Глава 4. 1 Создание объективной реальности

Глава 4. Создание объективной реальности.
Попробуем последовательно «считать» все шаги программы, записанной в ИСМ.  Вначале мы проследим, как и из чего могла бы быть создана эта гигантская «дискета», затем попытаемся «прочитать», как работает программа эволюции, записанная на ней. По аналогии с информационными технологиями мы выделяем здесь носитель, программу и продукт, разрабатываемый этой программой. Создание носителя - «дискеты»  и запись на ней информации происходит одновременно на этапе инволюции примерно следующим способом.
Мы уже ввели исходную предпосылку, говоря о  существовании двух реальностей: субъективной и объективной. Говоря о субъективной реальности, попробуем конкретизировать это понятие, поскольку оно имеет мало общего с общепринятым значением. Описать, что она собой представляет, достаточно трудно, т.к. практически в нашем мире нет никаких аналогов, позволяющих хотя бы приблизительно передать, что это такое. Поэтому давайте представим, что это некая субстанция, находящаяся в напряженном, динамичном состоянии хаоса, обладающая совершенно немыслимыми свойствами, о которых сейчас даже не будем говорить. Вот такую субстанцию мы и будем называть субъективной реальностью, которая в определенный момент выделила из себя область пустоты, т.е. освободила некоторое пространство, свободное от самой субстанции. И поскольку субстанция удаляется определенными порциями, а не вся сразу, то в первом полученным таким способом объекте наличие этой субъективной реальности будет максимальным.
Время.
Мы уже установили, что образование объективной реальности началось с создания первого Объекта - Времени. Благодаря тому, что Время обладает в достаточно большей степени наличием в себе субъективной реальности, оно является не совсем однозначным, простым и понятным. Именно поэтому понятие Время требует более пристального внимания к себе, благодаря тому, что из всех объектов материального мира Время является наиболее «субъективным» объектом. Вследствие этого осознать его субъективность практически возможно только на интуитивном уровне, т.е. из собственных, субъективных хроноощущений.
Во все эпохи к понятию время относились по-разному. Например, в древних писаниях время представляли в виде замкнутого круга. Причем замкнутость времени символизирует змея, кусающая свой хвост. Эзотерические представления о времени как о некой конечной протяженности, вышедшей из вечности и обязанной вернуться в вечность, претерпевает существенные изменения уже в древнегреческой культуре. У древних греков время лишено гомогенности и хронологичной последовательности, мир воспринимается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу. События, происходящие в мире, не уникальны. Эпохи, сменяющие друг друга, все время повторяются, и некогда существовавшие люди и события вновь возвращаются по истечении «великого года» – пифагорейской эры.
Уже в христианскую эпоху время стало восприниматься линейно и необратимо, но в ограниченном смысле. В основном это связано с влиянием христианской идеологии. В человеческой истории появляются опорные точки: сотворение мира, первородный грех, изгнание из рая, великий потоп, пришествие и смерть Христа, возвращение мессии и страшный суд. Появление опорных точек распрямляет временной цикл, однако при всей своей «векторности» время в христианстве не избавилось от циклизма; коренным образом изменилось лишь его понимание. В самом деле, поскольку время было отделено от вечности, то при рассмотрении земной истории оно предстает перед человеком в виде линейной последовательности. Но если эту же земную историю взять в целом, в рамках, образуемых сотворением мира и концом его, то она представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность.
И теперь к понятию Время относятся очень неоднозначно. Сейчас наряду с понятием времени, как физической величины, существуют такие понятия, как биологическое время или социальное время. Такое время течет неравномерно, иногда оно как бы уплотняется и ускоряется по мере развития или, наоборот, замедляется. Как правило, обычно этот факт субъективно отмечается людьми в зависимости от внутреннего состояния. Или, например, социально-историческое время, которое аналогично претерпевает значительное ускорение в эпоху революционных преобразований, когда происходит как бы своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, в отличие от периодов относительного спокойствия. Отмечают даже сложное строение социального времени в виде структуры. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных индивидуально значимых для него событий. Так возникает проблема полиструктурности социального времени.
Помимо проблемы полиструктурности, в науке существует еще и так называемый парадокс времени. В современных физических теориях, таких как классическая механика, общая теория относительности, квантовая механика, время как физический параметр входит во все формулы симметрично, исключая какие бы то ни было различия между прошлым и будущим. Еще в восемнадцатом веке включение времени как параметра в галилеевскую механику ознаменовалось созданием новой науки - классической механики. Основные ее особенности – детерминизм и обратимость времени.
