Рефлекторность
Грани Агни Йоги, т. I, 7 декабря 1960
РЕФЛЕКТОРНОСТЬ
(Из Посланий Учителя Света)
Человек – существо огненное. Каждый атом тела его – это огонь. Каждая клеточка – электробатарея. Каждое движение и каждая эмоция – вспышка огней. Огненна мысль человека, и дух его – тоже огонь. Так разные степени и градации огня составляют структуру его микрокосма. Поэтому и овладение собою и своими энергиями будет овладением огнем. Равновесие, спокойствие, самообладание, самоконтроль, настороженный постоянный дозор – все это является разновидностями способности управлять своими огнями. Если каждое движение внутри микрокосма человеческого есть проявление огня, то каждая длительная привычка, как длинный ряд последовательных действий, представляет собою форму кристаллизованных огней, форму устойчивого пламени, утвержденного силой привычки в ауре человека.
Обладатель привычки может быть или ее рабом или владыкой, в зависимости от того, он ли владеет привычкой или она им. Власть над привычкой и контроль над нею указывает на овладение данною формой огня; подчинение привычке – на неумение управить своими огнями. Следовательно, если все качества духа являются формами утвержденных в человеческом микрокосме огней, то и привычки, склонности и тенденции человека тоже суть формы огней, уявляемых в выкристаллизовавшихся отложениях в его ауре. Рефлекторные действия совершаются под влиянием действий привычных. Неконтролируемое дозорным сознанием пламя особенно ясно проявляется в рефлекторности действий. Условные рефлексы – свойство животного организма, но воля человека может контролировать каждый условный рефлекс, вызывая рефлекс противоположный или тот, который хочет она. Этим отличается отношение к условным рефлексам со стороны животного и со стороны человека.
Человек властен над своими рефлексами и над своими рефлекторными действиями. Каждое проконтролированное рефлекторное движение указывает на овладение теми огнями, которые его сопровождают. Рефлекторность есть лунное наследие далекого прошлого, ибо дана человеку власть над всякою плотию, и прежде всего над микрокосмом своим и особенно над животными сторонами его сущности. К овладению собою приводит постоянный контроль над собой. Контроль и есть уже овладение своими огнями. Также и молчание будет великим накопителем огненной энергии, ибо каждое слово – это вспышка огня. Болтливые люди запаса психической энергии не имеют, ибо постоянно расточают ее. Но и молчать надо умеючи, ибо и гнилой пень молчалив.
Таким образом, власть над собою обуславливается самообладанием и самоконтролем и напряжением постоянного дозора. Это приводит к овладению мыслью, к овладению эмоциями, к овладению движениями и жестами. Виды активности человека многообразны. Все они огненны, и контроль над всеми над ними означает овладение пламенем. Когда вдруг осознал человек, что может управить любою привычкой своей и склонностью каждой, что воля его распоряжается в его микрокосме, который является лабораторией для всех ощущений, тогда близко победа. Владыкою огненной мощи своей осознает себя победитель. К этой власти ведет огненная лестница духа, и каждая маломалейшая победа на ней поднимает человека и приближает его к цели великой. Огни накопить и умножить и ими уметь управлять – цель человека. С этим находится в тесной связи и оформление огненного тела, которое не может оформиться, пока не достигнуто овладение всеми другими телами, стоящими ниже его. Следует помнить при этом, что все проводники, или тела, человека управляются и приводятся в движение огнем, ибо огненное начало лежит в основании всего, что существует в проявленном мире.
Каждое Указание, примененное хотя бы один раз, можно рассматривать как зерно, заложенное на ниве сознания. Когда-то и где-то оно даст росток. Все не без пользы. Но лучше, конечно, посев новых зерен производить более тщательно, то есть отсылать принятые и утвержденные сознанием мысли в хранилище памяти с более четкой печатью воли и осознания. Мысли, не получившие утверждения сознания или даже неодобрения при неизбежном возвращении их, уже возросших, в поле сознания, в действии себя не уявят, но одобренные дадут следствие. Контроль над ними поэтому и необходим. Слишком уж много сора попадает в память, засоряя будущее. Все рефлекторные действия человека вызываются подобными мыслями, утвержденными и привитыми духом, хорошими либо плохими, но порождающими созвучные им действия. Нет ничего более разрушительного для человека, нежели рефлекторная деятельность – физическая, астральная и ментальная. Она возникает и может уявляться лишь при отсутствии контроля. Но говорилось о бодрствовании постоянном, о дозоре, о настороженности. На вечном дозоре пребывает Архат. Нет ни одного действия рефлекторного, автоматического. Лунное наследие изжито, и проявления его прекращены. Стоящий на страже своего микрокосмоса дух не допускает в него элементов, не созвучных с достигнутой им ступенью, и контролирует каждый рефлекс мысли. Астрал, враг древний, живет именно рефлексами и не хочет контроля и вмешательства воли. И лунную сущность свою он уявляет в утверждении прошлых накоплений и, порою, далекого, далекого прошлого. Путь можно ускорить, обратив особое внимание на эту сторону внутренней жизни, ибо астрал быть должен обуздан и подчинен воле.
Взяв – попустительство,
потворство –
в костёр астралу
новых дров,
и зависть там,
и раздраженье,
и страх, и беспокойство
вновь.
И вновь, и вновь –
он хочет больше,
довольство –
может быть на миг,
и бег у самости,
вращенье,
где нетерпения
язык.
И лижет пламя,
и сжигает,
«Отвергнись от себя» –
Завет в веках,
и в подчиненье –
самость воле,
и к накопленью –
чистый нрав.
Прообразы человеческих мыслей являются прообразами их действий. Даже действия автоматические и рефлекторные обусловлены рядом мыслей, предшествовавших им. Так же и течение эволюции в своем основном направлении идет по каналам, ведущим к утверждению в жизни образов, вырубленных Нами в пространстве в сияющем веществе стихийной материи. Этот принцип воплощения тонкого в плотные формы проходит сверху донизу по лестнице жизни. Применим он и в жизни людей. Можно мыслью своей прорывать каналы в пространстве для будущих действий или тех или иных сочетаний внешних условий. Или они будут течь автоматически под воздействием нецелеустремленных мыслей, или же выливаться в формы, созданные сознательно с целью получения совершенно определенных результатов, намеченных волею человека. Не думают люди о могуществе мысли своей, хотя и пользуются ею ежесекундно. Из области автоматизма, рефлекторности и бессознательности выводит свою мысль ученик в область сознательного и волевого ее применения в жизни. Течение жизни своей может он мыслью направить и не только своей, но и близких своих, своего коллектива или общества, в котором живет, страны и народа. Творческой мыслью вождя движим народ в эволюцию. Истинный вождь народный чует течение эволюции и, зная законы ее, устремляет развитие страны по правильному направлению. Ведущую роль выполняют идеи. Поддержанные коллективом целого народа, они особенно мощны: в них тонут противодействия отдельных людей и даже их множеств, если мысль ведущего коллектива или народа особенно сильна.
Придет время, когда мощью коллективной мысли целого народа, спаянного единым устремлением, будут пользоваться сознательно и во благо. Ведь эта сила может управить и стихиями. Много надежд возлагают на механические средства и приемы в деле преобразования природы, но когда это войдет в сочетание с применением силы мысли общенародной, результаты будут поразительные. Если две объединенные ауры могут творить чудеса, то что же могут творить объединенные ауры миллионов! Вот почему единение столь необходимо. Чем выше ступень объединения и чем выше его потолок, тем сильнее и воздействие. В древних писаниях имеете примеры того, как уклонение народа от следования и исполнения Божией воли, то есть законов природы и законов эволюции, навлекало на него стихийные бедствия, зло эпидемий и всякие болезни. Это действовала мысль этих людей, устремленная к нарушению космических законов развития человеческого общества. И результаты движения против эволюции были разрушительны.
