Каин, Авель

Возраст первых книг ветхого завета составляет более 2,5 тыс. лет. Неудивительно, что у современного читателя возникают известные трудности при их прочтении.
    Дополнительную сложность представляет преодоление препятствий сознательно поставленных авторами на пути к «расшифровке» текста, имеющего несколько смысловых уровней.
    И все же выглядит немного странным то, что простой смысл, заложенный в библейских истинах и наверняка известный ученым-специалистам, каждый читатель должен добывать сам, по крупицам.
    Не претендуя на открытия, я все же должен изложить некоторые мысли.
    Конечно, более всего меня волнует время настоящее, а также – будущее. Но нет другой, настолько же современной книги, столь же детально описывающей все, что с нами происходит сегодня, как ветхий завет.

    Даже те люди (а их большинство), которые никогда не пытались прочесть ветхий завет, как правило, все же, знакомы с мифом об Авеле и Каине.


                Ветхий завет.
   
     Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

    Как мы видим из этого отрывка, авторы не удосужились в описании родословной Адама даже упомянуть имена его старших сыновей. Правильнее было бы назвать ее родословной Авраама, т.е. родословной Потомка,а не Предка, поскольку именно Сиф был прямым предком Авраама по мужской линии, а не старшие братья Сифа, Авель и Каин )
    Заметим, что именно Сиф является центральным звеном непрерывной цепи, связывающей Авраама через двадцать промежуточных поколений с Адамом и, соответственно, с самим богом-отцом, что формирует образ Авраама в качестве человека, имеющего особые права по чисто-монархическому принципу наследования власти.
    Между тем, имя Сифа христианскому читателю неизвестно ( по крайней мере,компьютерная программа его не узнает, подчеркивая это слово красной линией).
    А, вот, с Авелем и Каином, тоже родственниками Авраама, но не являющимися  прямыми его предками мы знакомы, благодаря истории, оформленной в один из знаменитых мифов ветхого завета. В чем же состоит то экстраординарное значение Мифа, благодаря которому мы гораздо лучше знакомы с дальними родственниками Авраама ( центральной фигуры ветхого завета), нежели с его прямым предком Сифом?

    Современная «популярная» версия истории двух старших сыновей Адама целиком основыва- ется на «аморальности» братоубийства, которое недопустимо и, соответственно, карается  законом (богом-отцом, в данном случае).

    Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

    Преступление Каина - на лицо.Но сам факт братоубийства в ветхом завете является только последствием уже оформившегося ранее конфликта. И конфликт этот – конфликт различных поколений между собой.

    И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,  и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,  а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

    Из приведенного следует, что еще до убийства Каином своего брата Авеля из двух «внуков» своих, сыновей «сына» своего Адама, еще до жестокого наказания одного из них за убийство другого бог-отец разделил их на разные «сорта» людей, «дары» которых имели для него разную ценность.

    Если в ветхозаветном мифе об Авеле и Каине и присутствует мотив братоубийства, то воспринимать его иначе, чем иносказательный пересказ жестокого конфликта между земледельцами и скотоводами ( основной исторический сюжет древности ближнего востока) сегодня мы уже не имеем права.
               


                Шумерское царство      

    Из множества легенд древнего ближнего востока, посвященных теме этого конфликта, достаточно привести в качестве примера поэму «Эмеш и Энтен», относящуюся к древне-шумерской эпохе и, стало быть, являющуюся оригиналом в отношении своего «ремейка» об Авеле и Каине.
    В этом мифе, впоследствии  ставшим популярным среди жителей всей территории Месопотамии, в Вавилонии, Аккаде, Ассирии (т.е. в тех краях, откуда происходит «первый» еврей Авраам), бог Энлиль решает спор, разгоревшийся между земледельцем и скотоводом конкретно и недвусмысленно:   в пользу крестьянина.

    Сверхъестественных откровений, заложенных в ее идеологию, поэма «Эмеш и Энтен» для нас не содержит.
    И, все же, можно попытаться понять логику людей того времени, очевидно, вложивших в литературные произведения, пережившие тысячелетия исключительно-важный для них смысл.
    Хочу напомнить о том, что Шумерское царство явилось тем прагосударством, которое, наряду с древним Египтом, предопределило дальнейший ход истории, запустив процесс формирования государств на уникальной пограничной территории, объединяющей Евразию и Африку в единое целое.


   Экономической основой роста древнейших государств ближнего востока, без сомнения, явилось занятие основной части населения земледелием, что, собственно говоря, и отражено в мифе об «Эмеше и Энтене», послужившем литературной основой для мифа об «Авеле и Каине».
    Какими же основаниями для переработки прамифа могли руководствоваться авторы ветхого завета?


