Виктор Цой. Нестандартная история успеха

«И мы знаем, что так было всегда
Что судьбою больше любим,
Кто живёт по законам другим,
И кому умирать молодым» 
(«Звезда по имени солнце»)


Узнать больше о Викторе Цое не составит труда, лишь введя в Google волшебное словосочетание «Виктор Цой». Родился 21 июня 1962 года, сын учительницы физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича, воспитанник питерских улиц, несостоявшийся художник, обычный кочегар, лидер музыкальной группы «КИНО», любящий отец, человек своего времени, легенда русского рока. Все эти дефиниции, бесспорно, отражают личность Виктора Цоя и некоторые отдельные итоги его жизнедеятельности, но его смерть – не повод подводить итоги. А всё дело в том, что на песнях Виктора Цоя выросло и растёт новое поколение людей и в том числе музыкантов.
В этой статье речь пойдёт о Викторе, который победил, оправдав своё имя, о Викторе Цое, чья история стала историей успеха, о Цое, который жив..


ИСТОРИЯ УСПЕХА ВИКТОРА ЦОЯ


Историю успеха Виктора Цоя нельзя назвать типичной (по крайней мере относительно существующих в мире попсы и журналистики). Это не история из разряда: «Я шёл к этому с осознанного возраста, а ещё в детстве [...]», или: «Я очень много работал над собой и думаю, я это заслужил[…]». Посмотрим, как это звучит в оригинале: «Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем, что нравилось. И был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.»
И в этой истории не всегда всё шло гладко, ведь: «Новое всегда находится в конфликте со старым. Это естественно. Ироничный, иногда агрессивный, искренний и свободный самодеятельный рок никогда не был фальшивым. Противопоставление его духовной глухоте, бездарности, скуке, благополучному мироощущению обывателей и послужило, вероятно, причиной неприязни многих к року.» (интервью бюллетеню "Новый фильм", г. Алма-Ата).
Однажды к Виктору Цою в кочегарку пришел человек и стал кричать, что ему холодно, негодуя, что плохо топят. Виктор повернулся к нему лицом и тот опешил:
- Ты же Виктор Цой, известный певец! Что ты здесь делаешь?
- Это моя работа, – ответил Виктор.

Из воспоминаний хорошей приятельницы Виктора Цоя – Джоанны Стингрэй (жена одного из участников группы «КИНО»): «…Виктор зарабатывал на жизнь, работая кочегаром, с вечеринок уезжал до часа ночи, чтобы успеть в метро, денег на такси у него не было. Но вот пришла гласность, его стали показывать по телевизору, а в газетах стали писать о выдающемся рок-певце Викторе Цое…Я как-то спросила Виктора, почему он продолжает работать в кочегарке, и он мне ответил, что ему это нравится. Вероятно, работая, он уверенно себя чувствовал, это делало его проще и ближе к людям. Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком».


Если кто-то захочет поделить жизнь Виктора Цоя на жизнь до признания и после, – у него ничего не получится. Заниматься тем, что тебе нравится, тем, что тебе интересно сегодня, и – да, здесь ключевое слово «сегодня» - вот мотивы и стимул Виктора Цоя на пути к успеху. Учился на художника, работал кочегаром, стал рок-легендой. И на вопрос корреспондента газеты «Ленинская смена» (г. Алма-Ата) о том, что он для многих стал, как свет в окне, Виктор ответил, что может сказать: «Только одно. Не сотвори себе кумира».
Итак, неоспоримая и основная составляющая успеха любого успешного человека, и в нашем случае Виктора Цоя – это сам Цой, это несомненно его талант, его творческая и самобытная личность, его принципы и мировоззрение, в общем то, что в совокупности и составляло Виктора, как личность. Что же именно внутри Виктора стало залогом успеха? Какие факторы «внешней среды» стали факторами успешности? Давайте рассмотрим всё в совокупности.