Если же коллективная мысль направляется сознательно во благо, в полной гармонии с требованиями эволюции, а следовательно, и Космическими Законами и Космической Волей, то созидательная или строительная мощь этого направления непреложно оявит свои плодоносные следствия. Эволюция человечества движется мыслью. Психотехника этого движения массами еще не осознается. Но когда-то осознают ее, и тогда продвижение в будущее, в котором заключается все, будет стремительным. Человек есть часть целого, часть Космоса, часть мира, в котором живет, часть коллектива, в котором находится. Сам по себе он ничто. Без коллектива человеческого невозможна эволюция человека. Потому, как в большом, так и в малом. И в микрокосме своем и в жизни своей может применять человек силу мысли ведущей. И когда этого достигнет сперва один, потом два, потом множество, тогда мощь мыслей ведущих познают, тогда можно будет начать действовать уже мыслью целого коллектива. Это происходит в какой-то степени и сейчас, но нет полного осознания огненной силы мысли творящей. Но время это придет. Законы тонких энергий изучаемы будут в приложении к жизни.
Себя соблюдешь – до цели дойдешь. Распущенность, слабоволие, попустительство, разнузданность, несдержанность – враги продвижения. Форма выражения себя, созданная воображением и утвержденная волей, будет теми рамками духа, в которых проявляется активность его в жизни текущего дня. Один день можно провести в созвучии с волей Владыки. Зачем давать себе трудные задания? Именно в сумерках обычного дня соблюдается установленная воображением форма. Не слишком ли много говорил? Не терял ли равновесия по пустякам? Не раздражался ли, подчиняясь своеволию астрала? Не совершал ли действий, движений и поступков помимо контроля воли? И был ли контроль постоянным и постоянным дозор? В сумерках духа на действия малые гаснут огни. В огнях духа запись утром ведется, и если вечером при перечитывании тускнеет она и теряет утренние краски, то не потому ли, что день проведен без соблюдения в форме, без удержания себя на уровне должном.
Ослабить узду духа нельзя ни на миг. Астрал своевольный тотчас же возьмет ее в руки, и уже он, неуемный и ярый, будет понукать сознанием и владеть чувствами. И не надо совершать никаких героических поступков, нужно лишь только держать на узде свои чувства и мысли под постоянным контролем. Сутратма, актер, действует – Безмолвно Смотрящий контролирует его действия. Игра на сцене жизни идет по заранее намеченной программе и в заданном тоне. Рефлекторность и автоматизм, враги эволюции духа, исключаются совершенно. Астрал – вместилище рефлекторной деятельности сознания. Новая, будущая форма уявления себя в жизни, будущая ступень сознания включает в себя то, чего не было раньше, новое, утверждаемое сознательно волей. А астрал привык жить и действовать по-старому, как раньше. Отсюда столкновение и борьба между рефлекторностью привычных поступков и действий и сознательным приказом воли, принявшей новую форму выражения духа. Двигаться вперед в будущее по старым колеям – это значит оставаться прежним. Лунная рефлекторность астрала – наследие прошлого. Животное живет рефлексами. Животное начало в себе подчиняется воле восставшего духа. Но так как на оформление астрала потребовались миллионы лет медленной эволюции, то и борьба с ним требует много времени и сил. Астральная оболочка была нужна в процессе эволюции человека для того, чтобы через нее могло быть оформлено тонкое тело. Астрал выполнил свое назначение. Астрал больше не нужен. Но он так долго владычествовал над сознанием человека, что никогда не откажется от власти без жестокой борьбы. Взять его можно измором, то есть постоянством контроля над ним, когда серебряная узда духа надевается на все чувства ученика. Все мысли и чувства, поступки и жесты под неусыпный контроль духа. Это и будет задачей текущего часа.
В земном внешним фоном
нам формы даны, –
радости, крики,
и стоны пройти, –
всё испытаньем,
уроком пути;
видимость зрим здесь,
иллюзий кино.
Мир в искаженьях,
со слов волокно –
всполохом частностей,
Суть увело.
Знать невозможно –
что в Тонком прошло,
Плотного стенки
застили его.
Что дух наш начал –
нам здесь не видать,
явленность в очи –
во внешнем предстать.
Высшему верить,
и в сердце нести, –
будет победа
над кармой в пути.
Рефлекторная деятельность сознания, будучи лунным наследием прошлого, тесно связана с автоматической активностью астрала. Астрал, не подчиненный воле и необузданный, – враг эволюции духа. Это с одной стороны. Но с другой, рефлекторность и автоматизм могут яро служить продвижению, если используются целесообразно, то есть если внедряемые в сознание привычки соизмеримы с конечной целью. Так, например, привычка каждодневного Общения, ставшая ритмом, понесет человека в будущее словно на крыльях; или привычка прежде подумать и взвесить каждое слово, а потом уже его произнести. Таким образом импульсы, рефлексы и автоматические действия можно взять под контроль и сознательно насаждать такие, которые будут в созвучии с избранным путем в Беспредельность. Привычные действия могут все стать действиями светоносными и их автоматизм сияющим. Светлый дух из сокровища сердца по привычке уже будет выносить свет и добро, подобно тому, как змий по внедренной привычке выносит лишь злое. В автоматизме действий, поступков и мыслей выявляется скрытая сущность человека, добрая или злая, в зависимости от прежних посевов. Овладение лунным наследием – ступень, которую надо неизбежно победно пройти. Даже и контроль над собою можно сделать привычным, равно как и постоянный дозор. Неотступностью мысли и устремления создается постоянство качеств привычных и вросших в сознание прочно. Если даже рефлекторность действий и автоматизм сознания можно обратить на пользу и ими управить, то пользу извлечь и на пользу обратить можно каждое противное явление. Все Обращаю на пользу. Учитесь и вы поступать так же. Мне подражая, идете тропою Моей. То, что достигнуто Мною, достигнуто будет и вами. Время зависит от вас. Но, Ручаюсь, дойдете, если со Мной.
Следует ясно понять, что Космическая Материя лишена зла, но что образы злые, насыщенные отрицательными энергиями человека, создает уже он своей злою волей. Этими темными порождениями насыщена аура Земли, насыщены низшие слои астрального мира, насыщены ауры человеческие. Сами по себе краски художника в известном смысле нейтральны, но полотно, вышедшее из-под кисти его, может уже нести на себе печать добра или зла. Так же одна и та же энергия толкает человека пожертвовать жизнью своей для другого, или же, наоборот, погубить человека ради спасения собственной жизни. Психическая энергия нейтральна. Печать Света и тьмы накладывает на нее человек. И ответственность его потому велика за все, на что он налагает глиф зла.
Давно уже сказано, что оскверняет человека не то, что входит в него, но что выходит. Именно реакция на внешнее воздействие важна, каково бы ни было это воздействие. Если злая стрела, ауры коснувшись, не вызовет злобы в ответ, то все зло злой стрелы и останется с пославшим ее. Она может вызвать боль – не это страшно, но страшно на вибрации зла злом отвечать, тьму утверждая в себе вместо Света. Потому-то и указуется хранить спокойствие и равновесие, не поддаваясь старательным усилиям темных породить в сердце тьму и заставить сознание зазвучать на волну зла с нею согласно и в унисон. Если на злобу отвечать злобой, на раздражение – раздражением, на пугание – страхом или на что-либо низкое – низким, то означать это будет подчинение внешним воздействиям и рабство у них. Если же волну этих воздействий встретить спокойно и не ответствовать на нее вовсе или же отвечать на волне, тонус которой прямо противоположен волне воздействующей, то это уже будет свободой от темных воздействий, и это уже будет победой. Но только тогда, когда внешнее воздействие не вызывает никакой реакции, когда на него сознание не отвечает никак, тогда и только тогда утверждается явление равновесия духа.
