Финансовый кризис в сказках и былинах

Финансовый кризис уже не единожды посещал территорию России и даже Древней Руси, что нашло свое отражение в ее былинах и сказках. Давайте-ка припомним…

Змей Горыныч
На Земле никогда не было драконов, как утверждают палеонтологи и археологи. Ну, не нашли их костей, сколько не рыли. Даже Трою откопали, чем косвенно доказали правдивость россказней Гомера, а соответственно и существование в реалии пантеона древнегреческих богов – Зевса там, Геры, Афродиты и прочих.
А драконов нет…
А во всех сказках и мифах они есть…
Особенно – в русских, китайских и европейских.
Ну, про китайцев все понятно: их Поднебесная могла еще динозавров застать. С Европой тоже все просто: надо же славным рыцарям круглого стола во главе с Артуром с кем-то сражаться кроме Робин Гуда, вот под эль и напридумают себе чудовищ.
С русскими сложнее… У нас и дракон не как у всех – с тремя головами, да и не дракон вовсе – Змей, и поди разбери, что к чему…
Историки утверждают – дескать, Змей Горыныч есть олицетворение татаро-монгольского ига, нашествия Золотой Орды. Оттого-то и трехголовый – много слишком было татар и монголов, бесчинства они всякие устраивали, деревни жгли, девок в полон уводили. Вот и родила молва такого персонажа.
Однако, чтобы спутать мелкого татаро-монгола с гигантским чудовищем, надо обладать невероятной фантазией. Нет, тут все гораздо сложнее и интереснее…
Появился Змей Горыныч задолго до монгольского нашествия. И нес он с собой пожары, голод, мор, да девок в полон уводил. Ну, с пожарами понятно – крестьянин медку перепил, на сенокосе у костерка заночевал, да и проспал. Поля с рощами да с деревнями и запылали. Посевы сгорели, брюква неуродилась, коровкам жрать нечего – вот и голод. А с него все и мрут как мухи. Это сейчас слопал энергетический батончик и бегаешь зайцем на энерджайзере. Раньше такого счастья не было. А выходить из кризиса надо как-то. На деревне одни бабы, мужики все полегли в неравной схватке с пожарами. Соберут тайное бабье вече, повяжут красавиц, да и в бордель за бугор, али в соседнюю деревушку. Бартерное зерно по амбарам попрячут, а чтоб перед своими же не особо стыдно было – на Змея спишут, на Горыныча. Это все он, поганец! Стало быть, есть он олицетворение финансового кризиса в русском фольклере.

Соловей-разбойник.
Соловей-разбойник – личность более чем оригинальная и легендарная. Это же какие надо легкие иметь, чтобы свистом деревья валить и живность убивать! Ясное дело, что один человек такого сделать не в состоянии. Много их было… соловьев… разбойников. А настоящее название: соловьевская бандитская группировка.
Сейчас: чуть что – на лиц кавказской национальности валят, на тамбовских, на кровавый джихад и так далее – народ просвещенный пошел, найдет на кого свалить. А раньше такого разнообразия не было, все на соловьевских списывали. В основном, конечно, грабеж и рэкет – спутники кризиса и лихолетья. Поедет купец ярмарку, повезет свое барахло на продажу. Жадный ведь, охрану не наймет, понадеется на великого русского бога Авося. А его в рощице и опустят, разденут, отпинают и освищут вдогонку. Вот – ясное дело, соловьевские были. А что с них взять – кризис!