• Старый и добрый слоган «оставаться самим собой». Звучит банально, но по сути «семь бед – один ответ». Что ни говори, но нужно быть в гармонии с самим собой и окружающим миром. Для этого не нужно играть, вот и Виктор был «…противник перевоплощения. Главное, оставаться самим собой». «У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою».


• Честность. О какой мы честности говорим? Итак, некоторые фрагменты из интервью газете "Аргументы и факты", 1987г:
- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически всё: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.


• Естественность. Естественность Виктора означает отсутствие фальши, «коммерческого» характера, простоту и незамысловатость текстов, а также доступность и реальность для обычного зрителя. Из интервью газете "Молодой ленинец" (6.05.1989):
- О фильме "Игла" кинокритики говорят как о явлении в кинематографе, мол, Цой создал новый образ романтичного гepоя.
- Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.


• Не бояться быть новатором и освободить свою личность от культа посредственности – не из легких задач, но она многого стоит.
«..человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и "пусть это не лучше, что есть, но зато всё будет спокойно". И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под средний общий уровень, включается в давно отработанную систему.»


• Каждый – сам себе режиссер.
«..рок-музыка для меня, так же, как и для огромной массы молодежи, совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть - твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне.»
«Я не хочу браться кого-либо судить. Если человек делает так, как я бы не сделал, все равно я не могу сказать, что он неправ, предатель... Каждый сам творит свою биографию.»


• Двухсторонняя связь. Понимание – основополагающий фактор эффективного диалога. Идти друг другу навстречу на пути взаимопонимания – это ведь не сложно, нужно всего лишь сделать усилие, хоть сам процесс не из легких. Взаимопонимание со зрителем и стремление к нему было приоритетом для Виктора.
«Конечно, попробовать себя в кино интересно. Я думаю даже, что это - необходимо. Потому что если я хочу (а я хочу) выходить на профессиональный уровень, если я хочу (а я хочу) достичь равного диалога со зрителем, надо расширять поле своей деятельности. Я не сторонник тех, кто утверждает: люди нас не понимают. Значит, надо сделать что-то еще - чтобы поняли. Поэтому и стихи, и музыка, и живопись, и кино мне нужны для того, чтобы проще было находить с людьми общий язык. Я чувствую, что сейчас еще не всегда могу достичь понимания с кем-то, особенно с людьми более старшего поколения. Мне трудно в этой ситуации, потому что они по-другому мыслят. Естественно, люди и не могут думать одинаково, но понимать друг друга - должны. На то они люди.» (Интервью газете "Молодежь Эстонии", 9.05.1988).


• Актуальность. Считая, что: «…рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать», Виктор не ошибался. Однако не всем музыкантам верят, в чём же здесь секрет успеха? Никаких секретов нет. Помимо вышерассмотренной честности, это ещё и актуальность, уместность, «унисон» со временем. Звезда Виктора Цоя зажглась в переломный для советского общества момент – период застоя и перестройка. «Ждём перемен» - хоть и писалась раньше, однако стала гимном перестройки для многих людей. Так, политическая ситуация в стране сыграла свою роль. Но скорее всего Виктора не подвела интуиция, поэтому он – человек своего времени, и отчасти поэтому его песни стали столь популярными.
- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет её популярности?
- Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими.


• На жизненном пути каждого человека обязательно встречаются всякого рода препятствия – то, что мешает нам идти к цели или принуждает нас отказаться от неё, то, что возможно будет, как палка в колесе, и остановит наш велосипед, но лучше, чтоб для нас ни одно препятствие не стало камнем преткновения. Тогда есть шанс на успех. Итак, + ещё один компонент формулы успеха – отношение к препятствиям:
«Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент и больше ничего. Я знаю массу людей, которые говорят: вот если бы у нac была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, нет, кроме инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут, пока у них аппаратура появится.» ("Молодой ленинец", 6.05.1989)
«..к каким-то препятствиям, которые приходилось преодолевать, относился философски.» ("Молодежь Эстонии", 9.05.1988).


