74 - 4. Гости

15. 09. 74
Рая осталась дома готовить урок. Иосиф с Миной пошли прогуляться к её сестре, полчаса ходу. Пришли, посидели, выпили стаканчик красного гибрида и уже собрались было возвращаться, как прибежала бледная и запыхавшаяся Рая. Первое впечатление, как будто бы произошла беда непоправимая, но постепенно выяснилось, что в гости пришли иностранцы, и Рая, оставив их одних в квартире, поспешила за родителями. Мина набросилась на дочь, ругая, что она достаточно взрослая, чтобы оставлять квартиру на незнакомых людей. Иосифу тоже было не по себе. Вдруг провокация?
Научен был советский люд, что простому грешному встречаться с гостями из-за границы не рекомендовалось: КГБ заводило дело, требовало объяснений о чём говорили, куда ходили, подозревали в шпионаже, в общем, куча неприятностей, мягко выражаясь. «Иосиф, ты уже вышел за рамки обычного человека, ты уже не принадлежишь к их стану. Уверен ли ты в себе? За телефонные разговоры с заграницей отключили телефон. Что дальше?»
Почти бегом вернулись домой, проигрывая на ходу разные варианты. Ожидание необычного иной раз переносится труднее, чем встреча с ним. Лица выдавали, поэтому Линда и Ленад, так звали гостей, старались улыбками растопить напряжённость и озабоченность хозяев дома.  Им это удалось довольно быстро, собственно, через несколько минут мрачные домыслы исчезли. Появилась языковая проблема, но, когда люди хотят верить друг другу, начинает действовать неписанный закон сердец. Иосиф, Мина и Рая обладали элементарными познаниями в английском языке, то, чего не доставало, находили в словаре. Гости показывали необычные, потому, что цветные, фотографии со своей дочуркой. Мина хлопотала, накрывая на стол. Линда наотрез отказалась пить чай с сахаром (непонятно, как можно отказываться от естественных продуктов), вынула из сумочки сукразит. Ленад для приличия отпил глоток вина. Гости рассказывали о встречах с отказниками Москвы и Киева, о поддержке американскими евреями, не только евреями, борьбы советских евреев за выезд в Израиль, оказывается, еврейская община Лос-Анжелеса шефствует над кишинёвскими евреями, особенно над отказниками…. Незаметно приблизилась полночь, но расставаться не хотелось. Перед уходом гости подарили несколько цепочек с шестиконечными звёздами Маген-Давида, книги для самостоятельного изучения иврита и для Раи  - позолоченный браслет на запястье. Знали ли гости ценность подарков?
Сколько усилий и изворотливости требовалось учителям-добровольцам Мише Маренценбойну, Софе, Браславскому Боре и другим чтобы достать учебники иврита?! Сколько усилий требовалось кгбэшникам, чтобы найти и уничтожить эти учебники? Органам советской власти найти учебники иврита среди еврейского населения труднее, чем для вора ограбить банк. Учебники иврита переписывались под копировальную бумагу, фотографировались…. И вот они, новенькие в руках у Иосифа!
Советский еврей, если он нормальный, не позволял себе носить на одежде шестиконечную звезду; другое дело звезда пятиконечная красная, символизирующая преданность властям. Однако среди евреев шестиконечные звёзды ценились, передавались из рук в руки как реликвия, как символ мечты соединиться со своим народом на своей земле. Носить Маген-Давид позволяли себе только отказники и то не все и не во всех местах, опасно, побить могут. В последнее время, чтобы не дразнить власти, евреи воздерживались отмечать шестиконечной звездой даже могильные памятники. Цепочки с Маген-Давидом – роскошь не менее ценная, чем учебники.
Иосиф вышел проводить гостей к троллейбусу. Рядом с домом стояла чёрная «волга», в кабине сидело двое. Когда поравнялись водитель включил мотор. Некоторое время шли в лучах автомобильных фар, потом тротуар с дорогой разошлись, но машина продолжала маячить поблизости. Линда спросила (Ленад почти весь вечер молчал) знает ли Иосиф, что это за бесцеремонная машина. «Да, знаю, - ответил Иосиф, - это машина КГБ, и она обеспечивает нашу безопасность». Линда рассмеялась. «Можешь ли ты устроить нам вечер со своими друзьями?» «Послезавтра на квартире у Абрама Ройтмана мы отмечает начало 5735 еврейского года. Приходите к вечеру». Иосиф записал адрес и добавил с усмешкой, что если хотят попасть во время, то не следует заказывать такси из гостиницы, так как за баранкой будет сидеть подосланный кгбэшник. Ночной троллейбус долго не шёл. «Волга» уютно приспособилась в тени ближайшего к остановке дерева. Из-за незнания языка разговор теплился редкими фразами.

