В начале было слово
самоцветов. Слова волнуют мысль. И снова – от восхищения словом –
рождаются и мысли, и слова. Как солнца луч из радужных цветов, так
слово рождено из разноцветных звуков.
А.П.Черных
«В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было богом». (Из Евангелие от Иоанна)
Я иду по хутору, а библейская фраза застряла в голове, захватила и не отпускает. Нет, я не перечитывала Библию. Я была в гостях у своей землячки Валентины Ивановны Долгушиной.
Настроение светлое, наверно, потому, что встретила светлого человека. Подстать и день - ясный, длинный, летний день, что медленно катится к закату. Блаженно. Августовская степь на высоком песчаном берегу Северского Донца уже угасла, пожухла. Ещё тепло, а она всей своей ширью, всей мощью своих опалённых просторов кричит, что осень не за горами. Если бы не сверкающая под предзакатным солнцем живая гладь реки да малахитовые купины деревьев в лесу за нею, то не на чем было бы и взгляд задержать. Дерева разных пород, различные по высоте и поэтому по разному освещённые солнцем с высокого берега кажутся причудливыми шатрами: островерхими и куполообразными, угловатыми и плавно ниспадающими, рваными и будто выкроенными по лекалу. А оттенков зелёного столько! Кажется, что это вовсе не лес, а огромный длинный фриз, написанный размашистыми смелыми мазками большим художником – абстракционистом по имени Лето.
Валентина Ивановна, у которой я была, внучка женщины, что скрасила последние
годы жизни моего прадеда Семёна Федосеевича Ермилова.
Семён Федосеевич был уважаемым в хуторе человеком. Хороший сапожник - он шил сапоги, туфли, чувяки (их называли – чирики) – самую, что ни есть, ходовую летнюю обувь. Он сам принимал шкуры животных, сам засаливал, выделывал, готовил кожу для обуви. Его чирики шли нарасхват - мягкие, добротные, прочные. А добротная обувь это даже важнее, чем добротная одежда. Не зря же говорят – «держи ноги в тепле…»
Жена его красавица - казачка Екатерина Евсенгеевна умерла, не дожив и до шестидесяти лет, умерла в коллективизацию, а Семён Федосеевич был раскулачен и сослан на Урал. На лесоповал. Когда перед Великой Отечественной войной вернулся домой, костлявый и больной, жить одному было невмоготу, и он привёл в свой дом вдову с тремя детьми – Анну, муж которой погиб в первые дни войны. С приходом её в дом деда Семёна, все стали называть её Нюрой Сениной (по его имени) или «костылихой» (почему не понятно). По воспоминаниям её внучки Валентины бабушка Нюра была очень доброй.
Валентина Ивановна рассказала о таком случае. Во дворе впервые уродила молоденькая сливка. Фруктов, кроме неприхотливых вишен, было немного, на высоком песчаном берегу Донца их надо было поливать. Колодец далеко, в балке, да и то один на весь хутор. А носить воду так высоко - не наносишься. Бабушка Нюра собралась в церковь:
- Вот приду до дому, внучечка, сымем сливы, наварим варенья и будем с ним зимою чаи пить.
Ушла бабушка, а Валя осталась с подружками. Попробовали по одной сливке, по другой, да так незаметно и оборвали всю. При чём немало выбросили, потому что сливы были ещё не очень спелыми. Потом только поняла Валя, что сделала. Возвратилась бабушка, но не стала ругать внучку, только и сказала:
- Жалко, чай зимой пить будет не с чем.
Валентина Ивановна уже сама давно бабушка, а случая этого не позабыла. Это был практический урок доброты.
- Бабушка Нюра, - рассказывала Валентина Ивановна, – верила в Бога, учила нас молитвам и всегда говорила взрослым, что нельзя ругать детей «чёрным словом» и бить голой рукой: «Сердишься, невмоготу, – поучала она маму, - шлёпни лучше тряпкой, что под рукою». Почему нельзя бить голой рукой понятно - в сердцах можно так ударить, что и увечье нанести ребёнку. Но поражает её запрет на «чёрное слово». Цепкая детская память ухватила именно это – отношение бабуни к слову.
