Разговоры с уфологом

Разговор первый. Инопланетяне среди нас.

Хочу сразу представиться: ваш покорный слуга – всего-навсего журналист провинциальной газеты. Работал я сначала криминальным хроникером, но это мне быстро надоело, и главред снизошел к моим мольбам, сделав меня интервьюером. Первым моим заданием было сходить к известному в нашем городе уфологу, о котором один раз даже упомянуло центральное телевидение.
Конечно, я позвонил ему заранее и сумел выжать из него согласие на небольшой разговор. Ну, где небольшой – там и до большого недалеко. Я рассчитывал сделать большую, качественную статью, и поэтому завалился к нему в начале одиннадцатого.
Первое, что бросилось мне в глаза – так это взъерошенная, давно не стриженная шевелюра и красные, как у вампира, глаза. Буркнув что-то типа: «Здорово-проходите», уфолог прошел в комнату, я за ним. Комната поразила меня беспорядком: во всех углах громоздились какие-то деревяшки, за диваном торчали листы фанеры, непонятного вида железки оккупировали все шкафы. Вдобавок ко всему этому, на двух креслах грудой навалена одежда. Посреди комнаты сидел ребятенок детсадовского возраста и расставлял солдатиков. На нас он не обратил никакого внимания.
– Все ремонт у меня... – неопределенно-безразличным тоном пояснил уфолог, внезапно оставил меня и ушел на кухню. Оттуда он принес табуретку, вытащил вторую из-под самодельного стола, под которым стоял компьютер, пододвинул ее ко мне, а на принесенную уселся сам, не обращая внимания на то, что она угрожающе заскрипела и покосилась под ним. Я осторожно сел на табуретку, она оказалась достаточно прочной, и, не дожидаясь вопросов пояснил:
– Нам интересно, в каком направлении Вы работаете. Есть ли у Вас какие-нибудь необычные идеи или нестандартные объяснения разных событий. Вот, например, что Вы можете сказать о Тунгусском метеорите?
Уфолог усмехнулся.
– О взрыве кометы Вам лучше расскажут астрономы. Почему бы Вам не сходить в нашу обсерваторию?
Я сделал вторую попытку:
– А как насчет похищения людей инопланетянами?
Теперь он смотрел на меня свысока, как на умственно отсталого.
– Особенно меня умиляют американские истории о сексуальном насилии на борту летающих тарелок. Это какой должен быть, – тут он сильно понизил голос, – недотрах, что бы выдумать такое? Вы сходите в университет к нашим биологам, поспрашивайте, как часто они сношаются с подопытными животными.
– Но тогда что Вы, вообще, можете мне рассказать? – искренне изумился я.
– Свои соображения, подкрепленные косвенными доказательствами. Очень косвенными, но все же, доказательствами.
– Какими?
– Что инопланетяне живут среди нас.
– Что они так, прямо, ходят по улицам и работают на заводах?
– Насчет улиц я сказать не могу, а насчет работы... Стасик! Стасик! Станислав Александрович!
Мальчик нехотя отвлекся от игры и повернул голову.
– Стасик, подойди сюда, – с этими словами уфолог открыл дверь шкафа и выдернул оттуда какой-то махор.
– Вот, глядите, – с этими словами он приложил тонкую рубашку к своему сыну. В плечах она была ему впору, в длину – чуть длинновата, но рукава свисали ниже колен.
– Ну, и какое человеческое существо сошьет ЭТО?
Я просто растерялся.
– Китайское качество... Сами знаете...
– Прекрасно знаю. Вот, у меня зимняя куртка «Хансен», а осенняя – «Коламбия». Сделаны в этом самом Китае. И сделаны прекрасно. Вы будете утверждать, что в соседнем цеху вдруг потеряли представление о человеческих пропорциях?
– Но там же по американским или европейским меркам...
– Ага. А их соседи шлепают одежду совершенно неправильных пропорций, при том, что китайцы славятся как мастера копирования. Почему-то телефоны они могут копировать, а детские колготки – нет.
Он с ловкостью фокусника одним движением выдернул из открытого шкафа колготки и приложил их к терпеливо стоящему ребенку.