Детерминизм позволяет предсказывать положение движущегося тела в любой момент времени, если известны начальные условия. Обратимость времени основывается на том, что между предсказаниями будущего и восстановлением событий прошлого нет никакого различия. Иными словами, движение от текущего к будущему состоянию и обратно - от текущего к начальному - равноправны.  Эйнштейн в общей теории относительности показал, что время вообще можно ввести в пространство в качестве его четвертой координаты. А если в общую теорию относительности ввести чисто математическое мнимое время, то различие между пространственными координатами и временем, которое там еще сохранилось, полностью стирается. Стивен Хокинг в своей книге «От большого взрыва до черных дыр» заявляет, что «время есть иллюзия».
Идея ввести время как объективную физическую реальность в схему классической механики оценивалась как первая успешная попытка динамического описания природных явлений. Но как указывает И. Пригожин в своей книге «Время, хаос и квант», более двух веков - от Галилея до Больцмана - ушло на то, чтобы понять цену этого достижения:  За него пришлось заплатить противоречием между симметричными фундаментальными законами физики и нарушением симметрии времени в реально протекающих процессах. Тем не менее, несмотря на то, что во всех физических теориях нет никаких различий между прошлым и будущим, во всех проявлениях, описываемых другими науками: химией, геологией, биологией, всеми гуманитарными – будущее и прошлое неоднозначно.  Вопросы типа: откуда возникает асимметрия между прошлым и будущим, каким образом возникает, так называемая, «стрела времени» , если в физических законах ее нет, – пока вызывают однозначное недоумение.  Причем любые попытки ввести стрелу времени в фундамент физики, по выражению И. Пригожина, как правило, наталкивается на упорное сопротивление. Это рассматривается как покушение на идеал, и поэтому предпочитают возлагать ответственность за различиями между прошлым и будущим на наблюдателя, привносящего в описание явлений разные приближения и неточности.
Представленные различные взгляды на понятие время позволяют увидеть всю неординарность и парадоксальность этой философской категории. Теперь попробуем взглянуть на те же проблемы с позиции системообразующих принципов.
Происхождение любого Объекта сопровождается нарушением первичного равновесия, в результате чего Объект переходит в неравновесное состояние. Образование Времени, как мы уже установили, определяется признаком L=0, поэтому теперь этот признак мы будем называть хрональным признаком. Первая дифференциация по хрональному признаку, переводящая время из «равновесного» состояния в динамическое неравновесное состояние, соответствует процессам отделения времени от вечности.  Понятие вечности или равновесного состояния времени можно охарактеризовать как некое «застывшее» время, пребывающее в свернутом однородном состоянии нулевого измерения, так как пространства как такового пока еще нет.
 Разворачиваясь в одномерное измерение в момент второй дифференциации по хрональному признаку, время при отделении от вечности переходит из состояния своего небытия в состояние непроявленного бытия. Абстрактность такого перехода формально определяет время как «потенциальную бесконечность». Такая бесконечность с точки зрения математики представляет собой бесконечно большую величину, постоянно возрастающую, но никогда не достигающую какого- либо значения, геометрический образ потенциальной бесконечности - прямая, неограниченно продолженная в обе стороны.
Хрональный признак L=0 определяет точку - начало временного цикла существования Вселенной, стрелу времени определяет прямая, задаваемая по признаку  М=0, которая в дальнейшем является основной координатной осью времени.
Третья дифференциация по хрональному признаку переводит время из состояния динамически неустойчивого неравновесия в состояние устойчивого неравновесия. Такой переход одновременно преобразует время из потенциальной бесконечности в актуальную бесконечность, геометрический образ которой представляет собой конечный промежуток прямой, состоящий из бесконечного числа математических точек. В результате трех дифференциаций по хрональному признаку время приобретает начало и конец, т.е. появляются некоторые временные границы первого объекта-времени, что обусловливает переход объекта- времени из области бытия в область существования или в проявленное состояние. Временные границы, определенные таким способом, одновременно являются временным ограничением существования Вселенной в проявленном состоянии.
