Дурная психология, или Форс-минор

               КАРМА

100 тысяч лет назад Она была
Разлучена с любимым
Она металась и звала
И пробовала способы любые
Но тщетно все. Cуров закон
И больше не вернулся он

Печалью горькою полна
Была с другим обручена она
С тех пор душа ее остыла
И никого она уж не любила
И до конца последних дней
Померкла радость жизни в ней

И муж был вроде не плохой
Но ей не нужен был другой
И дети были между прочим
Не зная счастья в доме отчем

А Он всю жизнь ее любил
И образ в памяти хранил
И у него семья была
Давал он всем как мог тепла
Надеясь, что настанет час
Бог встретиться с любимой даст

Жизнь словно птица пронеслась
Душа его на небо вознеслась
В надежде все неутомимой
Он встречи ждал с своей любимой
Он звал ее, искал на свете том и этом
Напрасно все и нет ответа.

Душа ее тогда в аду томилась
За то, что с Богом данною судьбою не смирилась
И предалась отчаянью и злоба
Сопровождала жизнь ее до гроба
И если шанс давался снова воплотиться
Все жизни, словно раненая птица

Во всех мужчинах все его искала, да не находила
И избавляла от страданий лишь могила

100 тысяч лет прошло. О, Боже Правый!
Не искупила ль горькой я отравы?
Урок я поняла, тобою данный:
Жизнь без любви - мираж обманный
Но если от любви идешь ко дну,
Тонуть 100 жизней будешь за одну!

http://stihi.ru/2009/01/14/767


Конечно, с точки зрения поэзии, стихотворение написано очень непрофессионально. Но в нём есть некая История. То, что делает стихи чем-то большим, нежели стихи. "И тут кончается искусство - и дышат почва и судьба", - писал Пастернак. Судьба и её реинкарнации. И архетипичность подобных историй. Вот об этом и поговорим. А писать стихи автор, если захочет, научится сам. Или её научит тот, чьим мнением она дорожит. Поскольку я не принадлежу к этим последним, возвращаться к разговору о качестве стихов не вижу смысла.

Собственно, смысл баллады - в неравноценности замены одного любимого человека на другого. Конечно, иногда время лечит, и к  человеку возвращается желание и потребность любить. Но вот сравнение - бич всех живущих! Часто человек, которого мы лишились, умер или погиб - и оброс такими идеальными чертами, "перешибить" которые не под силу ни одному живому человеку. И когда нас любят безответно, мы начинаем себя казнить, будто это мы во всём виноваты. Конечно, нельзя не отметить благородства такой садомазохистской позиции. Вот только имеет ли она что-то общее с истиной? Ведь человек не виноват, что думает именно так! Может быть, он был бы и рад, чтобы у него всё получилось и с другим любимым человеком! Это он уже потом отчаивается и начинает заниматься самобичеванием, а сперва - очень даже верит, что всё у него получится. И часто что-то даже начинает получаться, появляются дети, но… Беда в том, что у человека, имевшего положительный опыт, есть в душе образ, какой должна быть настоящая любовь.

Когда человек очень хочет любить, он хочет, чтобы всё это пришло к нему здесь и сейчас. Он не может ждать у моря погоды просто по природе своего состояния, и идёт методом проб и ошибок. Чувство, уже охватившее душу, жаждет воплощения в конкретном человеке. Но опыт, враг познания, пригвождает человека бережнее отнестись к поискам достойного партнёра:  в какой-то момент опытный человек понимает, что ему нужен не любой, а очень конкретный человек, "штучный товар" и точечная, лазерная селекция. Но любовь, увы, "слепа". Человек любит того, кого любит, а не того, кого "нужно". Конечно, энергетикой света на первых порах можно залатать чёрные дыры и белые пятна в интимных отношениях, но долго так продолжаться не может. И человеку начинает казаться, что это очередной фальстарт, иллюзия, ошибка.

И муж был вроде не плохой
Но ей не нужен был другой

Человек не знает, что он - однолюб по природе, пока не убедится в этом на собственном опыте. Для меня "однолюбы" - вообще категория очень спорная. Просто бывает в жизни так, что один человек для другого лучше, ближе, роднее других на целую вечность. Или - просто чувства были взаимны и настолько сильны, что это трудно забыть. А, если человека не стало, от него остаются… только его достоинства. Другие могут попытаться "дотянуться" до идеала, но, будучи живыми людьми, каждый со своими недостатками, они в принципе не могут состязаться с образом человека, закреплённом воспоминаниями и… поклонением. Ведь героиня стихотворения никогда не переставала любить того человека, с которым была разлучена. А, значит, её сердце, в сущности, и не было свободным - настолько, чтобы в нём хватило места для другого человека. Оно было наполовину пустым, но в то же время, наполовину полным.


ФОРС-МИНОР

И вот здесь судьбы современных людей начинают напоминать древнегреческую трагедию, суть которой - в фатальной предопределённости и неизбежности драматических коллизий в жизни людей, отмеченных роком, фатумом. Когда разбивается хорошая семья, ясно, что как минимум для одного из его членов будущее пойдёт в минус. Если это происходит в зрелые годы, у человека может хватить мужества и здравого смысла остаться одному. Но, если человек ещё молод, он почти наверняка не захочет ставить на себе крест и попытается найти адекватную замену. И вот здесь начинается форс-минор, те нескончаемые печальные реинкарнации, о которых повествует героиня стихотворения. Героиня любима, но несчастна, её муж любит, но безответно, дети растут в отсутствии гармонии между родителями. И, хотя стихотворение повествует о веренице разных жизней, в которой повторяется один и тот же сюжет, мне почему-то кажется, что всё это может происходить и в пределах одной человеческой жизни. Ибо, не "реинкарнирует" ли душа человеческая с каждою новой любовью?

Героиня корит себя в несмирении, но можно ли полюбить искренне смирением? Наверное, можно, если любить Бога и видеть в супруге свой долг. Но иногда это очень тяжело, например, с физиологической точки зрения. Всё равно это ведь не настоящая, а немножко "пришибленная" любовь получается. Ты сам заставляет себя любить того, кто тебе не мил. "Даёшь себе установку", как выразился чёрный маг Кашпировский. Я думаю, человек "продаёт душу дьяволу" за иллюзию. Иллюзию счастья. Убеждает себя, что счастье - возможно, что он ещё не потерян для взаимности. Ибо человек устроен так, что надежда в нём умирает последней. Надежда на то, что в мире всё-таки есть некто, способный вытеснить из сердца память о старом счастье.


Рецензии