– Вот! По ширине – в самый раз! По длине – впору восьмилетнему. И что теперь? Жена придет, обрежет снизу и обметает. Будем носить с носками... Спасибо, Стасик.
Он сунул все обратно в шкаф и закрыл дверцу.
– Обратите внимание, что чрезмерная длина – почти исключительно в конечностях. В целом, длина туловища тоже чуть больше нормы, но не слишком выделяется. А руки и ноги... И еще: ворот. Ворот у таких вещей, как правило, шире, чем обычно.
Я попробовал вставить замечание:
– И это означает, что одежду шьют инопланетяне?
Он пожал плечами.
– Почему? Шьют обыкновенные китайцы. А вот для кого, тут уже у меня вопросов нет. Молва рисует инопланетян низкорослыми, худыми, большеголовыми и с очень длинными конечностями. Эта одежда – именно такая. Остается сделать простой вывод: заказчик и изготовитель портняжных лекал находится где-то там... – он неопределенно махнул рукой.
– Но, почему тогда это все попадает на наши рынки? – продолжал недоумевать я.
Все, услышанное мной превосходило самые яркие фантазии, на которые я был только способен. Но уфолог не обратил на мой вопрос внимание и продолжил:
– Вот, прошлой осенью, ходили с женой купить ей кожаную куртку. И что? После третьей примерки достаточно было только спросить «Китай?» и можно было идти дальше. Купили, в итоге, турецкую. У нее с пропорциями все в порядке: на людей шили!
Теперь он вспомнил о моем вопросе.
– Почему это лежит у нас на прилавках? Тут можно выдвинуть пару предположений: или это некондиция, которая заказчику почему-то не подошла, или производственных мощностей слишком много, а китайцы не хотят, чтобы они простаивали. Ну, а нам они продают потому, что наши покупают. Если бы торговцы хоть чуть-чуть думали головами, то выбирали бы исключительно то, что на людей шьют, а не на не пойми на кого...
Я решительно замотал головой.
– А смысл? Тащить за столько световых лет майки?
– Ну, американцы же тащат? Через океан... И японцы свои машины в ту же Америку везут. Почему бы инопланетянам не взять с них пример, если они нас давно изучают? Мы ничего не знаем о их транспортных возможностях. Может, им дороже шить одежду у себя, чем везти.
Я опять потряс головой:
– Ну, с меня на сегодня хватит! Пойду писать статью... Если шеф не убьет, то еще, может, встретимся.
Уфолог насмешливо фыркнул, встал и проводил меня до двери. Уже закрывая за мной дверь, он произнес:
– Будет в статье отсебятина – прокляну!
Я припустил вниз по лестнице: еще проклянет, в самом деле...

Разговор второй. Кошки и собаки.

Сегодня у уфолога царил порядок. Пусть не идеальный, но все же, по сравнению с тем, что было в прошлый раз, просто взгляд отдыхал! Ребенка тоже видно не было.
– У жены какие-то отгулы на работе, она Стасика взяла в дом отдыха на три дня: мне надо закончить сайт и написать статью.
При слове «статья» я мысленно сделал стойку.
– Могу я поинтересоваться?..
– О домашних животных.
Я покрутил головой.
– Вот уж не думал, что круг Ваших интересов настолько широк.
Уфолог усмехнулся.
– Вы когда-нибудь задумывались, чем занимаются кошки и собаки, когда Вы не обращаете на них внимания?
– Ну... Занимаются своими делами.
– Да. А какими?
– Откуда же мне знать? Я же не слежу за ними! Вот, в интернете смеялись: «У меня телевизор, у кота – стиральная машинка».
– А вот они-то за нами следят. Внимательно следят, особенно кошки. Но и собаки тоже не отстают.
– И что?
– А кому они передают результаты наблюдений?
– А кому они могут это передавать? Это же животные!
Уфолог с риском для жизни откинулся на своей шатающейся табуретке.
– Я могу привести косвенные доказательства того, что кошки и собаки – искусственно выведенные инопланетянами существа, которых к нам приставили в качестве шпионов.
– И опять доказательства косвенные!
– А откуда же взять прямые? Анатомировать инопланетянина? А он согласится? Кстати, спасибо за прошлое интервью. Вы умудрились ничего не переврать и даже были не слишком саркастичны.