На встречу Нового года собралось около тридцати человек. Многих Иосиф знал, среди них Лиля и Яша Шварцманы, Миша Маренбойн, Ян Вайштук с женой, Шнайдерман Ян с женой с Ритой, Софа Тукан, Ян Кофман, Леонид Левит, Паскарь; многих Иосиф видит впервые, в основном молодёжь, пришли не побоялись.
Дом со всех сторон блокировали милицейские машины, дружинники с красными повязками демонстративно рассматривали входящих в подъезд. Впечатление, как будто дурной фильм о фашистских молодчиках, как будто властями готовится провокация. Большинство собравшихся никогда не встречались с иностранцами, поэтому первое время чувствовалась натянутость. Иосиф произнёс тост: «В будущем году в Иерусалиме! За скорейшее освобождение сидящих в тюрьме! За дружбу американских и советских евреев!» Переводить помогали несколько человек. Шум стоял невообразимый. Гости хвалили фаршированную рыбу, фаршированные перцы и даже московскую водку, которую осторожно пригубили из маленьких рюмочек. В улыбках и смехе забылось тревожное ожидание провокации. Пели песни на иврите «Иерушалаем шел загав», Кама наим вманаим», «Нагива»…. К одиннадцати, чтобы не дать причину соседям пожаловаться на шум, с неохотой начали расходиться. Иосиф поехал проводить Линду и Ленада в гостиницу.
Милицейские машины исчезли, видно руководство дало отбой, только дружинники, как цепные собаки, торчали возле подъезда.
25. 12. 74
Жизнь идёт своим чередом от субботы к субботе, от протеста к протесту. Например, позавчера написали и подписались под протестом годовщины ленинградского процесса. КГБ имеет довольно надёжную информацию об отказниках, выехать в Москву становиться труднее, сняли с поезда Абрамовича, Шнайдера, Паскаря, Шитрона. В отношении последнего в голове Иосифа много тумана, но он не даёт развиваться подозрениям. Зачем? Даже в мыслях нет плана бороться против властей, поэтому и секретов не должно быть. Наоборот, все должны знать, что у еврея-отказника только одна цель: выехать в Израиль.
На вечеринке по поводу дня рождения Лёни Левита разнёсся слух, что разрешение получил Ёсик, так некоторые называли Иосифа. Море неуверенной робкой надежды! Но только на одну ночь. Как выяснилось, кто-то перепутал имена, вместо Цалик произнесли Ёсик. Вчера Цалик Паскарь получил разрешение на выезд.
Спустя около трёх недель после отъезда Линды и Ленада Иосифа остановил на улице Поляков и, как будто бы по-дружески, предупредил, что встречи с иностранцами к добру не приведут. «Советские евреи не уполномочили тебя поднимать тост за дружбу советских и американских евреев. Нам известно всё, что происходило на вечере, даже что ты ел, где сидел, с кем танцевал. Учти, ты носитель государственных секретов, и это позволит нам поступать соответственно».
После такого «дружеского» разговора, в одну из суббот Иосиф обнаружил за собой хвост из трёх молодых людей. Иосиф заметил их как только вышел из дому. Они вошли в тот же троллейбус, что и он, вышли вместе с Иосифом, а после синагоги он снова увидел их. Они шли по параллельной улице, благо, короткие кварталы позволили их видеть. Они довели Иосифа до самого дома, сели на скамейку возле подъезда. Возможно, молодые кгбэшники проходили практику на евреях. Не новый почерк. Иосифу остаётся только молиться Богу. Услышит ли Он его молитвы? Ещё один год на исходе. Сколько ещё осталось?.. 


Рецензии
Спасибо!
А вот мой Кишинев 1971-74 годов.
Кстати, когда работал на заводе, наши коллеги по отделу
как-то принесли из дома гулявшее по их двору письмо из
Израиля, показавшееся интересным тем, что там уже уехавшие
в Израиль писали своим кишиневским родственникам (соседям?
уже не помню) о том, как лучше собираться на выезд в "Землю
Обетованную", что можно брать с собой, а что лучше пересылать
почтой. Одним словом - "пошаговую инструкцию".
Но я - о другом: о Кишиневе и о своей работе "на гражданке":

http://proza.ru/2015/03/31/524

Если заинтересует, предлагаю ознакомиться с моей работой под
названием "Кавалеры, Дамы и... карты" - так тоже присутствует
тема Кишинева и Комсомольского озера.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   10.10.2021 13:02     Заявить о нарушении