Не реагировать никак – условие уявления этого равновесия. Да! Это трудно, очень трудно по-человечески, но мощь равновесия утверждена может быть только так. И жизнь, этот прекрасный учитель, дает много возможностей на каждом шагу упражнять себя в этом. Даже на механическую улыбку трудно не отвечать улыбкой, до чего силен в человеке паяц, а может быть, даже и не паяц, а обезьяна. И тут рефлекторность мешает. Рефлекторность поступков и мыслей, паяц, обезьяна и еще попугай – все это спутники низшего «я» в человеке. На злобу рефлекс будет злобным. Наследие лунное надо изжить.
В Мире Тонком, как и в земном, каждому действию предпосылается сознательная или бессознательная мысль, то есть действие обуславливается мыслью. При утвержденном контроле над мыслью и действия будут контролироваться. Неподготовленное к условиям Тонкого Мира сознание явит ряд хаотичных действий, большинство из которых будет действиями рефлекторными. Наглядными примерами рефлексов будут привычки. Привычки переносятся и в тот мир, особенно привычки мысленные и эмоциональные. Если человек привык раздражаться всю жизнь и унес с собою достаточный запас империла, раздражение будет сопутствовать ему и в Мире Надземном. Как наверху, так и внизу; как здесь, так и там. Привычки – это цепи развоплотившегося духа. Но цепями не будут привычная молитва или ритм Общения с Учителем. Привычка привычке рознь. Привычка мыслить красиво и ясносияюще будет крыльями духа, но не цепями. Следовательно, ряд светлых действий привычных будет содействовать возвышению духа, но не цепями, удерживающими его в низших слоях.
О надземном пребывании следует думать определенно и четко и наметить себе линию своего поведения. Прежде чем сделать что-либо, человек должен подумать, то есть предпослать действию мысль. Если действие автоматично, мысль такому действию была уже предпослана когда-то в прошлом. Таким образом и рефлекторные действия в Тонком Мире и действия сознательно-волевые можно устремить в одно русло правильного действия. Так называемая праведная жизнь намечает такое русло правильных действий в Мире Надземном. Когда все действия на Земле под контролем и все действия правильны, то и линия поведения в Тонком Мире будет тоже линией правильного поведения. Поэтому постоянный дозор сознания над всем, что творит человек внутри и вне себя, ручательством будет условий его надземного существования. Каждая победа над собою расцветет своим цветом, каждое попустительство и распущенность, каждое потворство и слабость – своим. Никуда от себя не уйти и не уйти от следствий своих поступков и мыслей, ибо кристаллы отложенных в микрокосме человека энергий обусловят действия и рефлексы его, когда он освободится от тела. Надземное состояние духа – состояние справедливое.
Каждый имеет то и тем живет, что создал и создавал сам для себя в течение своей земной жизни. Все приносит свои плоды и следствия по роду заложенных в каждом причин. Правильно назвать мир плотный миром причинности, следствия которой ярко и полно расцветут в Мире Тонком. Можно подумать, и чем чаще, тем лучше, а какие последствия данного действия, поступка, эмоции или мысли дадут они в Мире Надземном. Причины и следствия связаны прямой нитью, ибо являются противоположными концами, или полюсами, вещи единой. Причина и следствие есть одно целое, неделимое, и расчлененное и разделенное только в скорченном сознании воплощенных слепышей. Для Нас все есть лишь следствия Нами рожденных причин. Нам подражая и учитывая, то есть стремясь видеть духовным оком следствия своих действий, освобождаете себя от незнания своей будущей судьбы и условий надземного пребывания. Если для Нас все есть лишь следствия, которые Мы Знаем, то все есть только лишь следствия и для вас. Хотим Научить вас предвидеть и знать все эти следствия в будущем вашем на основании понимания и анализа ваших действий, поступков и чувств в настоящем.
Человек – творец своей кармы. Карма творится волей. Воля свободна. Свобода выбора обеспечена человеку всегда. Следовательно, условия существования духа в Тонком Мире можно определить собственной волей и можно их знать и предвидеть на основании знания и анализа их порождающих ныне причин. Только невежество может служить основою убеждения, что человек – игрушка судьбы, и как бы освобождать его от ответственности за каждое слово, за каждое чувство, за каждую мысль. Но каждое из них есть причина, семя, зерно, яро и непреложно приносящее следствия в точном соответствии с природой причины. От ответственности не уйти, независимо от того, знает об этом человек или нет. Незнание закона не освобождает дух от следствий его нарушения. Мысль зла, порожденная злобным сердцем, даст свой плод, не считаясь с тем, признает ли это сознание, породившее зло, или же отрицает. Таким образом, настоящее человека на Земле в плотном теле есть поле творимых его волей причин, результаты которых скажутся в Мире Надземном. Можно помыслить о том, что создаем себе ныне в Надземном делами своими каждого дня на Земле и мыслями, стоящими за этими делами, и чувствами, окрашивающими каждое. Там мыслить об этом будет уже поздно, там придется исчерпывать на себе следствия собой порожденных энергий.
Объятья Тонкий Мир
раскроет, –
по осознанью
всё дано,
и впечатления –
различны,
чрез лучи ауры
пришло.
В земном – чрез цвет
мы смотрим аур,
чрез мудрость духа,
опыт свой –
несём в согласии ли
с миром,
или наш взгляд
совсем другой.
Все относительны
сужденья,
а опыт, знания –
свои,
и мыслесфера
с многолетья,
от ума, сердца
в тон вошли.
И мы –
лады перебираем,
и в Тонком Мире,
и в ином –
чрез многоцветие
вбираем,
кристалл где Чаши
отражён.
Несём в груди –
своё богатство,
тысячелетья
п о з а д и,
и от земного
чем свободней –
тем ближе –
к Истине взошли.
Кто же и что же путь облегчит, когда станет трудно невыносимо? Мысль, только мысль. Решение в мысли ищите. В ней – все. Она творит, она создает, она ведет, она же к цели приводит. Человек – это врожденный мыслитель. Только не знает о том, что дано ему в руки, чтобы овладеть достоянием своим. Осознание есть почти уже овладение. Надо знать, прежде чем мочь. Углубим это понимание, добавив: надо осознать, прежде чем овладеть, а потом уже смочь. Итак, в основание всего полагается мысль, Великий Аум дает решение жизни. Его произнося, следует помнить об Основе, которая утверждается звучанием этого слова. Надо отделить мысль от привязанности ее к окружающему и от зависимости от него. Сознание человека – это лаборатория для всех ощущений, но творят ощущения мысли.
Мысль рефлекторная вызывает ощущения автоматически, без вмешательства воли, но воля творится мыслью, следовательно, в основании ощущений заложена мысль. Надо осознать, что все процессы сознания связаны с мыслью, которая является рычагом для всего, что в нем происходит. Воля творится мыслью, а мысль порождается волей – колесо сотрудничества. Гармония взаимодействия воли и мысли утверждает путь неуклонного восхождения. Если воля хочет одного, а мысль – другого, получается диссонанс разрушительный, и продвижение приостанавливается. Ясная цель, к которой устремлен дух, помогает координировать энергии воли и мысли. Но это возможно тогда, когда цель постоянно перед глазами и о ней не забывается ни на минуту. Хорошо, когда Образ Ведущего утвержден в третьем глазу – это будет как бы стабилизацией постоянства цели, ибо в Ведущем сосредоточено все, Альфа и Омега всех достижений. Забвение цели уводит от нее в сторону. Может быть, и не отклонился бы от нее к ней идущий, но столько глаз злобных вокруг смотрит из Тонкого Мира, чтобы пресечь путь, пользуясь каждой возможностью. Вот почему Указуется недреманный дозор и бодрствование сознания.