– Я буду саркастичен сию секунду! За такие заявления можно запросто и в дурдом угодить! Меня, по крайней мере, именно туда главред и направит, если я к нему с таким заявлением приду! Он кошатник...
– Вот-вот. А, теперь, я все же перейду к своим доказательствам. Вот скажите, откуда на свет появились кошки?
– Ну... Я точно не помню, вроде какая-то дикая кошка в Египте была...
– А точно никто не помнит. Раньше говорили четко: предок домашней кошки – ливийская кошка. Потом, в геноме покопались, уже по-другому стали говорить. В общем, откуда кошка взялась – точно не известно. Зато известно другое: есть такой зверь – камышовый кот. И он дает с кошкой плодовитое потомство. А еще есть европейский лесной кот, тот даже в Красную Книгу СССР попал. И с ним тоже кошки скрещиваются. А норвежский лесной кот, вообще, считается породой домашних кошек. Только вот домашние кошки в наших городах зимой мрут только так! Как же они выживают в норвежском лесу? Ответ только один: он там всегда жил! Отсюда вывод: кошки созданы на базе всех существующих видов мелких кошек Старого Света методами генной инженерии. Тоже и с собаками...
Я не выдержал и перебил его:
– Собака-то произошла от волка! Это всем известно!
Уфолог поморщился.
– Из всех беспомощных отговорок фраза: «Это всем известно» – самая нелепая. Тысячи лет всем было известно, что Солнце ходит вокруг Земли! Ну, и что? А насчет происхождения от волка... Попробуйте, поставьте в ряд мраморного дога, волка, бульдога и пекинеса. И Вы еще будете продолжать утверждать, что это – один и тот же зверь? В свое время Дарвин несколькими последовательными скрещиваниями восстановил изначальный вид голубя. Так почему же бродячие собаки похожи на кого угодно, но только не на своего предка?
– Дак бродячие собаки-то это те, кого хозяева выкинули из дома!
– И где Вы эту ерунду услышали? На форуме «Пес и кот»? Почитайте исследования биологов МГУ. Бродячие собаки уже многими поколениями живут на улице. И, тем не менее, если у них появляются какие-то волчьи признаки, то, значит, не обошлось без немецкой овчарки. Вот в них-то волчья кровь точно есть. И они достаточно отличаются от других пород. Еще хороший пример. Как известно, одичавшие собаки живут и в пригородных лесах. Если там мало волков, то появляются помеси собаки и волка. Но, если число волков увеличивается, они собак просто съедают. Кстати, собаки, в отличие от волков, друг друга едят. И люди ими тоже не брезгуют. А вот из волков шашлык никогда не делали. Да и сами они друг друга никогда не едят. Все это наводит на мысли о том, что волки и собаки – никакая не родня друг другу. А ведь странностей с происхождением еще полно...
Он сделал небольшую паузу и продолжил:
– Вот, возьмем, австралийских динго. Я не говорю уже о том, что за тысячелетия они так и остались собаками, а не вернулись к первоначальному волчьему виду. Обратите внимание, человек появился в Австралии сорок тысяч лет назад и они ведут крайне примитивный образ жизни, не зная даже керамики, а собака у человека появилась пятнадцать – двенадцать тысяч лет назад. Кто-то же их доставил в Австралию! И при этом не оставил никаких признаков своей культуры позднего неолита... Если предположить, что динго сами пришли, то откуда? Новогвинейская собака имеет ряд серьезных отличий от динго. А вот каролинская дикая собака, на мой взгляд, довольно близка к динго... Пойдем дальше. Одна из самых древних, если не самая древняя порода – басенжи. Эти собаки изображены на древнеегипетских фресках. И ведут их на поводках, между прочим, пигмеи. В то же время у самих египтян были мастифообразные собаки. Вдобавок, у других африканских племен есть еще собаки – риджбеки. Их разводят в ЮАР, но советский журналист видел их на севере Кении, у охотников ндоробо. В результате, мы имеем уже четыре совершенно разные породы, совершенно не имеющие волчьих черт и не имеем ни малейшего представления о том, где же, собственно собака появилась. Гипотеза происхождения разных пород собак от разных видов также не может объяснить все их особенности – опять тупик, так же, как и с кошками: собака дает плодовитое потомство с волком, шакалом и еще с другими собачьими... А теперь вопрос – а зачем человеку собака?
