знает границ дозволенного, он ещё не может находиться в свободе. Не пройдя определённых этапов, не получив необходимых познаний от Бога, человек не может войти в своё призвание и тем самым, обрести подлинную свободу. Он может знать о своём призвании и томиться духом, находясь в рабстве, в плену суеты и повседневной текучки, но вырваться не сможет, пока не встанет на путь, предначертанный ему Богом.

В притче о талантах каждому слуге господин дал определённое количество талантов, соответствующее его возможностям. Это говорится о том, что Бог не даёт человеку больше, чем тот сможет понести. Иногда мы желаем что-то творить великое, а маленькое понести не можем. И тогда большое никогда не приходит. Иногда мы в своей жизни не желаем анализировать, чтобы понять, почему то или иное обстоятельство нас обременяет. Почему мы находимся в этом, почему ничего не меняется? Притча о талантах говорит: пусти деньги в оборот. Это значит: используй таланты, которые доверил тебе Бог, не зарывай их в землю. Получивший пять талантов должен их удвоить. И получивший два таланта должен их удвоить. И получивший один талант тоже должен был его удвоить, но он убоялся и предпочёл скрыть его, чтобы не пропал. Когда пришла пора давать отчёт, он сам пропал!

Неразумные девы из притчи не запасли масла, и пока они ходили на рынок покупать, двери затворились. Они не успели на брачный пир. Когда они стали стучать, Жених ответил им: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (От Матфея 25:12). Они отпущенное им время просто потеряли. А разумные не тратили времени даром, они запасали масло. Это говорится о духовном познании, которое приходит к тем, кто усердно ищет истину и покоряет ей свою волю. Здесь требуется сила Креста! Потому что плоть яростно противится Божьей истине и знать её не желает. Мы можем знать истину, но если не живём ею, от этого толку не будет. Но когда я буду исполнителем истины, вот тогда приходит подлинное познание и откровение от Бога. Тогда масла в моём сосуде прибавляется.

Если мы будем систематически изучать Слово Божие, тогда, видя наше усердие, Бог будет посылать нам Свои откровения. И когда мы будем достаточно очищены и подготовлены, Он откроет нам наше истинное призвание, и мы тогда начнём двигаться по жизни в свободе, ясно понимая свою настоящую цель и наблюдая её постепенное осуществление. Исполнение воли Божьей — это осуществление своего истинного призвания, и это есть та пища, от которой происходит духовный рост. И призвание не следует понимать однобоко, ограничивая его профессиональной сферой человеческой жизни. Призвание — это то, кем ты должен стать как человек, как образ Божий на Земле. Человек призван реализоваться в жизни так, чтобы воплотить определённую грань Бога, явить Его славу. Успеваем ли мы осуществить свою миссию? Время ещё остаётся, но его не так уж и много.

Благословений вам и вашим семьям!


Рецензии