Нельзя успокоиться ни на мгновение, нельзя сложить оружие, нельзя забыть, что живем, как на вулкане, в постоянной опасности. Только таким сознанием можно пройти и не задержаться. Много ловушек расставлено в стороне от дороги темной рукой. Цель каждой – вовлечь в нее сознание и крышку захлопнуть. Круг безысходности – дело рук темных. Следует помнить, что выход есть всегда, что никакая темная сила не может его заслонить, что выход этот – к Владыке, в сознании, что никто и ничто не может от Него отделить. Так, мысль о Владыке есть прямое движение к Свету. Кто же и что же может путь облегчить и пробить все преграды, когда темные замкнут круг свой. Я Говорю, Я Утверждаю – мысль. Ибо, что бы ни творилось вокруг, мысль всегда в распоряжении человека, и от мысли сознание не может ничто отделить. Итак, решение всего в мысли, непреклонно и твердо устремленной ко Мне.
Если все свои действия примерять к будущему, и особенно к будущему далекому, захватывающему цепь будущих воплощений, то они приобретут совершенно иную окраску. И тогда каждое действие, творимое сознательно, явится намеренно и планомерно закладываемой причиной будущих следствий. Для Владык все будущее – лишь следствие Ими творимых причин. Им подражая и следуя Их же путем, можем и мы в корне переродить природу своих действий. Действиям рефлекторным, действиям бессознательным, действиям необузданным, импульсивным места уже не будет. И тогда можно еще более приблизиться к ступени овладения своими оболочками. Ведь для сознательного проявления и деятельности в них, на соответствующих им планах, нужна над ними полная власть и полное подчинение их воле. Это овладение не может прийти в одночасье. И желание не есть еще овладение, но прийти к нему все же возможно. Тот, Кто Ведет, путь Намечает и возможности Дает, но их, не отбросив, принять и использовать полностью можно лишь только своими собственными усилиями и своими действиями, направленными неуклонно и без колебаний все к той же единой цели. Цель эта поставлена четко – Архат. Много силы, упорства и несломимой настойчивости надо явить, чтобы цели этой достигнуть.
Небольшое размышление покажет, что внутреннее состояние сознания обуславливает отношение к внешним условиям жизни. Если оно хорошо, то и внешнее кажется не таким уж плохим и, во всяком случае, не отягощающим духа, но когда внутри неблагополучно, то даже и при счастливых внешних сочетаниях кажется, что все нехорошо. Таким образом, мерой вещей остается сознание. Мало понять эту независимость духа от обстоятельств внешнего мира, надо еще приложить это понимание к жизни, то есть утвердить свою свободу от влияний плотного мира. Когда человек вопреки всему утверждает радость – это уже шаг к внутренней свободе. Стремление человека тотчас же реагировать на воздействия окружающего следует учиться пресекать в самом начале и стараться не реагировать на них никак. Сознательное, волевое, напряженно-спокойное отсутствие реакции – явление столь необычное, что действует оно на людей чрезвычайно сильно. По этому воздействию можно судить, какую силу внутреннего огня порождает эта рождающаяся внутри свобода духа от власти над ним обстоятельств.
В лаборатории человеческого микрокосма усилием воли можно порождать любое ощущение, любое чувство, любую реакцию, если сосредоточиться на них достаточно долго и сильно. Яркое и долгое представление в воображении желаемой реакции даст ожидаемый результат. Только эта реакция не будет автоматической и непроизвольной, но сознательной и волевой. Лунную жизнь можно дожить, если уничтожить рефлекторность реакций сознания на воздействие внешнего мира. Говорится не об уничтожении реакций, но об уничтожении их рефлекторного характера. Как только воля вторгается в рефлекс, становится он уже не автоматическим и бессознательным ответом сознания на вибрации, идущие извне, но действием сознательно-волевым. Марионетки тоже производят различные действия, но воли они лишены. Потому везде и всегда, во всех условиях и при всех обстоятельствах заменяется рефлекторность поведения волевой, то есть устанавливается состояние непрерываемого бодрствования духа или постоянный дозор. О дозорном состоянии сказано достаточно много, и все же не понимается насущность его. Можно даже утвердить привычку считать до семи, прежде чем отвечать сперва на людские слова, действия и поступки, а потом и на все, происходящее в собственном сознании, а главное на то, что от него или из него исходит, ибо ответственен человек за все, что идет от него.
Будущее оформляется мыслью. Даже каждому обычному действию и даже движению предпосылается мысль. Конечно, говорится о действиях и движениях сознательных. Рефлекторные действия сюда не относятся. Им тоже была предпослана мысль, но не в данный момент, а в прошлом. Для Йога прошлое сожжено, и потому явление рефлекторности пресекается сознательно. Оболочки приучаются реагировать на все как бы заново, в согласии с достигнутой ступенью сознания, которой уже не соответствуют прошлые нормы поведения. Например: раньше человек требовал от себя известной линии поведения перед людьми, теперь же – перед ликом пространства. Поступая наедине идущий ко Мне показывает знание основ. И разделяет тогда себя человек на три части: первая – это та, чем он раньше был, вторая – та, что он представляет собою в настоящий момент, и третья то, чем должен он стать в будущем. Первая – область рефлексов, вторая – сознательного контроля и третья – четкое оформление того идеала, который быть должен достигнут. Вторая и третья объединяются в том, что контроль распространяется на возможно более полное слияние оформленного идеала будущего с настоящим, так чтобы это будущее выражалось уже сейчас, в данный момент, по возможности более полно.
Чем ярче, сильнее, точнее и законченнее идеал, тем легче воплощение его в настоящем. Можно даже уделять особое время процессу этого оформления; и если в этот процесс вводится ритм, неуклонный и ненарушимый, то осуществление будущего в настоящем становится уложением дня. Этим путем скорее можно достигнуть преображения ветхого человека в себе, нежели надеждой на внезапное озарение. Ведь для последнего нужны накопления, а они приобретаются именно ритмом и, притом, сознательно, а не стихийно. Чтобы количество перешло в качество, нужны прошлые накопления. Йог эволюцию своего духа сознательно берет в свои руки. Тот, кто ведет себя сам, не нуждается в надсмотрщике. Учитель не надсмотрщик, но Тот, Кто Может подать лучший совет. Путь продолжается вместе. В каждой научной книге отражен опыт всех, кто работал, быть может, в течение долгих веков, по данному вопросу. И было бы весьма нецелесообразно начинать все сначала, не используя прошлых накоплений человечества. Точно так же и Учитель в нужный момент подаст свой Совет там, где потребовались бы долгие годы на получение опытного знания. Представьте себе, что было бы, если бы вместо того, чтобы воспользоваться готовой энциклопедией, каждый сам начал составлять свою бы. Учитель – это живая энциклопедия духовного знания и опытных накоплений, собранных в течение тысячелетий. На Указы и Помощь Его можно всегда полагаться.
Думали ли вы о том, что однажды помысленное и принятое в сознание остается там до тех пор, пока не будет удалено оттуда сознательно. Этот багаж является причиною рефлекторных явлений, и он же в значительной степени обуславливает подробности внеплотного состояния. Часто человек поступает не так, как хочет, и делает то, чего не думает. Почему? Или под действием со стороны или под влиянием силы рефлекса. Рефлексы мыслительные нежелательны именно по этой причине. Конечно, автоматизм действий освобождает сознание от излишнего напряжения, как, например, при игре на фортепиано или других инструментах или при привычной работе, но опасность рефлекторных действий не в этом, а в том, что явления отрицательные, угнездившиеся в сознании, там живут и воздействуют на человека до тех пор, пока сознательно не вырваны с корнем. Для того и нужен контроль, чтобы не уподобиться безвольной марионетке, все движения которой зависят от воздействия со стороны. Если импульс идет из глубины сознания и противоречит моральному уровню человека, вред его от этого не уменьшается. Безразлично, под своими или чужими влияниями находится сознание, если контроль не утвержден. Такое сознание похоже на щепку в потоке – несет его по воле волн, или ладью без руля. Рефлекторность вредна именно своими следствиями. Когда человек хочет что-то делать или поступает не так, как хочет, то причина в рефлексах, если не было нажима со стороны. Отсутствие контроля может привести даже к одержанию.