Я чуть было не пропустил прямой вопрос, обращенный ко мне. Ссылаться на «общеизвестное» уже не хотелось.
– Я думаю, для охоты. И сейчас с собаками охотятся.
– Ага. Сейчас-то понятно – надо этому зверю работу придумать. Но пятнадцать тысяч лет назад – зачем? Если мы почитаем об охотничьих приемах племен, стоящих на низком уровне развития, то поймем, что собака – только помеха. Основные методы охоты – ловушки и засады. Собака в этих случаях не нужна. Более того, она просто вредна, так как своим лаем и запахом отпугнем добычу. Пигмеи используют их только в качестве загонщиков, а для этого и человека вполне достаточно. Возьмем народы севера: для них собака – тягловое животное, это главная их обязанность. А охотится с собаками они научились, по-видимому, у европейцев. Те же австралийцы, хоть и живут на равнинах и в редколесьях, где, казалось бы, собаки нужнее всего, динго приручать и не пытаются. Шведский зоолог Ян Линблад жил среди очень примитивного племени Южной Америки и сделал интересные выводы. Эти индейцы держали у себя множество вполне ручных животных – на черный день. Естественно, все животные были не просто съедобными, а еще и вкусными. Если следовать их логике, проверенной многими тысячами лет, то приручение животных нужно начать с лошадей: они съедобны, они легко приручаются, они не слишком опасны, в отличие от быков, они размножаются в неволе. И, судя по всему, так и было. Я не помню, упоминаются ли хоть раз в Ригведе собаки. А вот лошади – практически в каждом гимне. И, исходя из мифов, коровы были приручены позже – их освободил Индра, ездящий в колеснице... Вы, кажется, говорили, что Ваш шеф – кошатник.
Я кивнул.
– Да. У него весь кабинет фотографиями кошек завешен.
– Вот. Это еще один штрих в общую картину – ненормальная любовь конкретно к собакам и кошкам. Не к коровам, от которых пользы в тысячи раз больше, не к лошадям, не к морским свинкам. Именно к ним. Эта любовь приобретает неестественные черты, когда благополучие этих животных ставится выше не только благополучия посторонних людей, но даже членов собственной семьи! Почитайте прессу, почитайте дискуссии в интернете – примеров масса! Когда не просто нормальный, а в высшей степени вменяемый человек с большем жизненным и профессиональным опытом начинает нести редкостную ахинею, готов биться об заклад – дело касается собак или кошек. Причем собак чаще чем кошек – собаки дольше живут с людьми и, соответственно, дольше на нас влияют.
– Но что они могут о нас передавать и как? – удивленно спросил я.
– Давайте, я расскажу, как я это себе представляю. Итак, давным-давно пришельцы, обнаружив разумную расу, решают ее как следует изучить. Методом генной инженерии из разных мелких псовых они создают несколько разновидностей собак и закидывают их нескольким перспективным народам. Почему собака? Во-первых, она плохо различает цвета, следовательно, картина, которую она видит, требует меньшего объема информации чем полноцветная. По современным компьютерным технологиям – в три-четыре раза. Во-вторых, она очень хорошо различает запахи, а человеческие инстинкты во многом построены на запахах – стало быть, идентифицировав их, легче узнать о людях то, что они сами о себе не знают. Попутно в собак вложили способность влиять на человека так, чтобы без них нельзя было обходиться – как без наркотика. Частично их программа потерпела фиаско, как в Австралии, где аборигены оказались устойчивыми, но на значительной территории Земли собаки распространились. Прошли века, возникли цивилизации, и собаки понемногу стали удаляться из домов, перемещаясь во дворы, где работали сторожами – их единственно выгодная работа. Собакам срочно понадобилась замена, и эта замена нашлась. Кошки. Для кошки основной упор сделали уже на слух, чтобы они могли получать информацию и через стены. Кошек уже нельзя было просто раскидать по планете, поэтому их всучили египтянам, объявив, вдобавок, священными животными. Не стоит преувеличивать их полезность. И хорек, и ласка справятся с мышами и крысами гораздо лучше. Египтяне, как раз, хоря и приручили. Но последовал приказ сверху – и хорей заменили на менее эффективных кошек. Ну, а затем, завоеватели всех родов разнесли кошек по всей планете. И, если в Вашей квартире живет кошка или собака, то знайте – от взгляда инопланетян не укроется ничего.