Итак, мы получили Время, которое обладает началом отсчета - точка L=0, заданным направлением – прямая М=0 и ограниченностью прямой в виде отрезка. Это означает, что конечное состояние Вселенной изначально обусловлено возвращением ее в исходное состояние. Вместе с чем и Время в конце отпущенного периода существования Вселенной возвращается в вечность. Состояние Времени, вышедшего из вечности и вернувшегося в вечность, является неизменным, т.е. одним и тем же, поэтому можно считать, что точка начала тождественна конечной точке. Все вместе это определяет конечный и замкнутый временной цикл.
Конечно, гораздо проще было бы говорить о времени как об энергии субъективной реальности. Тогда каждый раз, когда совершается акт удаления энергии субъективной реальности, происходит нарушение закона сохранения энергии, которое является следствием однородности времени. Фактически любое нарушение первоначального равновесия отмечается уменьшением энергии. Но уже после того, как энергия поделена, она остается неизменно для данного объекта. Причем часть энергии убирается из объекта, а часть остается локализованной в объекте, чтобы снова пройти следующий шаг дифференциации энергии. Та часть энергии, которая выделяется из объекта, представляющего собой  систему очередного уровня, переходит на уровень надсистемы, где и остается до этапа эволюции. Во время эволюционных преобразований она снова возвращается в систему, но в новом качественном состоянии.
Таким образом, мы получаем, что по нашим представлениям Время является неоднородным, имеется выделенная особая точка - начало отсчета,  соответствующая моменту перехода системы из непроявленного состояния небытия в проявленное - бытия, а также заданное направление течения времени. Состояние времени после перехода определяется состоянием динамического хаоса. Главная особенность динамического хаоса, согласно современным представлениям нелинейной термодинамики, заключается в том, что он может служить источником самозарождения строго упорядоченных структур.
Еще раз хочу отметить, что время и субъективная реальность не тождественны между собой. Время является первым аналогом субъективной реальности в объективном мире, точно так же, как пространство является вторым аналогом. Разница между ними такая же, как различие между рельефом местности и картой этой местности.
Так как же теперь можно представить, что такое Время? До сих пор Объекты мы изображали в виде дырок, а дырка, ограниченная и заполненная энергией, выглядит как воздушный шарик, заполненный воздухом и находящийся в воздухе. Таким образом, Время – это первая оболочка, обусловливающая замкнутость Вселенной, наполненная энергией динамического хаоса, способного к дальнейшему преобразованию. Итак, Время – это заполненный «воздушный» пузырь, который мы теперь назовем хронооболочкой. Чем же тогда можно представить себе «стрелу времени»? Поскольку «стрела времени» в явном виде появляется только на втором этапе эволюции, когда начинаются процессы интеграции, и все возвращается в исходное состояние, то можно представить этот процесс сдуванием воздушного шарика. Значит, когда весь «воздух» из хронооболочки выйдет, закончится и время существования Вселенной. А это в свою очередь означает, что поворот «стрелы времени» характеризует преобразование энергии динамического хаоса в энергию диссипации.
Таким образом, первая дифференциация по хрональному признаку определяет хронооболочку самой Вселенной. Большое количество субъективной реальности в образованном объекте позволяют относить его к субъектам, который имеет право называться собственным именем, например, Время или Хронос. С другой стороны, его объектные свойства, дающие возможность, как и любому другому объекту, бесконечно делиться, позволяют выделять внутренние хрональные оболочки любого объекта, проявленного в процессе дифференциации. Такие хрональные оболочки образуются на каждом уровне творения по «матрешечному» типу, т.е. более крупные хронооболочки содержат в себе более мелкие. Другими словами, Время «порождает» в себе бесконечное множество, вложенных друг в друга хрональных оболочек. В момент «рождения» каждой новой хронооболочки вследствие нарушения однородности времени внутрь нее выделяется определенная порция свободной энергии динамического хаоса. В последний момент, когда хрональные оболочки «перестают быть», т.е.  возвращаются в состояние небытия (вечности), выделенная энергия должна поглотиться или вернуться в исходное состояние. В этом случае объект в хрональной оболочке представляет собой не просто какой- либо предмет или физическое тело, а, прежде всего процесс, явление, событие, определяемое началом и концом своего существования, т.е. рождением, развитием, старением и смертью. 