Как уравновесить сладчайшее и горчайшее? Только в сознании. Только сознание может стать центром уравновешивания противоположностей. С одной стороны – крайности полюсов, с другой – без светотени не будет проявления. Даже фотопленка не даст изображения. Дело не в противоположностях, а в том, какая пара из них допускается в фокус сознания. Пока в мире земном без противоположения Света и тени не может быть жизни. Есть сферы в Надземном, сферы уявления Света, где теней уже нет. Но в мире плотном такое положение невозможно. Но зато оно и дает преимущество сознательного выбора между Светом и тьмою, чтобы потом, в Мире Надземном, где разделение Света и тьмы отмечено резкою гранью, дух мог пребывать в той из них, которая соответствует сущности его природы и устремлений. Выбирать можно здесь, на Земле, там придется иметь дело только со следствиями сделанного выбора. Раньше это положение отличалось начертанием: «Оставь надежду, входящий сюда». Теперь можно сказать: «Знай, входящий, что входишь в сферу реализации всех твоих устремлений». Вот почему устремлению придается такое решающее значение. Ведь устремление порождается мыслью, а мысль в Тонком Мире ведет. Ведет она и на Земле, только из-за плотности сферы земной трудно видеть самодовлеющее значение мысли. Но даже чтобы руку поднять, надо предпослать этому движению мысль. Преддверие, явленное мыслью, необходимо в земных условиях. Есть, правда, действия бессмысленные, но даже и им предпосылается рефлекторная мысль, то есть мысль, не контролируемая волей и сознанием. В этом вся пагубность рефлекторного мышления. Лучше ошибка, но с соизволения воли, чем муть рефлекторной одури. Дозор указуется как метод борьбы с лунным наследием прошлого. Осознание ответственности за мысль – характерный признак бодрствующего сознания, бодрствуйте духом, ибо в бодрствовании этом залог победы над мыслью.
Неполезность некоторых накоплений или привычных действий часто себя уявляет во сне. По снам можно судить даже о моральном облике человека. Забытые мысли, но угнездившиеся где-то в глубинах памяти, вдруг выходят на авансцену, и человек действует в согласии с ними. Если мысль хороша, то вреда нет, но нечистые мысли побуждают к нечистым же действиям, и человек совершает во сне то, что в бодрствующем состоянии он бы не совершил. По вехам этих свершений можно установить те мысли, которые требуют очищения и освобождения от них. Можно дать себе в подсознание мысленный приказ, как действовать в подобных условиях в будущем, чтобы не оказаться снова во власти негожих мыслей даже во сне. Сонное состояние очень правдивое и искреннее, то есть в нем выявляют себя хотя и скрытые, но еще не изжитые свойства. Не устраненные при жизни в теле, они заявят о себе после, в условиях, когда борьба с ними будет уже много труднее, ибо в Тонком Мире обостряется и усугубляется все. Хорошо в воображении прорепетировать свое поведение в подлежащих изживанию случаях, чтобы действовать уже в согласии с линией поведения, утвержденною волей. Рефлекторная деятельность подлежит ликвидации. Во сне она особенно усиливается. Надо достичь такого состояния, когда общая направленность рефлексов, особенно ментального порядка, находилась бы в полном соответствии с достигнутой ступенью духа. Несоответствие родит разновесие. А разновесие есть антипод равновесия, этого высочайшего качества духа.
Друг Мой, узор каждой жизни остается в пространстве. Цепь многих жизней образует узор духа, неуничтожаемый, нестираемый и продолжающийся в будущее, в Беспредельность. Некоторые духи к нему доступ имеют, то есть в прошлое, за пределы данного воплощения. Погружение в глубины духа может вызвать в сознании ленту или отдельные картины давно прошедших событий. За исключением особых случаев нужды в этом нет, ибо человек, как таковой, есть результат прошлого, и в нем оно выражается явно в том, что он собою представляет в настоящем. Нет памяти о подробностях, но сущность ее зафиксирована во всем облике человека. Таким образом, человек – это кристаллизованное прошлое, проявляющееся в настоящем. К примеру, можно взять любую способность, любое свойство, любое качество воплощенного и увидеть в них накопление или конденсацию прежних усилий, достижений или попустительств и слабостей. Каждое качество и особенность человека, каждая черта его характера имеют прошлое, в котором они развивались, усиливались или ослаблялись, нарастали или уменьшались.
И мужество и трусливость есть следствие прошлого. Но обычно свойства характера растут стихийно, под воздействием внешних условий и без сознательного вмешательства воли. Это обычно. Но тот, кто необычность сделал девизом своим, может этот бессознательный процесс претворить в сознательный, то есть самостоятельно руководить ростом своего духа. Сущность его заключается в том, чтобы рефлекторные реакции на те или иные воздействия превратить в сознательные и утверждаемые волей. Кульминация рефлекторности проявляется в людях сумасшедших. Обычно они действуют по принятому ранее направлению без вмешательства сдерживающего начала воли. Рефлексы можно допускать только те, которые находятся в гармонии с тем основным направлением движения духа, которое соответствует установленной цели. Отсюда сдержанность, самоконтроль и постоянная дозорность сознания. Рефлекторность реагирует на все привычно. Сдержанная, сознательная, внутренняя огненная сила человека, которая всегда на дозоре, исключает явление рефлекторности. Рефлекторность – это лунное наследие прошлого.
Медиумизм – апофеоз рефлекторности, в то время как йогизм будет его антиподом. Вино и наркотики, лишая человека воли, погружают его в безволие рефлекторности и разрушают его интеллект. Развитию воли и борьбе с рефлекторностью можно посвятить целую книгу. Игра на пианино, скрипке или работа на пишущей машинке невозможна без рефлексов, установленных длительной тренировкой. Рефлексы можно сознательно поставить на службу человеческой воле. Говоря о лунном наследии, Имею в виду ту область рефлексов, которые, утверждаясь бессознательно или необдуманно, овладевают человеком вопреки его воле и здравому смыслу.
Спокойствие бывает трех видов: телесное, астральное и ментальное. Телесное спокойствие достигается полной неподвижностью тела. Установить ее очень трудно, даже на короткое время. Нервные движения особенно препятствуют этой неподвижности. Они вообще недопустимы, ибо указывают на отсутствие контроля над телом и на рефлекторный автоматизм – лунное наследие далекого прошлого. Нужно приучать себя хотя бы несколько минут в день проводить в полной неподвижности тела. Диапазон астрального беспокойства очень широк и колеблется от полного счастья и радости до отчаяния и слез. Астральная радость отлична от той радости духа, которую Мы Называем особой мудростью. Астральная радость преходяща и о малых земных вещах. Она носит личный характер и преисполнена самости. Астрал радуется сегодня, чтобы завтра плакать. Явления одного полюса неизбежно вызывают противоположные.
Ментальное состояние человека зависит от характера его мыслей. Но мысли можно контролировать, не допуская в сознание хаотичных, беспокойных, тревожащих мыслей. Мысль первее, потому контроль над мыслью обуславливает и контроль над астралом и телом физическим. Все три вида обладания оболочками ученик обязан явить. Конечно, это не легко и не просто. Требуются тренировка и большой навык. Неуемный астрал стремится вибрировать на все – в этом его жизнь. Он выводит из равновесия и тело, и мысли. Спокойствие и овладение собою любою ценой – вот основная задача ученика. Жизнь бьет по больному месту, чтобы окрепло оно и покрылось защитным покровом. Эти удары следует принимать как кующую броню духа. При этом страдания и боль за других простительны, ибо утончают сознание. Только каменное сердце не переживает, когда страдают вокруг, и особенно близкие. Но эта печаль будет в радость в конечном итоге. Утонченное сердце реагирует на боль мира, но стойко к своей. И все же спокойствие должно быть утверждено. Жизнь дает массу возможностей упражняться в спокойствии. И не тогда следует это делать, когда вокруг все тихо и хорошо, но когда окружающее полно беспокойства или когда начинается беснование тьмы. Мир, который выше человеческого разумения, нисходит при спокойствии духа.
