Лабораторная работа
Когда-то я прочитал эту фразу, и мне понравилась она.
Но вот случилось так, что она пришла. Эта женщина.
Она вошла в мрачный подвал жилого дома, где наша кафедра проводила лабораторные работы по литейному производству.
Когда-то там оборудовали неплохую лабораторию. Но годы шли, и теперь это было убогое помещение с подгнившими полами и облупившейся краской на стенах.
Она пришла вместе с группой студентов-вечерников, усталых людей, с вечной тоской по дому, думающих только о том, как бы поскорее кончилась эта работа, и можно будет добраться до ужина, до телевизора…
Проводить лабораторные работы по литью в песчано-глинистую форму занятие не из веселых. А делать это приходилось регулярно. Иногда по нескольку раз в день для разных групп. И мне частенько вспоминались слова из песни Галича: «…и будет много чугуна и стали на душу населения страны».
Она не была блондинкой, не махала опахалами ресниц, не сверкала украшениями. И одета была весьма скромно.
Но вошла она как королева
В нашей унылой аудитории с тусклыми светильниками и обшарпанными столами сразу как-то все преобразилось.
В этот промозглый ноябрьский вечер с ней пришла весна.
Засияли лица на портретах славных людей науки. Амосов разгладил усы, а академик Бардин засветился улыбкой.
Она заняла место за первым столом. Мне не стыдно признаться, это меня обрадовало. Она сидела прямо передо мной.
Что может быть скучнее изучения технологии литья в песчано-глинистую форму, скажете вы. Ну, конечно. Иной раз так и не удается зажечь в глазах усталых людей интерес. Какая-то бацилла лени и апатии вдруг поражает всю аудиторию.
Но сегодня ко мне пришло вдохновение.
Я тут же сочинил, как однажды на рыбалке (хоть я и не рыбак) мне пришлось делать грузила, отливая расплавленный на костре в консервной банке свинец в лунку, сделанную в песке обыкновенной столовой ложкой. При этом… горит костер, блестит вода, луна, плещет рыба…
И только потом убедившись, что у этих усталых студентов-вечерников, пришедших на занятия после трудового дня, проснулся интерес, перешел к изложению сущности получения отливок.
Видел я только ее. Самым трудным оказалось не смотреть на нее. Но я все время чувствовал тонкую ниточку, которая протянулась от меня к ней. И она взяла эту ниточку. Взяла. Я это почувствовал своим нутром.
И для нее одной выворачивался наизнанку, рассыпаясь давно отрепетированными экспромтами.
Я сделал паузу в своей речи и услышал:
- Ксюш, дай линейку, - попросила ее соседка.
Так я узнал ее имя:
«Ксения, значит. Ксения – это царственная. Да, это королева», - решил я.
- Чтобы получить отливку, надо залить жидкий металл в форму и дать ему там затвердеть. А форму мы изготовим, получив отпечаток модели в специальной формовочной смеси, как это делают рыбаки. Только у них простейшая форма, а нам придется иметь дело с более сложной конфигурацией отливки. Прообразом отливки служит модель. Чтобы вынуть модель из формы и оставить в ней пустоты, которые заполнит металл, форма должна быть разъемной. И модель тоже делают разъемной.
Я взял в руки деревянную модель и показал, что она состоит из двух частей, соединяемых шипами, которые позволят каждый раз сложить эти половинки одинаково.
-Модель окрашена в красный цвет, что говорит о ее назначении для чугунного литья. Краска защищает дерево от воздействия влаги, присутствующей в смеси. Внутренняя поверхность плоскости разъема, - я показал,- не окрашена.
Сколько раз мне приходилось рассказывать студентам одно и тоже.
Далее я рассказал о том, как по чертежу детали студенты должны спроектировать модель с учетом усадки металла, литейных уклонов, припусков, допусков, галтелей и всякой прочей хрени.
Все это я рассказывал только ей, студентке, сидящей за первым столом. И мне казалось, что я вижу свет в ее глазах.
Потом студенты прошли в соседнюю аудиторию, где каждому предоставлялась возможность изготовить форму по различным несложным моделям.
После завершения работы я проверял оформленные отчеты. Формально, чего греха таить, просматривал. Делал серьезное лицо, демонстрируя озабоченность ошибками студентов. Красной ручкой кое-что поправлял и расписывался в отчетах. И студенты один за другим уходили.
Она все сидела и не торопилась уходить. Подруга тянула: «Пошли». Но она не спеша складывала свои принадлежности, рылась в сумке, будто что-то разыскивала.
Одним из последних мне подал отчет студент с блуждающим взглядом. Мысли его были где-то далеко.
- Ну, как же так? – взяв его отчет, удивился я. - Вы не там изобразили плоскость разъема. Дайте вашу модель. Видите, где разъём у модели? – Я раскрыл модель.
На внутренней поверхности, на плоскости разъема я увидел выведенные шариковой ручкой слова: «Люблю Ксю».
Я хотел положить раскрытую модель так, чтобы она могла видеть это признание. Но не стал. Сердце ёкнуло. Ревниво.
Бедный студент стал пунцовым. Или показалось?
«Да…- подумал я, испытывая какое-то смутное чувство. -Как я его понимаю».
Я молча перечеркнул в отчете студента рисунок и начертал: «Зачет».
Все ушли.
Я выловил из пачки сигарету и долго сидел, не закуривая.
Вот она вышла вместе с подругой. Они делают вид, что им безразлично, кто за ними идет. И болтают о своей женской чепухе. А сзади плетется так нелепо признавшийся в любви парень. Рыцарь весны.
Есть женщины, за которыми неотступно ходит весна…
24.06.09
Свидетельство о публикации №209062400441