Совокупность множества хрональных оболочек, которые представляют теперь относительное время, на каждом уровне предстает как определенная линейная последовательность сменяющих друг друга явлений или событий. Поскольку в ходе прогрессивной эволюции развертка последовательности событий осуществляется в виде интеграции хронооболочек со своими субъектными качествами изнутри наружу, то это воспринимается как некая линейная последовательность событий. В связи с чем становится понятным смысл биологического, социального времени, поскольку каждое из них определяется своей хрональной оболочкой, имеющей способность распадаться в свою очередь на более мелкие, обусловливающие внутренние процессы и явления. Следовательно, цикличность и замкнутость времени в свете последовательно чередующихся различных событий приобретает вид векторного линейного времени, хотя это только кажущееся субъективное хроноощущение. Причем идея необратимой поступательной эволюции сопряжена, как правило, и с соответствующими переживаниями времени.
Таким образом, необратимость физических явлений эволюционного прогресса обусловлена обратимостью динамической энергии в диссипативную. В результате этого каждая хрональная оболочка содержит в себе два этапа развития: первый, основанный на динамическом хаосе, включает в себя рождение и развитие, а второй, связанный с диссипацией, опосредует процессы старения и смерти, что, другими словами, можно определить как восходящую и нисходящую дугу цикла. Интересно отметить, что проявление в хронооболочках двух этапов отражает в себе путь инволюционного и эволюционного развития Вселенной, только отражение это является зеркальным, т.е. вначале эволюция, представляющая восходящую дугу цикла, а затем инволюция - нисходящую дугу.
Пространство
Вторая дифференциация по хрональному или нулевому признаку, одновременно с определением временного интервала, также задает первый внутренний L-признак (L=1), по которому задается начальная точка, представляющая собой нулевое измерение  пространства Вселенной. Две дифференциации по первому признаку определяют пространственные границы Вселенной. При этом согласно девятому системообразующему принципу, дифференциация осуществляется в трех ипостасях, что обусловливает трехмерность пространства Вселенной.  Поскольку уже существует заданное направление, совпадающее с направлением стрелы времени, то первая координатная ось совпадает со стрелой времени, причем это означает, что все пространственные объекты, выделенные при дальнейшей дифференциации, имеют право находится одновременно, т.е. в едином времени.  Две другие располагаются во взаимно симметричных направлениях, образуя оси, условно называемые по их признаку М=+1 и М=-1. Таким способом образуются три координатные оси:  1-ось М=0, 2- ось М=+1, 3-ось М=-1.  Вдоль каждого из направлений указываются граничные пределы, отмеряющие начало и конец Вселенной.  Используя те же предположения, что были выдвинуты при обосновании замкнутости временных границ, можно предположить, что пространственные границы Вселенной также замкнуты. Стало быть, три дифференциации по нулевому признаку и две дифференциации по первому внутреннему признаку полностью обуславливают краевые или граничные условия существования Вселенной, т.е. временные и пространственные границы. 
Из всего вышеизложенного следует вывод, что в отличие от общепринятого мнения, пространство не является однородным и изотропным, так как первая дифференциация, определяющая точку начала пространства Вселенной, задает так называемую особую или выделенную точку, отличающуюся определенными свойствами.  Координатная ось, совпадающая со стрелой времени (ось М=0), задает выбранное направление в пространстве, которое также обладает отличающимися от других направлений свойствами. В дальнейшем дифференциация пространственно- временного континуума происходит согласно интегральной схеме мироздания.
Следует отметить, что появление особых точек, задаваемых L-признаками, обусловливает в каждом случае нарушение закона сохранения импульса, который, как известно, вытекает из понятия однородности пространства. В результате этого выделенная при нарушении «однородности времени» энергия динамического хаоса приобретает импульс, т.е. появляются потоки энергии в динамическом хаосе, направленные от особых точек (назовем их особыми точками первого рода), которые обусловливают дивергенцию или расхождение энергии.  Аналогично анизотропия пространственно-временного континуума устанавливает нарушение третьего закона сохранения, т.е. закона сохранения момента импульса. Поэтому заданные по осям М направления определяют конвергенцию или схождение энергетических потоков. В результате чего появляются замкнутые циркулирующие потоки энергии вокруг особых точек
Таким образом, дифференциация пространственно-временного континуума, с одной стороны, а с другой стороны, энергия выделяющегося хаоса образуют не только интегральную структуру, определяемую в виде прообраза Объекта, именуемой Вселенной, но и свободную энергию, которая впоследствии, упорядоченно заполняя интегральную структуру, создает все существующие объекты уже в проявленной Вселенной. Используя приведенную выше аналогию, можно отметить, что пространство и время составляют материальный носитель информации, выделяющаяся энергия и определение способов заполнения пространства действующая программа развития, образующиеся объекты – результат действия программы или программный продукт. 


Рецензии