• Госпожа удача. Помимо непосредственно работы, зачастую на пути к успеху играют свою роль случай и удача. Кажется, это неотъемлемые спутники успеха.
- Ну, а если серьезно. За последний год вы стали очень популярны. Это как-то изменило вашу работу?
- Конечно нет, а как это могло изменить? Мы с юмором относимся к популярности. Это вещь случайная.


• Как ни странно, неудовлетворенность. Говорят, лень – двигатель прогресса. Возможно, но для кого-то это – неудовлетворенность. Говоря в общем – хороший стимул.
«А я вообще не могу сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устраивало, я бы этим просто перестал заниматься. Мне нравится альбом "Группа крови", хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать.»
А с другой стороны удовлетворенность: «Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и бросал уголь в печь, я был доволен жизнью. И сейчас тоже.»


А теперь о приятном. Ведь любой успех имеет приятные последствия. Ещё в 1985 году Виктор, на тот момент работающий в кочегарке, переписывался со своей приятельницей Джоанной Стингрэй, живущей в Лос-Анджелесе. И однажды она написала Виктору, что он обязательно приедет к ней в Америку, посетит Диснейленд и побродит по берегу океана, но он возразил, сказав что она – очень наивная и ничего не понимает. Далее расскажет сама Джоанна:


«В 1988 году то, что Виктор считал несбыточным, произошло. Он полетел в Америку. Я ждала этого момента так долго, что решила потратить все сэкономленные деньги, чтобы сделать это его путешествие незабываемым. В аэропорт встречать их с Юрой Каспаряном я отправилась во взятом по этому случаю напрокат белом лимузине с баром и телевизором. Две недели мы провели, как дети, наслаждаясь жизнью. Виктору все очень нравилось. Мы скакали на лошадях, катались на снегомобилях, ездили на океан, были в Лаc-Вегасе. Ходили по магазинам и наконец поехали в Диснейленд, который понравился Виктору больше всего. И когда мы гуляли по сказочной стране, называемой Диснейленд, он все время повторял: "Я опять чувствую себя ребенком..."»


«В 1990 году мы с Виктором ездили в Японию по приглашению одной из крупнейших японских компаний, фирмы «Амьюз». Эта фирма решила купить «Иглу», а также выпустить пластинку «Кино» и пригласить группу на гастроли. И опять мы веселились как дети, и наслаждались жизнью. Виктор там всем очень нравился, особенно девушкам, потому что он выглядел по-восточному, но был выше всех, что их и покорило. Японские девушки очень застенчивые, поэтому они только украдкой смотрели на него и хихикали. Это путешествие было для Виктора особенно важным. У него была слабость ко всему японскому, ему были понятны восточная сдержанность и застенчивость. К тому же в Японии тоже есть Диснейленд. В самолете, возвращаясь домой, мы проговорили всю ночь, и именно тогда я поняла, что Виктор стал настоящим мужчиной, в глубине души он по-прежнему оставался ребенком, но вместе с тем стал взрослым. Он много говорил об ответственности. Он сказал мне тогда, что ему приятно чувство ответственности, оно заставляет активно жить.»


Подводя некоторые итоги, можно сказать, что победа Виктора заключалась в проекции его личностных качеств и свойств, таланта и, в целом, его самого на любимое дело, нужное время, с помощью нужных людей и конечно же сыграла роль удача. И в этой истории сработала универсальная формула успеха: дар – труд – случай. Однако второй пик популярности к Виктору пришел после черной даты – 15 августа 1990 год. Раннее утро, автокатастрофа под Ригой. Не рекомендую кому-либо намеренно прибегать к этому последнему компоненту в формуле успеха, который появился в биографии Виктора Цоя, поставил в ней точку и стал поводом для возникновения множества споров и легенд. Просто, если хотите узнать Виктора Цоя, о Викторе Цое, про Виктора Цоя, послушайте его песни, не судачьте и не судите зря и не спешите ставить точку в его биографии, ведь Цой – жив, жив до тех пор, пока живы его песни, пока бъются сердца людей, которые запомнили его навсегда молодым.