Кощей Бессмертный.
Почему Кощей? Почему Бессмертный? Науке сие неизвестно.
Старый, жадный, до молоденьких девушек охочий. Целое царство Кощеево сколотил. А уж как смерть свою спрятал – любо-дорого! В тридевятом царстве, на дубе, в ларце, в волке, в зайце, в утке, и наконец – в яйце. Пирамида какая-то животная. А может и не просто животная…
Всем известно – Кощей богатый, золота горы накоплены, перодически Горыныча стеречь нанимает. Вопрос: откуда деньги? Никто не говорит, но все Кощея ненавидят. Хотя, за что, спрашивается? Ну, напакостит немного, девицу умыкнет, так ее потом добрый молодец вместе с золотом обратно возвратит – ничего особенного, за что же такая ненависть?
Видимо, не все гладко в кощеевой биографии, как он ее демонстрирует. И денежки его отнюдь не праведным путем заработаны, а хитрым мошенническим способом у доверчивого народа изъяты. Сварганил Кощей еще по молодости фондик, пообщипал казну царскую да все население тридесятого царства на золотишко, да и был таков. Где он теперь обитает с умыкнутым добром знает лишь его бывшая подельница Баба Яга, да и та раскалывается очень неохотно, лишь после пыток засовыванием в разогретую печь. А народ с той поры Кощея шибко не любит. Конечно, за что любить – на деньги опустил, злодей! Но и громко не возникают – стыдно, все-таки, сами деньги несли, никто не тянул.

Баба Яга.
Баба Яга, подельница Кощеева, не долго горевала после бегства Бессмертного. Наладила дешевое производство деревянных ступ и метел, и стала продавать их за бешенные деньги как летающие. Народ повелся. Но вы видели где-нибудь, чтобы ступы с метлами летали? Нет? Так никто не видел, но все повелись. А основное условие для взлета – разгон через печной дымоход. Но ни одна ступа туда не проходит. Не летит – простите, это у Вас правила эксплуатации не соблюдены, дымоход не той ширины. К бабке претензий быть не может, товар испавен, возврату не подлежит. Народ покипятился, конечно, побуянил немного, Яге даже сгоряча ногу поломали, но потом разошлись. А что делать? Закон-то на бабкиной стороне.
Яга, правда, обиду с ногой не простила, новую подлость учинила…
Как вы думаете, возможны избушки на курьих ножках? Думаю, нет. Как они равновесие держать будут, чем питаться? Как ноги живые к дереву крепятся? Ясное дело, что здесь мы сталкиваемся с очень мощной метафорой, однако, с какой именно, историки и литературоведы ответа так и не дали.
А ситуация была банальна, с кризисной точки зрения.
Всем хочется иметь собственное жилье, подешевле и получше. В принципе, что тут сложного: пошел в лес, деревьев навалил, ошкурил, остругал, да избу сложил. Однако, если ты до тридцати лет на печи пролеживаешь, конечно, после только булавой махать и можешь. А тут Яга с невероятным предложением: вложение в строительство терема многоквартирного. Чем раньше деньги несешь, тем меньше их требуется. А экономия выходит за счет революционного метода строительства фундамента на куриных костях. Народ вложился, а как пришли на сдачу терема, так и увидели на месте красоты революционной котлован с косточками. Бабку потом долго искали, но не нашли – в лесах укрылась.

Три богатыря.
Главные былинные персонажи – богатыри. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Лентяй, пахарь и почти священник – очень, надо сказать, символичная и своеобразная троица. Чем же?

Илья Муромец.
По поступкам богатырей можно судить, когда на Руси кризис проявился впервые. А произошло это примерно в тридцатилетие Ильи Муромца, когда он взял встал с печи, да пошел ратные подвиги совершать, ни стого, ни с сего. Представяете, какая сильная мотивацивация должна была быть у человека! Здесь даже по Фрейду не разобраться. Какие там секс и вожделение! Тридцать лет женщин не знал, и вдруг захотелось? Ерунда! Просто печь остыла и развалилась, а денег на починку нет, да кушать, вдобавок, хочется, да изба, того гляди, скоро рухнет – все признаки надвигающегося кризиса. Что делать-то?
После тридцатилетней лежки мечом особенно не помашешь, спасти от жесткой мышечной дистофии может только пятилетний экспресс-курс в шаолиньском монастыре. Но до Шаолиня еще доковылять надо, а ноги-руки итак еле двигаются. Так что, какие там ратные подвиги – врут все былины. Илья, конечно, подвиги совершил, но не ратные, а экономические. Змея Горыныча завалил – спас страну от голода, восстановил сельское хозяйство, организовал на Руси первую милицию, вернул девок из бордельного рабства. За это ему премию, восстановление печи, ремонт избы и небольшой счетик в князь-банке.


Рецензии