Энергии духа хорошо направить на преображение самой сущности человека, чтобы сделать оболочки его светозарными. Какое широкое поле для действий, и все время, которое есть, будет в распоряжении воли. Так, день можно начать, дав себе задание на утверждение желаемого качества. Работа эта весьма трудоемкая, в то время как противодействие оболочек велико. Продвижение идет путем становления человека тем, кем он должен стать. Рефлекторность является наследием прошлого и тормозит эволюцию человека. Воля – антипод рефлекторности. Чем больше от животного состояния в человеке, тем ярче выражена рефлекторность. Контроль и постоянная настороженность – барьеры против рефлекторности, этого лунного наследия прошлого. Каждое мгновение, прежде чем действовать, необходимо запросить санкцию воли. Оболочки привыкли действовать по проторенным дорожкам, прорытым рефлексами. Воля пресекает рефлекс, накладывая на него свои решения. В этом отличие человека от животного. Сознание рефлекторное и сознание волевое различаются тем, что первое подчинено рефлексам, второе – свободно. День, проведенный в одури рефлекторной инертности, – потерянный день. День, проведенный в состоянии напряженной зоркости и контроля над собою, весьма плодоносен по своим следствиям. Особенно следствия эти значительны для посмертного состояния, когда волевая активность, идущая вразрез с рефлекторностью человеческих действий, не может проявиться с той же силой, как на Земле. Причина и следствие вытекают одно из другого автоматически, неся на себе печать рефлекторности явлений. Только огненная воля может вмешаться в этот поток, порождая причины по своему решению, не подчиненные рефлексам. Упражнения в этом очень полезны, ибо оболочки научаются подчиняться, а воля распоряжаться. Свободная воля – величайший атрибут духа.
Через овладение собою и через власть над собой приходит человек к власти над тем, над чем хочет он ее утвердить. Начинать и продолжать это утверждение можно во всяких условиях, ибо это процесс внутренний, который может идти независимо от того, что происходит вовне. Обычно человек – раб своих настроений. Настроения меняются самотеком, который имеет явно выраженный рефлекторный характер. Человек просто подчиняется воздействиям или со стороны людей, или пространства, или своих собственных рефлексов. Но в это течение может вмешаться его воля. Можно, отложив в сторону любое настроение, создать свое собственное, прямо противоположное данному, независимое от него и построенное творческим воображением и волей. Мир, который выше обычного разумения, извне не придет. Он придет изнутри, из глубин духа. Но его надо призвать, его надо оформить в сознании силой воображения, и притом не считаясь ни с настроениями окружающих, ни с чем бы то ни было идущим со стороны. Сумасшедшие могут жить своими собственными настроениями и эмоциями, вне зависимости от окружающего.
Неужели здоровый, нормальный человек, призвав свою волю и желание, не может оградиться от отрицательных или темных воздействий. Внутренний мир человека – его царство. В нем может он распоряжаться свободно, если поймет, что высшая власть в этом царстве принадлежит нераздельно ему. Хочет призвать мир – утвердит мир, хочет спокойствия – утвердит спокойствие, хочет радости – утвердит радость. В рефлекторное течение своих настроений он вносит волевую струю, направляя их усилием воли. Быть флюгером для чужих ветров не приличествует победителю. Ветер будет пусть свой, созданный его собственной волей. Обычные люди обычно живут, сознательно или бессознательно подчиняясь или собственным рефлексам, или воздействиям, оказываемым на них отовсюду. И никто не думаете том, чтобы, хотя бы внутри себя, в своем собственном микромире, утвердить власть над собою. Как же поддерживать равновесие, если воли своей не призвать к действию? Как же не стать базарной заводною куклой, которую каждый может дергать за ниточки рефлексов, если воли своей над ними не утвердить? Человек – владыка своей мощи. Власть дана ему над всякою плотью, то есть материей, от начала времен. Но ведь в право наследства, космического наследства, надо вступить, и в нем утвердиться, и сделать это сознательно, зная, что это космическое право неотъемлемо. Лучше все потерять, но приобрести это право, чем весь мир приобрести, его, то есть космическое это право свое, утеряв. Многие ищут какие-то другие пути к этой власти. Многие хотят найти ее в магии, в каких-то таинственных формулах тайного знания, многие хотят получить ее от кого-то, многие во власти земной ищут решение этого вопроса. Но путь к могуществу духа лежит только через себя, ибо человек, сам человек, со всем его изумительным внутренним миром, и есть этот путь. Формула достижения могущества духа остается все той же, и формула эта гласит: «Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить».
Мысль дневную – ставить стражей,
когда мы сон хотим призвать,
и она будет – оберёгом,
ей – в изголовии стоять.
Мысли изгнать из дня – суетны,
к Высокому – взор устремив,
и будет дух – в Далёкой Дали,
и в сердце – светлый вам мотив.
В тех или иных условиях человек действует согласно тому, как его научили или сам себя он научил, или на основании ранее полученного опыта и размышлений. В одних и тех же условиях храбрый и трус, подвижник и обыватель, философ и дикарь будут действовать соответственно своему умственному состоянию и природе. Размышляя о том, что надо делать, каждый призовет свой жизненный опыт и накопления. После освобождения от тела происходит тот же процесс, с тою лишь разницей, что мышление, творчество и действия человека потекут по направлениям явлений, которые были наиболее яркими и звучащими для него при жизни земной. Все же прочее отступит и забудется им. Поэтому очень важно, выяснив эти лейтмотивы земной жизни сознания, выбрать из них все положительные и нужные для восхождения и еще более утвердить их, а все прочее, и особенно препятствующее или влекущее вниз, отбросить, разрушив их привлекательность. Сделать это надо, пока здесь, на Земле. Там будет поздно, ибо воронки вихрей астральных могут втянуть в себя дух, язвы которого не изжиты на Земле. Придется волею изменить отношение ко многим вещам, чтобы не оказалось оно устремляющим в низшие слои астрала. Для этого необходимо овладеть своими чувствами и страстями. Серебряная узда духа должна быть наложена на них. Они должны быть безоговорочно подчинены воле. Воля, владеющая чувствами на Земле, будет владеть ими и в Надземном.
Опасность в том, что чувства подавленные, но неизжитые могут поднять и поднимут свои головы, и там, где обостряется все, борьба с ними может оказаться не по плечу. Придется отчитываться за все, за каждую принятую в сознание мысль, если она не от Света. Этот отчет будет заключаться в том, что, когда мысли-спутники встретят развоплощенного у Порога, охраняющего вход выше, каждую мысль придется или принять и с нею остаться, или отбросить ее, то есть потушить ее магнитно-притягательную силу, влекущую ее породителя в созвучные этой мысли слои. Ведь в том мире все движется мыслью, и мысль приобретает особую реальность и власть над человеком, если он не научился мыслью владеть. В Тонком Мире жизнь идет своим чередом: кто-то там курит, кто-то сумрачно и одиноко сидит, как делал это он на Земле, кто-то пилит дрова, кто-то ходит туда-сюда и обсуждает различные планы каких-то заводов, предприятий, кто-то сидит в чистой, уютной, красивой комнате, украшенной цветами, и живет еще в том году, когда он умер, кто-то преследует вас и хочет догнать на Земле. Всего не перескажешь, но эти наблюдения дают богатый материал для размышления и понимания того, что от земного уровня сознания и его накоплений очень зависит состояние развоплощенных. Ведь многие там спят. И живые во время земного сна, и мертвые, оставившие плотное тело вследствие смерти, могут там находиться в полном состоянии бессознательности. Цель ученика – достигнуть ступени непрерываемого сознания. Этого достичь нелегко и непросто. Много труда и усилий надо приложить, чтобы победить бессознательность. Необходима упорная борьба с рефлекторным мышлением и рефлекторными действиями, прежде чем утвердить власть над собою. Рефлекторное мышление ведет к бессознательности. Оно является лунным наследием прошлого.
