Крепковер

  Нижегородский лес. Иду по грибы и ружье со мной, на всякий случай. Раздвигаю ветки, пробираюсь в чащу. Иду и размышляю об этих местах и людях. Никто здесь из коренных не скажет: « Здравствуй», а скажет:  «Здорово живешь». Никто из коренных не скажет: «Спасибо», а скажет: « Спаси, Господи». И так, чего не коснись, все правильно, все традиционно, потому как люди этих мест -  староверы-беспоповцы. Всю дораскольную веру сохранили в себе, этакие живые консервы.
 
  Так, размышляя и собирая грибы, вышел я на край болота, вдруг, впереди меня  раздался какой- то плеск и барахтанье. Я снял ружье с плеча и пошел на разведку. Пройдя метров пятьдесят по краю болота, я увидел, что в нем по пояс увяз мужик с правильной старообрядческой бородой, повернут он был ко мне лицом и видно давно заметил меня, но сидел молча, помощи не просил.

- Здорово живешь,- вылетело у меня от неожиданности Нижегородское приветствие.

Тут мужик оживился: – Здорово живешь,- ответил он мне,- ты из какого согласия будешь? А  надо сказать, что за грибами оделся я по- старообрядчески, одеждой меня снабдил мой друг -  молодой старообрядец, приехавший в эти края из Москвы за экстремальным – аскетизмом, я же симпатизировал старой вере, но оставался «никонианином», что сильно огорчало моего друга.

  Так, видя мою одежду, попавший в болото и принял меня за старообрядца.

-  Да я не из согласия, я к другу приехал погостить.

- Откуда приехал?- раздалось из болота.

- Из Москвы приехал.

- Из Московского, значит, согласия,- мужик с надеждой глянул на меня.

- Да, нет, дядя, я из Русской Православной…

- Никониянин!?! - выдохнул пленник болота и от этого ушел еще глубже.

  Я же в это время уже сломал березку и протягивал ему.

- Нет, от никониянина помощь не возьму,- мужик выглядел категорично.

- Так, что же делать, если нет рядом старообрядцев? Ну, считай, мужик, что так воля Господняя проявилась.

  На что из болота мне раздался «богословский» ответ: – Если бы то была воля Господня, то он прислал бы федосеевца, а ты - посланник антихриста.
 
- Я думаю, что ради такого крепковера, Господь прислалал бы самого Аввакума, но видно тот более важными делами занят, поэтому он меня прислал, праздношатающегося,- сказал я иронично-самоуничижительно.

- Да ты же в другого бога веришь!

- Как это? - растерянно спросил я.

- Вот, скажи, как ты своего Бога зовешь?

- Иисус Христос,- сказал я, не чувствуя подвоха.

- Вот, сразу видно -  никониянин-еретик, у вас -  Иисус, а у нас, у истинно православных,- Исус!- из болота его слова звучали, почему- то, особенно гордо.

- Я чего- то не понял -  ты спасаться думаешь, или решил самоубийством жизнь закончить?

- Я хочу спастись, но не от слуги антихриста я приму спасение.

  Вот, если бы ты, сынок, перекрестился в нашу веру…- начал робкую проповедь утопающий.

- Интересно, как  ты это представляешь?- сдуру спросил я.

- А, вон, лужица - там не утонешь; ты три раза окунись, а я молитовку почитаю, только давай скоренько, а то я долго не сдюжу.

- Слушай, ты мало того, что сам в болоте, так и меня туда же хочешь за-гнать?

- Ну, значит, выходит -  погибать мне…- cказал мужик обреченно, но, вдруг, надежда опять загорелась в его глазах.

- Слушай, а ты в Двоеглазово не знаешь дом, где наш инок федосеевский живет?

  Инока я знал и знал, что деревня Двоеглазово находилась в пяти километрах отсюда, прикинув время туда- сюда, и поняв, что не успею, я сказал о своих умозаключениях увязшему.

- На все воля Господня,- услышал я  невозмутимый ответ.

- Слушай, а поближе никого нет?- cдавшись, спросил я.

- Так, дай подумать… Толик не годится  - пьянь, и поста не соблюдает. Георгий мог бы, но он преставился, прям даже не знаю, вот, если бы инока…- опять свернув на свое самоубийственное предложение, заговорил мужик.

  Времени терять было больше нельзя: - Ладно, если не успею, вот - держи!- и я кинул ему молоденькую березку.

  Выбежав на дорогу из леса, я увидел моего друга – старовера, никогда больше я так не радовался старой вере, быстро рассказав ему ситуацию и услышав одобрение крепковерия утопающего, мы побежали на  помощь.
 
  Прибежав на то место, мы увидели крепковера, вылезшего на земную твердь с помощью моей  березки.
 
- Выходит,  мужик, тебя все же никониянская березка из болота вытащи-ла!- весело сказал я.

-  Не, она старообрядческая -  я ее отмолил, - серьезно сказал федосеевец.
   
   


Рецензии
Напугали Вы меня своим
рассказом))

И часто они так из
принципа в болоте сидят?

Особенно диалог:
"Вот скажи,как ты своего
Бога зовёшь?
-Иисус Христос."

Я,затаив дыхание,ждала,
что-же он ответит...

-Исус!"

Мне сразу стало легче)

Рада познакомиться с
Вашими рассказами.

Лена Вайнонен   21.07.2010 11:08     Заявить о нарушении
Мой дед был из староверов. Воды дадут - и чашку разобьют. А для нас, внуков, были отдельные чашки - мы уже "не той веры" были. Потом всё это ушло. Но ушло в семидесятые только годы...

Александрина Кругленко   06.09.2010 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.