Так что, уважаемый читатель, чувствуй ответственность, живи активно, будь успешным, слушай Виктора Цоя. И помни три вещи: любимая игрушка Виктора Цоя – пластилин (из него можно сделать всё что угодно), «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь – того, чтобы ждать», а путь к успеху, как и любой другой путь в твоей жизни – сугубо индивидуальный. И конечно же удачи! Этого бы тебе пожелал Виктор Цой.

- Пожелания читателям?
- Удачи! […]Я никогда никого не учу. Я могу пожелать только удачи…


Рецензии
Здравствуйте, Алина!
Скажу, и без всякого лицемерия, что Ваша статья о В.Цое одна из
лучших, исходя из протичанного мною до сего времени. Статья Ваша не
просто интересна и увлекательно легка, но и есть как бы ответ всем
тем, кто старается опошлить и профанировать образ творчества Поэта, а
значит и образ самого Поэта. Вы, наверное, не представляете, как Ваша
статья актуальна и на сегодняшний день, ибо страсти "по Цою" только
начинают разрастаться. А речь идет о том, что есть много желающих,
но только вот мотивация у всех разная, профанировать образ творчества
Поэта. Вот Ваша статья как раз есть ответ тем психологам и журналистам,
которые в документальном фильме "Тот, кому умирать молодым. Кинодрама в.Цоя" (18.03.2011) стараются доказать на сугубо субъективном констру-
ировании фактов из истории жизни Поэта, что гибель Поэта есть как бы
спланированное самоубийство, подводя факты из жизни Поэта к своим
доводам. А ведь речь-то идет совсем не о версии или мнении каких-то
незаинтересованных людей, ибо, по-моему, сказанное психологами есть
лжесвидетельство и кому-то очень нужно, чтобы это лжесвидетельство, как
хула на Поэта, стала вполне официальным взглядом на жизнь и творчество
Поэта. Ведь, смотрите, если логически довести взгляды психологов до конца, то творчество В. Цоя не представляет собой никакой общечело-
веческой и вечной ценности. И вот Ваша статья как раз и есть свиде-
тельство правдоподобного видения жизни и творчества Поэта, и есть
к тому же обличение всех лжесвидетельств, направленных на то, чтобы
опошлить честное имя и образ творчества Поэта.
Но у меня есть все же несколько вопросов по Вашей статье. А, именно,
ведь, смотрите, все же путь жизни и творчества В. Цоя, по-моему, не есть
специальный и лигически доведенный Поэтом путь к успеху. Ибо В. Цой
совсем не есть тот, которого себе многие рисуют в своем воображении.
Успех творчества для Поэта - это не цель и даже и не средство, это то,
к чему нужно относится с насмешкой, с улыбкой, то есть легко и просто.
Но, ведь, многие-то как раз за пеленой блеска и сверкания успеха Поэта
не видят глубины существования Личности, не видят бездны одиночества
человека среди людей. Вот этого-то не видят люди равнодушные к личности
и ослепленные славой Поэта. По этой проблеме есть очень замечательные
мысли М. Гершензона в статье "Мудрость Пушкина". Ибо красота творчества
Поэта есть не только приманка, но и преграда для поверхностных людей.
Ибо, чтобы увидеть Личность в Поэте, нужно быть самому человечным
Человеком, т.е. видеть сердце потаенное. Понимаете, ведь, путь к успеху
это не смысл жизни для Поэта, а лишь, образно говоря, как волна поды-
мающая Поэта к вершине горы. Ведь, Смысл-то не в успехе, а в самом
выстраданном Пути жизни. И Путь Жизни Поэта раскрывается как откровение
творчества, ибо Смысл творчества и раскрывается в откровении Личности.
Но, другой вопрос, кому нужна Личность и тайна человека, кому нужно
откровение Человека сквозь творчество? "Нужно" в понимании "люблю", и
иначе, т.е. не любить не могу, любовь, как избрание, а не принуждение.
Алина, у Вас замечательная статья и Вы уникально пишите,т.е. как-то
свобоно и непринужденно. Надеюсь, что это не последняя ваша статья?
Если Вам дорог Виктор Цой и Вы действительно любите Поэта, то и
напишите про того, Кого Вы любите? Ибо, как бы ни были увлекательны
статьи по эстетическим проблемам, но нет ничего ценнее потаенного
сердца любящего человека. И я Вас призываю к творчеству потому, ибо
сам пишу про любимое и сокровенное сердце - Солнце Поэта!
С благодарностью и с уважением, Виктор Бармин.