                Потоп.

    Если принять за основу существую историческую версию, согласно которой события «всемирного» потопа следует датировать примерно 3-м тысячелетием до нашей эры ( а этот срок соответствует и самым ранним Свидетельствам, касающимся Египта и Шумера), то старт для «огосударствления» территории планеты был дан самим событием всемирного потопа.
    Такое предположение не столь нелепо, как может показаться.
    Сплошной слой плодородного ила на всей территории должен был привести к свое- образному ( хотя бы и временному) явлению повсеместного плодородия почв.   Т.е., куда ни ткнешь палку, везде она тут же прорастает.
    Не заниматься земледелием  при этих обстоятельствах мог только сам себе враг.

    Между тем земля постепенно подсыхала, климат тоже менялся. Для искусственного воспроизведения благоприятных (сложившихся непосредственно после потопа) условий земледелие должно было локализоваться в районе русел крупных рек, там где «потоп» и выброс ила происходят ежегодно.
    По мере «усыхания» климата только резкое повышение технологического обеспечения крестьянского труда ( работы по ирригации, новые орудия труда, использование тягловой силы скота ) могло позволить людям продолжить интенсивно заниматься земледелием и в дальнейшем.
   

                Земледельцы и скотоводы.

    Чтобы приблизиться к пониманию глубины «шекспировского» конфликта между Авелем и Каином, необходимо обратить внимание на формальное построение (ныне уже утратившее первоначальный свой смысл) самих терминов «скотовод» и «земледелец».
    Анализ слов «ското-вод» и «земле-делец» иллюстрирует то обстоятельство, что в прежние времена, совмещать оба занятия один и тот же человек был не в состоянии.
    Для разведения домашних животных нужно было стать пастухом, выпасая скот и постоянно мигрируя, т.е., быть «водителем» скота или- скотоводом.
    Занятия крестьянским трудом, напротив, понуждали к выбору места проживания раз и навсегда.      
Земельный участок должен был быть очищен, выровнен, проведена ирригация, хранилища для зерна ( а также другие жилые и хозяйственные постройки) оборудованы.
    В определенном смысле, если скотовод - был хозяином земли, по которой кочевал ( вся земля была перед ним), то земледелец - оставался рабом того маленького участка, который он обрабатывал. И – он сам, и - его дети, и - внуки его.

    Что же заставляло людей заниматься земледелием уже спустя многие годы после потопа, когда земля утратила свое «повсеместное» плодородие, и когда, казалось бы пришла пора
"переквалификации" (в скотоводов, охотников)?
    Крестьянский труд обладал одним уникальным преимуществом, которое выделяло его изо всех возможных способов добывания пищи: зерно могло храниться десятилетиями.
    В случае засухи (засуха могла продолжаться многие годы подряд) только земледельческий труд позволял спастись человечеству от вымирания.
    В каком то смысле басня «Стрекоза и муравей», это - то же самое, тот же миф об Авеле и Каине.

                Скотоводы.

    Следует полагать, что расчет на защищенность от капризов климата, оставлял все же крестьян беззащитными по отношению к другой серьезной опасности : других людей, а, именно,- скотоводов.
Мобильность, обеспеченность «транспортом», использование  кочевых приспособлений для жизни (в том числе, разборных шатров) позволяли скотоводам внезапно появляться и быстро уходить, грабить (если нужно) или попросту «контролировать» земледельцев, облагая их данью.
    Цивилизация «скотоводов и земледельцев», существовавшая в те времена и на тех территориях, когда и где еще не было мощных многолюдных государств, двигалась одновременно в двух направлениях, формируя, в том числе, два разных резко отличавшихся друг от друга типа человеческой ментальности.
    Именно об этой опасности превращения в крестьянина, в «раба земли», обрекающего на «несвободу» все грядущие поколения, "раба", зависимого от действий любого «проходимца», предупреждают авторы ветхого завета своего читателя посредством программного мифа о Каине и Авеле.      
    В качестве одной из древних деклараций прав человека ветхозаветная история Авеля и Каина не имеет никакого отношения к «семейному кодексу» ( напротив, бог-отец изначально разделяет родных братьев на различные группы человеческих существ, имеющих разную для него ценность). Соответственно, права земледельца и права скотовода становятся несопоставимыми величинами, а скотовод ( на – века) обретает ментальный образ пастыря человеческих душ, т.е. того же пастуха, но уже в отношении ЛЮДЕЙ ( изначально
выбравших путь несвободы).