Рефлекторное мышление, область подсознательного и мышление дедуктивное связаны очень. В этой сфере как бы закристаллизована прошлая воля человека, выявляющаяся в его привычках, склонностях и тенденциях эмоциональных. Если человека лишить сознания и предоставить ему полную свободу действий, его лунная рефлекторная сущность выявится в полной мере. Но владыкой над ней является сам человек. Это область, где он может распоряжаться и утверждать возросшею волей и расширенным огненным сознанием то, что соответствует новой ступени его понимания вещей. От ученика требуется утверждение власти над собою, над прошлым своим, стремящимся проявить себя в настоящем и часто в желаниях и устремлениях, уже противоречащих новой ступени, достигнутой им. Чтобы дальше идти, надо себя победить, себя того, каким был человек когда-то.
Недостойное поведение или мышление вызывается обычно непониманием значения поступков и мыслей для будущего. На будущее человека влияют и те и другие и формируют его. Каждый хотел бы иметь светлое будущее, но творить его сознательно не хватает ни сил, ни желания. Силы надо найти, а желание утвердить. Сперва надо убрать сор, взять все поступки и действия под контроль и прежде всего мысли, не допуская рефлекторности ни в тех ни в других. Когда человек сперва автоматически реагирует на что-то мыслями, чувствами или поступками, он уявляет бесконтрольную лунную рефлекторность, разрушительную для огненного сознания. Силы надо во имя будущего найти, чтобы твердо взять судьбу свою в свои руки, установив суровый контроль над мыслью, а потом уже, как следствие этого, и над поведением и поступками.
Дисциплина духа накладывается на чувства ученика. Касается она как физического, так и тонкого и ментального тел. Все оболочки привыкли вибрировать на свой лад, и каждая так, как ее научили или как научила жизнь. В это своеволие оболочек вносится элемент воли, указующей, как именно должны реагировать они на все, что поступает в их сферу. Если воля не вмешивается, они вибрируют на все воздействия автоматически, привычным образом. Этот автоматизм, или рефлекторность, действий недопустим в продвинувшемся ученике. Упомянутый дозор распространяется также и на то, чтобы не допускать этой автоматичности. Она хороша, если, скажем, человек привык встречать удары судьбы в равновесии полном или никогда не допускать раздражения. Но это уже качества духа, когда-то сознательно утвержденные волей. Не о них речь. Речь идет о бесконтрольных, своевольных, нежелательных движениях в оболочках, которые властвуют над человеком, нарушают его равновесие и отемняют светоносные излучения его ауры.
Рефлекторность является лунным наследием человека, утвержденным когда-то давно. Оно проявляется и в приобретенных вредных привычках, таких, как, например, курение, пьянство, наркомания и многие другие. Подобные привычки – это наросты на духе. В том или ином виде под гнетом всевозможных привычек живет большинство воплощенных. Для человека привычка есть мясо создает помехи при формировании тонкого тела. Нежелательно также отягощение желудка любой пищей. От многих привычек приходится отказываться ученику на пути следования за Учителем. Очень пагубны привычки к вещам. Очень тягостный отрыв от таких привычек после освобождения от тела. Да и при земной жизни такие привычки гнетут. И очень печально, если этот гнет незаметен для угнетаемого сознания. Потому лучше не привязываться ни к чему, чтобы не было жалко ни с чем расставаться. Привычки пагубного мышления еще более опасны и вредны, от них освобождаться труднее всего. Но нарождающаяся и крепнущая воля ученика постепенно начинает брать бразды правления в свои руки и овладевать всем, что мешает продвижению духа. Рождение воли есть славная страница в жизни ученика.
Человеческий организм есть лаборатория для всех ощущений, которые с помощью воли могут создавать воображение. Чувство спокойствия можно усилить или вызвать по приказу воли, и это не так уж трудно. Можно вызвать и радость, и прочие чувства, как хорошие, так и плохие. При этом следует обратить внимание на то, что происходит кооперирование с пространством и с теми его слоями или сферами, которые насыщены созвучными вызываемому чувству вибрациями. Можно сознательно вызывать из пространства ощущение радости, и притом без всякого отношения этого чувства к плотным условиям момента. Причин для радости в мире плотном может не быть никаких, и все же творческое воображение человека будет в состоянии ее утвердить и объединить сознание с теми сферами, где звучит пространственная радость. Есть сферы, или слои, очень тяжких переживаний. Многие связываются с ними. А есть и очень высокие. Немногие сознательно устремляются к ним. Но нужно сперва заставить себя зазвучать на желаемой волне утверждаемого волею чувства, чтобы затем войти в соприкосновение именно со сферою, созвучной с вызываемым чувством. Право, стоит поупражняться на этом, чтобы понять, как много зависит от воли человека.
Рефлекторность и рефлекторные чувства автоматически подчиняются тем или иным воздействиям, не пытаясь даже нейтрализовать их или бороться с ними. Но в лаборатории чувств человеческих хозяин ее, распорядитель и владыка – сам человек, и воля его может творить чувствование по его желанию. Опыты в этом направлении очень интересны, и хотя бы некоторый успех уже показывает, какие возможности открываются перед человеком. Перед гостем не принято показывать свое дурное настроение или недовольство, и хорошая хозяйка никогда не позволит себе это делать, даже не зная о творческой мощи воли, но применяя ее бессознательно. В этом направлении область творческого приложения воли очень широка. И, как всегда и во всем, нужно начинать с малого, чтобы, им овладев, перейти уже к большему. Много тропинок распущенных чувств и настроений можно сократить этим путем. Почему чье-то дурное настроение или раздражение в одном человеке должно вызывать ответно такое же чувство в другом, когда, приложив волю, может он не только ему не поддаться, но, наоборот, своим спокойствием и светлыми вибрациями нейтрализовать его совершенно на своей собственной волне. Люди очень сильно воздействуют друг на друга своими настроениями, но делают это бессознательно. Сознательное приложение воли, творящей Свет вместо тьмы, которую они рассеивают, может творить чудеса и преображать излучения человеческого организма из отрицательных в положительные. Много Света можно вносить в окружающую среду умением настраивать свой микрокосм на желаемой волне Света.
Рефлекторные реакции на внешние воздействия идут привычным путем, порождая и вызывая свои чувствования. Но волею можно характер этих реакций изменять согласно своему желанию, и тогда рефлекторный процесс заменяется сознательно волевым. То, что огорчало, можно сделать источником радости, а то, что беспокоило, – спокойствия. Все чувствования относительны, и их характер волею может быть изменен в корне. Обычные люди, чтобы изменить свое настроение, прибегают к вину, наркотикам, курению и всяким другим способам. Но рычаги, меняющие настроение, лежат в сознании человека. И главною действующей силой будет воображение. Оно творит желаемую форму чувствования и утверждает ее во внутреннем мире человека. Именно оно творит преображение мыслей и чувств. Быть жертвою своих настроений или переживаний нетрудно. Но трудно быть их творцом и владыкой и создавать их по воле своей независимо от внешних воздействий. Опыты такого самопреображения полезно и поучительно проводить над собою и отмечать при этом, насколько легко достичь в этом направлении очень многого при некотором упорстве и настойчивости. Творит мысль. Ведь и нежелательные настроения тоже мыслью творятся. Только желательные создаются сознательно, с помощью воли и воображения, иначе они, неуправляемые, потекут по привычной колее безвольной инертности и рефлексов. И не нужно для победы над ними ждать никаких изменений вовне, но причины изменяющие творить волею изнутри, в своей собственной психофизической лаборатории, и творить их не одному, но вместе со Мною, магнитно извлекая из соответствующих сфер созвучные им чувства.