Слово. Казалось бы, простое созвучие, означающее предмет, понятие, действие… Но, как известно, кроме светлых слов бывают и чёрные - слова–убийцы. Это не только матерные слова, но любые, которыми можно обидеть, оскорбить, которые разрушает здоровье другого человека и собственное. Это всегда понимали старые люди. Часто на ничего не значащий вопрос: «Как дела?» - заданный только для того, чтобы что-то сказать, выплёскивается тяжёлый поток рассказов о болячках, семейных неурядицах и конфликтах с соседями, которые вовсе не интересны человеку, что задал простой, банальный вопрос. У него, может, своего такого добра полные карманы, зачем ему ещё чужое?
Говорят, что мысль материальна. Но как она материализуется - не очень понятно. Думаю об этом:
«Вначале было Слово…». Светлое слово побудило хорошую мысль, добрая мысль подтолкнула к добрым делам и поступкам, а славные дела сделали достойной судьбу. Вот она - материализация мысли, вызванная словом. Говорить чёрные слова - себе же дороже. Это не только грубые, оскорбительные, но и разговоры о болезни, голоде, предательстве. Во-первых, чужие беды никому не нужны, кроме самых близких людей, а во-вторых, сказал о болезни, и заныла, утихшая было рана, сказал о предательстве, и сжалось сердце от воспоминания об обмане близкого человека.
«Вначале было Слово…». Часто цитируют Иоанна Богослова, подчёркивая приоритет мысли, слова над действием, т.е. думай, прежде чем делать что-то. И это правильно. Но эти слова из Библии трактуют иначе, сильнее, так, что мурашки по коже.
«В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было богом»; «И Слово стало плотью и пребывало среди нас…». Современные теологи говорят о том, что доземное имя Иисуса Христа было Слово. Это как же надо относиться к слову, чтобы каждое было достойно имени любимого сына Бога-отца?!
Думаю о слове и вспоминаю слова своей недавней собеседницы Валентины Ивановны.
После возвращения с Урала Семён Федосеевич очень болел. Можно только догадываться, сколько чёрных слов он услышал там, в местах отдалённых. Была у него, как говорили, водянка: организм не справлялся с жидкостью. Он был очень худой, а живот наливался. Чем только не лечили: любистком и петрушкой, тыквой и бузиной. Но всё напрасно. Периодически в больнице ему убирали жидкость. Но чтобы добраться до больницы, надо было пешком пройти 15 км. С собою брали стульчик, чтобы Семён Федосеевич в пути мог присесть отдохнуть. А если учесть, что у него болели ноги и он хромал, можно представить, какое это было испытание – поход в больницу. Последний раз он совершил такой поход-подвиг зимой 1945 года. Дедушка Семён с трудом осилил обратный путь, лёг и больше не поднялся.
В избе было 2 комнаты. Он лежал в гробу в зале. Дверь закрыли, чтобы из передней комнаты, где готовили поминальный обед, во вторую не попадало тепло. В зале на кровати в одной комнате с покойником уложили двоих внуков бабушки Нюры: Валентину и Николая. У гроба на столике горела свеча. Сквозняк из-под закрытой двери шевелил её пламя. По стенам, потолку змеями скользили блики. Было жутковато. Дети прислушивались к живым голосам в другой комнате:
- Любочко, што не дюжа мучился, ни долго.
- Нехай лежить спокойна.
- Кумочка?
- Аички?
- А пирожки будем с ажиной ляпить али с арабкай?
- Надысь пякла с ажиной, вологие были.
- Ты славначка слепляй йих, штоб сок не потёк.
Сквозь полудрёму в ушах детей эхом повторялись слова: любочко, любо, любо… ; нехай, не хай, не хай… И они бы уснули под эти еле слышные, такие хорошие слова. Но под самой свечой, поблескивая и сияя весёлыми, будоражащими красками, лежали конфеты, леденцы. Простая «сосательная» карамель, но они и таких конфет не видели. Только сахар-рафинад, отколотый специальными щипчиками по маленькому кусочку, и то редко. А так хотелось! Пересиливая страх, дети по очереди вставали с койки, брали по две конфетки, для себя и для другого, и ныряли с головой под одеяло, чтобы взрослые не услышали, что они грызут такое желанное, но запретное лакомство.