                Монотеизм.

    То уникальное обстоятельство, что современный монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) вырастает как будто из одного корня может быть проявлением единой элементарной сущности: территория, объединяющая места расположения др. Египта, Месопотамии и Палестины, а также прилегающую Аравию, являются самым крупным историческим (и – географическим) перекрестком на планете Земля, мировым «таможенным» пунктом, к которому до сего времени ведут все сухопутные дороги Азии, Африки и Европы.
    «Таможенники» мира древности, безусловно, по своему происхождению были представлены скотоводами.
    Бедуины Аравии, загнанные в угол экспансией могучих государств, сумели перевести всю свою сдавленную энергию былого процветания и лидерства в историческую миссию ислама. 
    Древние (доавраамические) евреи, прародиной которых многие ученые считают отнюдь не Месопотамию, а ту же Аравию, являются ближайшими филогенетическими родственниками тех же арабов-бедуинов.
Они (евреи)не были столь же воинственны (поскольку относились к «водителям» мелкого рогатого скота, а стало быть, ни нападать, ни отступать с надлежащей для того скоростью попросту не были способны). И даже противостоять братьям-бедуинам они были не в состоянии, зато были более хитры. Они были -  шиайа, медленные скотоводы, сохранившие наследственную идею своей избранности, невзирая на уже утраченную историческую роль «таможенников мира».
    Именно они были вынуждены идти навстречу опасности, входить в гигантские человеческие конгломераты и провоцировать новый передел земли по той простой причине, что физического пространства для жизни у них уже не оставалось вовсе.
    ….Нет другого разумного объяснения тех "первозданных" по своей силе чувств презрения и даже ненависти к любой государственной власти и любой государственной системе религии (язычество), которые неизменно демонстрирует ветхий завет, кроме одного естественного: первичный процесс политического раздела мира прошел без участия предков авторов ветхого завета, исключив тем самым древних евреев из самого процесса участия во всемирном соревновании.
    Важнейшая историческая установка предков Авраама на «полную» свободу, никоим образом не «оскверненную» порочными связями с землей, привела к неутешительным для них результатам: не они (а, скорее всего, одновременно сразу несколько линий их дальних родственников) сумели взять под свой контроль и- деятельность тысяч крестьян и- почти взрывообразный  процесс роста государств и, как могло бы показаться , уже «неотвратимую» и «окончательную» приватизацию территорий Земного шара.   

    Нужны были срочные, экстренные меры противодействия.
   
         Не желая быть неправильно понятым, вынужден прокомментировать не освещенную здесь тему формирования государств. Не "покорение" крестьян скотоводами явилось точкой исторического отсчета в зарождении первых государств.
    Государство родилось как  добровольный политический союз противоположных по своей природе племен ( земледельцев и скотоводов ), одни из которых призваны были отныне выполнять функцию экономического обеспечения, а другие выполнять функцию армии, т.е военной защиты .
    Самым ярким известным нам примером "племени", принявшего на себя все организационные и военные функции в обмен на услуги по своему полному экономическому обеспечению были
древние римляне.
    Скотоводческие племена, не сумевшие принять участие в организации первых "колхозов"
(или самоустранившиеся от него), как их не называй (хоть татаро-монголами, хоть варварами, хоть вандалами, хоть бедуинами или шиайа) не раз принимали участие в войнах
и государственных переворотах, захватывающих в сферу своего воздействия гигантские территории.
   
    Конфликт, заложенный в противостоянии земледельца и скотовода и описанный в ветхом
завете в виде коротенькой истории о братоубийстве, невозможно считать исчерпанным и сегодня.

   





   


Рецензии
Я снова вернулась к этому Вашему эссе, Владимир. В первый раз я его прочитала довольно бегло. Хотя при глубине его смысла сделать чтение беглым не получается.
А вернулась потому, что вспомнила, где же я находила подобные Вашим мысли. Оказывается, у Тура Хейердала, в его книге "По следам Адама" (ею я недавно "разбавляла" свое хроническое безделье).
Не приходилось Вам ее читать? Там есть интересный, поэтически-философский рассказ о знакомстве Тура с бытом болотных арабов, которых он считал наследниками шумерской цивилизации и которые живут в нынешнее время обособленно от всего остального мира.
Так вот, у Вас с Хейердалом, оказывается, много общего.

Ирина Мадрига   26.08.2009 20:14     Заявить о нарушении
Чукча - писатель.

Владимир Середа   28.08.2009 03:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.