Часть 1. Глава 6

Глава 6

В тот вечер, когда появился Зелим, овчарка виляла хвостом и не отходила от гостя.
Салман вспомнил, как Чаборз, точно также носился вокруг Мохьмада. Собака приняла от гостя даже еду, которую обычно не принимала от чужих.
В первые дни войны овчарка лаяла на каждый выстрел. А когда слышала гул бомбардировщиков,начинала трястись от страха. Подбегала к людям и пыталась спрятаться. Жалобно смотрела на своих хозяев и звала их к себе под стол, будто могла так их уберечь. Со временем она привыкла к выстрелам, гулу самолетов и неистовому плачу Мелижы, которая не успела увидеть внуков.
Старшие сыновья - Хамзат и Рамзан вернулись домой только в сентябре 1994 года. Братья-погодки работали в Нижневартовске. После окончания Грозненского нефтяного института оба оказались по распределению в Тюмени, а через три года в Нижневартовске.
Двенадцать лет родители звали сыновей домой, а те не торопились, пока их не позвало домой грозное эхо войны. Бросив женщин, с которыми они жили в грехе, братья приехали за родителями и братьями. Родители наотрез отказались покидать родной очаг. Младшие братья – тоже.
Похоронили от братьев только останки. В общей могиле. В чужом селе. Чужие люди.
Иса, Муса и Усман почти неделю искали старших братьев. Место разума заняла месть. Но, узнав, что Рамзан и Хамзат погибли, окольными путями добрались до Грозного, ятобы отомстить за смерть братьев. Голыми руками они собирались воевать. Единственным оружием на троих был перочинный нож Мусы, которым тот стругал свистки для пацанов из сухого порожнего  камыша.
Часто в жизни разумные люди поступают глупо, в то время, когда глупцы отличаются сообразительностью.
Дальше площади Минутка не смогли пробраться. Не имея оружия, они помогали раненным и гражданским лицам, которые пытались уйти от войны.
Спустя две недели у порога дома Салмана и Мелижы появилась женщина.
Рядом с ней стояли два подростка, десяти- одиннадцати. А на руках эта женщина держала сверток с грудным ребенком. Не задавая вопросов, но, предчувствуя беду, Мелижа протянула руки за свертком и пригласила гостей в дом. Три дня и три ночи ни гости, ни хозяева не задавали друг другу вопросы. Дети молчали. Только ночью, прижавшись друг к другу, мальчишки о чем-то шептались. Говорили на русском языке. Арсен был армянином, а Коля - русским. Марет оказалась ингушкой. Говорила она на хорошем чеченском языке. А малыш - девочка.
Вечером третьего дня Марет вынесла свою внучку. Она положила ее на диван. Нижняя губа женщины сильно дрожала. С глаз потекли слезы. Салман встал, чтобы выйти.
- Не уходи, прошу тебя, - встала Марет. - Я и этот ребенок обязаны вам жизнью. Вы можете забрать у меня эту девочку.
Салман присел. А Мелижа подошла к дивану, где лежал ребенок. Дитя спало крепким сном.
- Сестра, не плачь. Мы похоронили двоих сыновей. В чужом селе. Двенадцать лет мы каждый день ждали их возвращения. Мы засыпали с мыслью, что они утром вернутся домой, а день проходил в ожидании, когда у нашего порога объявится гонец с радостной вестью, что наши сыновья возвращаются домой. Троих отправили их захоронить. И почти три недели не знаем, где они. Нет никаких вестей. Может, в каком-то селе добрые люди приютили. Иса - очень ответственный. Никогда не подведет братьев. Он у нас в школе историю преподает. Муса и Усман - студенты. Будущие физики. Увлекаются астрономией. Звездочеты. Даже младших, Ахьмада и Мохьмада, заразили своей любовью к ночному небу.
Марет привстала. Взялась руками за узелок платка, завязанного спереди. Опустила голову. Потом взяла левой рукой кончик платка и начала нервно его жевать. Застрявший в горле ком не давал ей заговорить. Мелижа схватила ковш с родниковой водой. Отлила немного воды в стакан и протянула гостье. Взяв стакан, Марет повертела его в руках и поставила на стул. Присела на край дивана, погладила малышку и, не поднимая глаз, сообщила:
- Я знаю, где ваши сыновья. Они в надежном месте…
- Хвала Аллаху! Знал, что у них все хорошо. Говорил я тебе, жена, зря беспокоишься.
- Что же ты молчала? Да, да. Ты - гостья наша. Понимаю тебя, - затараторила Мелижа.
- Ваши сыновья в надежном месте. Они  в Созвездии Большой Медведицы. Так просил передать Иса, - продолжила Марет.
- А когда приедут? Они не сказали, когда приедут домой? – перебила Мелижа. Салман тяжело вздохнул. Достал из кармана четки и начал медленно их перебирать.
-Ла-иллахьа-ил-аллахьа!
Минута тишины показалась хозяйке дома вечностью. Не смея вступить в разговор, она бегло переводила свой взор с гостьи на своего мужа. Суровое лицо Салмана постарело за считанные секунды. На щеках появились глубокие морщины.
- Дела воцуриг накъост вац! (Один лишь бог!), - едва выдавил из себя Салман. - Сестра, ты видела, как они покинули этот мир? Расскажи нам о детях. Расскажи, где они захоронены.
- Ну, что ты? Сыновья приедут и расскажут, - перебила его жена. - Откуда же ей знать, где наши сыновья похоронили братьев?
Мелижа не понимала, о ком идет речь.


Рецензии