Похоронила Нюра Семёна Федосеевича рядом с могилой его первой жены, от которой у него был сын Андрей Семёнович. Внук Семёна Федосеевича Андрей Андреевич не застал дедушку живым, когда в сорок пятом вернулся с фронта. Возвратился воин живым с войны, а в родовое гнездо, где он родился и вырос, его не приняли. Не пустила баба Нюра, и всё тут. Вероятно, слышала я в детстве какой-то разговор об этом. Совершенно не помню его, но детской обидой застрял он где-то глубоко в подсознании.
Когда папу не приняли в родной курень, нас позвала к себе родная сестра Семёна Федосеевича – Ефимия Федосеевна Глазунова. Она была плотной и колоритной. Настоящей казачкой. Одевалась по-казачьи. На волосах носила красивую кружевную файшонку. У неё был отменный голос, самый высокий и сильный не только в хуторе, но и на все соседние. А сколько песен знала! Её муж тоже хорошо пел, и они всегда были зваными гостями на свадьбах во всей округе. Поэтому когда на Каменских землях снимали фильм «Тихий Дон» её пригласили на съёмку. Она отказывалась. Но уговорили, усадили в машину и отвезли на съёмочную площадку. Теперь её нет, но весь мир, и через её талант, приобщается к культуре славного донского казачества.
Много раз возвращалась к мысли – ну почему баба Нюра не приняла нас? Да, у неё было трое детей, но к сорок пятому году, когда вернулся с фронта мой отец, все уже жили своими семьями. Правда, внучат у неё было уже много. Только у одной её дочери Натальи было пятеро детей. Одна из них - моя сегодняшняя собеседница Валентина, которая рассказывала о доброте своей бабуни.
Но доброта её была не безграничной и распространялась, прежде всего, на близких людей. А кто мы ей? Сейчас мне её поведение понятно, и уже не кажется таким странным – ну, где в двух комнатах можно было уместить ещё и семью моего отца?
Позже, когда подворье совсем осиротело, я пыталась выкупить эту полуразрушенную избу, но мне не удалось. Окружающие не понимали и удивлялись, зачем она мне такая старая, перекошенная и убогая. А мне так необходима была именно эта, покосившаяся от времени, и теперь кажущаяся нелепой, хата.
А сегодняшнему разговору с Валентиной Ивановной я рада, потому что из глубины души выпорхнула ворона обиды, воспарила светлым голубем и растаяла в чистом поднебесье.
Иду по хуторскому шляху. Ноги по щиколотку тонут в сыпучем песке. Снимаю босоножки. Мягкий песок ласкает и щекочет ступни, тихо протекает между пальцами. Так же безболезненно и монотонно утекают секунды, складывающиеся в годы, утекает жизнь. Это течение не прервать, не остановить. Земля играет и вспучивается. Талые и дождевые воды, ручьи и реки размывают захоронения. А мы ходим, попирая прах прошлых поколений, не думая пока, что удел каждого таков: из праха вышли, в прах и вернёмся.
Ясно представляю, как по этой же дороге в начале прошлого века шёл, прихрамывая, мой прадед Семён Федосеевич. Старожилы говорят, что, несмотря на то, что у него были больные ноги, он никогда не носил костыли, разве что байдик. И я поняла почему, рядом с ним была его поддержка и опора добротой своей красивая женщина Анна, баба Нюра. Дошло до сознания и то, почему её называли «костылихой» - была мужу своему вместо костыля. Только это не прозвище.
Это - высшее качество её безграничного терпения и огромной душевной щедрости названо таким словом. Анна Сенина - мудрая женщина, что скрасила последние годы жизни моего прадеда Семёна Федосеевича Ермилова, женщина, налагающая запрет на чёрное слово, на всякое слово, что убого.
«Вначале было Слово…» И Слово было у Бога.
Свидетельство о публикации №209062700841