Заветная шкатулка

Некогда, один великий мастер гончарного ремесла слепил в подарок на свадьбу сыну два прекрасных, совершенно непохожих друг на друга сосуда: один для масла, чтобы в доме всегда был достаток, а другой - для праха, чтобы сын всегда помнил о конечности жизни, и чтобы в последствии в этом сосуде совместно хранили прах потомков нового рода. Многие поколения бесценные сосуды передавались от отца к сыну. Дети хранили завет предков, и один из сосудов был постоянно наполнен маслом, а второй хранил прах древнего рода.

Но прошло время, сосуды расстались со своими хозяевами: один из сыновей, находясь в крайней нужде, продал бесценные кувшины. Но прежде взошел он на высокую гору, у подножия которой многие века жила его семья, и развеял по ветру он прах предков, после чего оросил землю той горы маслом из второго сосуда, дабы не расставаться с корнями своими никогда. Позже случилось так, что и он, и все его потомки были похоронены на той самой горе.

Расчетливый купец продал кувшины порознь, чтобы получить больше выгоды, и разошлись их дороги в разные части света. За годы странствий сосуды утеряли свое предназначение, но не утратили великолепия.

И вот случилось так, что один из потомков создателя сосудов поверил в семейную легенду, и задался целью найти и выкупить семейные реликвии, чего бы это ему не стоило. Чудесным образом ему удалось найти оба сосуда, и вот они были опять вместе, в одном ящике, в телеге, везущей их на вершину горы, где нынче располагался фамильный дом. Однако, не суждено и было оказаться внесенными в тот дом: по дороге колесо телеги попало в ложбинку, сосуды в ящике ударились друг о друга и рассыпались, обратившись в сухую, красную глину, смешанную с изжелта-серым песком…

Очень расстроился хозяин, увидев, что семейная реликвия обратилась в пыль, и попросил он родственника, местного мастера-гончара слепить из оставшейся смеси один, новый сосуд. Сосуд вышел прекрасным, изящным, его тонкие стенки были покрыты изумительной красоты семейными гербовыми знаками, а форма была заимствована у обоих предыдущих кувшинов: нижняя часть была округлой, как у сосуда, предназначавшегося для масла, а верхняя часть представляла собой разведенные в сторону, овальные крылья, подобные тем, что были у сосуда для праха... Прекрасным вышел кувшин, вот только просуществовал он недолго: легкий порыв ветра опрокинул его на пол…

Тогда попросил хозяин создать из осколков новый сосуд: форму оставили прежней, но теперь вместо фамильных знаков его поверхность была покрыта множеством колец, от дна и до горлышка – их число было равным числу колен, рожденных со дня, когда старый мастер сделал сыну подарок на свадьбу. Красотой второй сосуд превзошел первый, мастер вложил в него всю свою душу, все искусство, которым владели его руки. Однако, и он не прослужил долго: тем же вечером младшая дочка главы рода нечаянно разбила его, забавляясь подсчетом колец-поколений…

Не стал отец наказывать девочку, чувствовал, что само прошлое обижено на его семью, и приказал он мастеру скорее слепить новый сосуд, прочнее и изумительнее предыдущего. Последняя работа забрала у мастера все жизненные силы: замертво упал гончар, только-только закончив сосуд. На сей раз он украсил кувшин множеством букв, обозначавших мужскую линию великого рода, у самого основания создал сцену дарения первых сосудов, посередине – «опоясал» кувшин моментом расставания с реликвией, а возле горлышка изобразил пять крохотных кувшинов - всех рассыпавшихся хранителей благополучия семьи.

Великую цену жизни заплатил род за кувшин, просуществовавший едва ли не меньше по времени, чем все предыдущие: он раскрошился в момент, когда его передали в руки заказчика. Огорчился глава семьи: знать, навсегда потеряна связь с предками, раз даже глиняный кувшин не удается собрать… Навсегда оставил он бесплодную затею, и приказал оставшийся прах смести в другой сосуд и развеять его по ветру с вершины горы, чтобы прах памяти соединился с прахом рода его великого, и были бы его потомки прощены за некогда содеянную их родителем ошибку.


Но не суждено было могущественной реликвии полностью обратиться в прах: часть глины, сама того не зная, взяла себе для игры та самая девочка, что некогда разбила один из кувшинов. Смешала она красно-серую массу с глиной с одного из холмов и слепила маленький горшочек, в котором стала хранить свои самые любимые «сокровища» и украшения. Вскоре она разукрасила его всеми цветами радуги, а потом, много лет спустя, передала младшей дочке, та – своей, та - своей...

Так, незримо и нечаянно, маленькая девочка вернула в семью великую охранительную силу предков, уверенность в благополучии в настоящем и надежду на еще более светлое и радостное будущее, в котором есть место только для тепла, света, счастья, и даже в самые темные годы эту семью обходят все ненастья, как и их дети – отчаяние и уныние. И все это благодаря неумелым, но невинным, теплым, добрым, чистым рукам маленькой девочки, имя которой – София.

05.01.2009


Рецензии
Интересно! Сам раздумываю над миниатюрой о глиняном горшке, и натыкаюсь на ваши кувшины..... Знак? очень может быть! Значит в нужном направлении двигаюсь.... А ваша шкатулка - хороша!

Николай Чечёткин   25.06.2009 07:58     Заявить о нарушении
Спасибо!!!
Наша жизнь - есть цепь случайностей, задуманных для нас Кем-то Свыше =) Потому вокруг нас - море знаков!

Ольга Коцарева   28.06.2009 18:00   Заявить о нарушении
У меня вещь тоже получилась про глину - ЮРОДИВЫЙ.Сила и Слабость.

Николай Чечёткин   28.06.2009 19:22   Заявить о нарушении