Мы продвигаемся в будущее мыслью о нем. Будущее существует в сознании человека. Представление будущего оформляется мыслью. Борьба за будущее ведется мыслью. Мысль может касаться прошлого, но изменить в нем ничего не может, но может – в будущем. Пластичность будущего во власти мысли. Будущее осуществляется дедуктивно, если не вмешивается творящая воля. Закон причин и следствий и цепь причинности дедуктивны. Иерархия творит будущее методом индукции. Безволие дедуктивно. «Плыви, мой челн, по воле волн» – лозунг дедукции и безволия. Рефлекторность сознания и рефлекторность мышления дедуктивны. Метод дедукции хорош, если предпосылки правильны и безошибочны. Указуем утверждаться на Основах, ибо они гарантируют безошибочность предпосылок или отправных точек мышления и действий. Порожденная и пущенная в пространство мысль действует дедуктивно по направлению, вложенному в нее волей. Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны в зависимости от свойств пользующегося им сознания. Дедукция следует по проторенному пути следствий. Индукция может породить ряд новых причин, противоположных прошлым, пресекая тем действия прошлых ошибок. Безвольное подчинение течению болезни дедуктивно. Борьба с нею требует вмешательства воли и индуктивного мышления. Цель ученика – научиться управлять, или владеть, своими чувствами. Это означает – держать мысли под контролем. Только мыслью можно управлять эмоциями. Они текут автоматически, то есть рефлекторно. Лунную рефлекторность сознания только огненной волей можно пресечь.
Мысль с Тонкого Плана
свои вносит огни,
те огни постоянно
в лоне кружат Земли.
Если тёмные – темень,
диссонансы несут,
если с светлым зарядом –
радость жизни дают.
Мысль – сущность живая,
свой в ней ритм, как и цвет,
и основа какая –
будет разный ответ.
Нам ответ за все мысли –
постоянно держать,
ибо с них каждодневно
эманаций заряд.
Во всех делах твоих Сохраняю. Не допускай колебания духа. В одном ключе, на одном строе звучи. Земная жизнь – лишь подготовка к жизни пространства. Если не утвердишь себя здесь, то как же утвердишься там, где все зависит от устремления. И если течение устремлений будет меняться, то что же получится? Нельзя жить пространственной жизнью, будучи раздираемым противоположными тенденциями. Следи за импульсами. В них корень зла, пресекай в зародыше. Раз помысленное остается в человеке, если не нейтрализовано, то есть не потушено последующей, и лучше всего сознательной, мыслью. Надо пересмотреть вековые залежи. Тенденции идут из прошлого. По ним узнаются корни и вырываются, если они ядовитые. Внедрить в сознание нужно непреложность Пути и неизменяемости Владыки. Полагаться надо на Владыку, и тогда преуспеете на Пути. И, если нет в вас каких-то качеств, они есть во Мне, и при непрестанном Предстоянии будете приобщаться к ним и напитываться ими.
Тушите самость свою, иначе креста не поднять и не сможете следовать за Мной. Отвергнуться от себя – значит потушить свою личность. Сфера личных эмоций сводится к нулю. Самое слово «я» исключается из речи. Затвор кладется на все, где обычно привыкло проявляться «я». Опыт: попробуйте в обычном разговоре совершенно выключить элемент личных реакций. Отвечайте на все, но как будто говорите не вы, а посторонние, а вы лишь слушаете и наблюдаете как временные и случайные свидетели. Смотрите, возражайте, отвечайте, но не вибрируйте эмоционально, то есть как при абсолютном полном сохранении равновесия, как будто бы действительно личность как выразитель самости умерла. Улыбка, вернее, обычная людская гримаса улыбки, особенно характерна как дань самости.
Смотрите: кругом маски, и эти маски поддерживаются конвульсиями гримас, являющихся оскалом самости. Паяц торжествует. Сущность вреда заключается в рефлекторности. Маски – автоматы, все зависит от того, за какую веревочку дернули. Рефлекс автоматичен. Раб самого себя – как много кроется в этих словах. Так и живете в удушьях этого рабства, на замечая его ужаса. Так можно или «быть самим собой, или таскать себя повсюду». Личность умирает в каждом воплощении. Стоит ли давать ей власть? Надо привести к молчанию ее. Тогда явятся и величие спокойствия и равновесия и истинное достоинство. Итак, или флюгер для каждого ветерка и былинка, колеблемая ветром, или утес духа. Выбирайте! Попробуйте исключить октаву личных эмоций из своей души. Велика шкала ее проявления. К чему низшее? Когда-то и они были полезны, а теперь не нужны. Бесстрашие, равновесие, самообладание – явления одного порядка. Их корень – власть над самостью, над собой. В устремлениях духа твоих Утверждаю тебя и Даю Руку Помощи. Да будет светло тебе во дни мрака и скорби, и с тобой Я всегда. Помни.
"Дар жизни, сокровище распускающегося цветка, развитие, расцвет, увядание – суть космические законы, непреложная истина. Универсальность их во всех мирах – великая справедливость. Постичь объективность мира трудно душе, ищуще для себя индульгенций, находящейся в духовном младенчестве, когда нашалившему ребёнку всё прощается, а вся ответственность за его действия ложится на родителей. Стремление к личностному Богу, отпускающему грехи, всётерпящему и всёпрощающему, суть духовное младенчество. Расширяя сознание, человек обретает способность видеть объективно мир и себя в нём, ощущать свою истинную значимость и ответственность. Религиозные путы и препоны научного неверия не должны сковывать сознания. Свобода сознания, мужество познавания, глубокое уважение всего сущего через уважение самого себя – путь развития человечества. Как шелуха, отпадут философские системы, сковывающие сознание. Помните: всему своё время. Всё рождается, развивается, переживает расцвет и увядание, отмирает, принося свои плоды. Уходит видимость, остаётся суть – зерно, дающее новую жизнь. Не пытайтесь вернуть прошлое, не цепляйтесь за концепции древности. Каждое время приносит свои плоды. Осуждая или превознося прошлое, умаляете, ограничиваете будущее; развивающемуся дайте все соки, не тормозите именем прошлого; без него не было роста, но не следует думать о прошлогодних листьях при виде распускающейся почки. Полноту жизни, мужество жизни, радость жизни Поем вам, люди!" М
14 ноября 1993 г. Агни Йога, Современный этап. Черновцы, 1994 г.
"Пристальное внимание Наше тем, кто откликнулся на зов Наш, кто почувствовал по книгам Нашим свою стезю. Уделяйте им наибольшее внимание, дети Мои, Сотрудники Наши. Кто идёт под знаменем Братства, не кричит на раздорожьях, базар не нужен. Знающему силу сердца. Массовость для глашатаев – показатель их собственной значимости, призрачная слава. Нам нужны истинно готовые. Легковерный Сотрудником быть не может. Слово Наше нужно нести всем, но не печальтесь неприятию: у каждого свой путь. Желание скопищ людских, действий кровавых далеко от Наших устремлений. Не твердите неверующему о Нашем бытии, попробуёте найти другую дорогу к его сердцу. Нельзя тянуть неготовых, не потеряйте духовно жаждущих. Слово Наше уже победоносно шествует по миру людей. Пришло Его время. Остановить этот процесс нельзя. Носители Его, проявляйте мудрость терпения и терпимости. Естественное развитие событий – наилучшее условие для роста грядущего будущего" М
15 ноября 1993 г. Агни Йога. Современный этап. Черновцы, 1994 г.
Запись Ольги Моргуновой. Есть в Интернете.
Свидетельство о публикации №209062700181