Виктор Бармин   01.03.2012 10:37     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за такой отзыв! Буду стараться и дальше писать легко, непринужденно, но от того не менее профессионально.

У меня есть что добавить, только одно:

И на вопрос корреспондента газеты «Ленинская смена» (г. Алма-Ата) о том, что он для многих стал, как свет в окне, Виктор ответил, что может сказать: «Только одно. Не сотвори себе кумира».

Бартули Алина   01.05.2013 21:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Спасибо, Алина, за отклик. Честно, уже и не ожидал от Вас ответа, как и с неожиданной стороны. Конечно, ведь... "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"...

И у меня есть, что сказать... Но, вот, нужно ли?.. Не знаю... Но всё-таки скажу...

Я знаю, вот этот вопрос корреспондента, как и ответ Поэта. Именно, что "для многих" Поэт был в то время (четверть века тому назад), как "свет в окне". Но много ли "сегодня" осталось из тех, кто был среди "многих"? И кто "сегодня" из "многих" пережил опыт преодоления "кумирства" (если таковой, вообще, был у человека) и не только, но и поднялся на иной уровень восприятия, понимания, постижения, осознания и осмысления увИденного? Ибо по слову Поэта...

"Все говорят, что "мы вместе".
Все говорят, но немногие знают - в каком..."

Многие восклицают, восхищаются и рукоплещут успеху Поэта, но... многие ли понимают, каково самое слово Поэта и про что; пусть и не здесь, и не сейчас, а даже через годы и века, ЧТО и КАК понимают люди, и понимают ли: каково самое слово и образ Поэта???

Неужели "ученое равнодушие", как и высокомерие, лучше, чем удивление умудренного ребенка, который удивлен тому, что "КАК такое возможно, чтобы из уст какого-то любителя музыканта и, как и для многих, бродячего и бездельника, исходило знание трехтысячелетней древности-мудрости, и что который изрек, по сути, вторую заповедь Декалога, КАК возможно"?.. Вот и я до сих пор удивляюсь не менее, чем удивлен "умудренный ребенок". И я удивлен путям Господним... Но одно, как удивляться и восхищаться, другое встать на путь самого дела, как: понимание, постижение и осмысление пути жизни человека. Ибо в этом творческом деле "кумирство", как туман, рассеивается пред ясным вИдением-созерцанием света. И разве не чудо, что видишь свет не в узком окне (как окне своего сознания), но "Свет во тьме", если понять, что тьма, как мир сей. Поэты, как обычные люди, не есть сами по себе свет, но они видят Свет и через творчество, через свой творческий путь, ведущий к свету, прокладывают нам дорогу, оставляют след... И мы знаем, что если есть след, то первично сделан шаг, творческий шаг Поэта вперед... Возможно ли понять, постигнуть людям этот Путь Поэта?..

Я знаю, что сей вопрос бесконечен-открыт, но также знаю, что ответ обязательно возможен, а если возможен, значит изначально уже Есть...

С уважением,



Бармин Виктор   22.05.2013 00:15   Заявить о нарушении