– Но как они получают информацию? Кошка же не робот!
– Есть ряд версий. Например, непрерывное сканирование всех кошек и собак подряд. Если сведения ценные, то с нее информацию считывают постоянно. Это, на мой взгляд, самый простой процесс. Можно придумать еще, да стоит ли? Пока мы все равно не сможем узнать точно...
Я встал с табуретки и вздохнул.
– Пойду писать... Эх, шеф и будет недоволен...
Уфолог хмыкнул:
– Ничего, в одной дурке сидеть будем: других в городе пока не построили.
Я невольно вздрогнул.

Разговор третий. О папайе с кукурузой.

Беспорядок вернулся на место – с неодобрением констатировал я, вновь придя к уфологу домой. На этот раз его жена и сын были дома, потому что я был вынужден потратить на это интервью свой законный выходной, заработанный собственными конечностями и головой: конечности – чтобы бегать и писать, а голова – чтобы придумывать, что понравится читателям, ну, и главному редактору – тоже. Не скажу, что это меня сильно разочаровало, но добираться из одного конца города в другой, где в тихом уголке, в старой пятиэтажке жил уфолог, было довольно долго, так как на машину себе я еще не заработал.
Жена уфолога мне понравилась. Молодая, симпатичная, язвительная – что еще надо одинокому журналисту? Увы, стоит только мне найти девушку, идеально подходящую ко мне, как выясняется, что она уже замужем, и разводится не собирается... Она выгнала нас во вторую, маленькую комнатку, где нам никто не мешал. Правда, сидеть пришлось рядышком, на детском диване.
– О животных мы поговорили, теперь перейдем к культурным растениям, – начал уфолог, и замолчал, явно ожидая моей реакции.
Ну, что же, доставить ему удовольствие, если он этого так хочет, мне не трудно.
– Тоже прослеживается связь с инопланетянами? Кстати, на нашу последнюю статью мы получили ворох опровержений, и несколько опубликовали. Вы читали?
Уфолог пренебрежительно махнул рукой:
– Детский лепет! По поводу динго так никто ничего путного объяснить и не смог. Но вернемся к нашим баранам, а, вернее, к кактусам.
Я улыбнулся.
– Неужели, к кактусам?
– Нет, просто это звучит смешнее. Я обратил внимание на ряд культурных растений, широко распространенных, между прочим, происхождение которых вызывают серьезные вопросы. А для этого обратимся к энциклопедии «Жизнь растений». Кстати, читатели вашей газеты тыкали в меня статьями из «Википедии», так я и не знал, что в ней написано. Я пока как-то обхожусь энциклопедическими изданиями. Так вот, есть такой плод – папайя. О ней написано не так уж и много, а главное – предки неизвестны. Вот неизвестны – и все! В диком виде папайя тоже не встречается, только одичавшая. Дальше, перейдем к кукурузе. Энциклопедия долго приводила предполагаемых предков, только они настолько не похожи на кукурузу, с ее початками, что возникает вопрос: а сколько же тысяч лет нужно, чтобы простым направленным отбором получить то, что надо? Обратите внимание, что обе эти культуры имеют южноамериканское происхождение. Сейчас мы выращиваем еще и картофель, помидоры, подсолнечник, ананас. Время от времени возникает интерес к амаранту и физалису. Но ими список полезных растений вовсе не исчерпывается. Всерьез исследованиями, что можно начать выращивать для товарного производства, там никто не занимался. Я, просматривая энциклопедию, случайно натолкнулся на наранхиллу – прекрасный, судя по описанию, плод. Короче, ни один из регионов Земли не дал миру такого количества культур, как этот узкий клочок суши, зажатый между пустынями, морями и горами. И это при том, что успехи в строительстве, металлургии, приручении животных и прочем, что отличает цивилизацию, там были ничтожны. Что можно о них говорить, если, кроме своих ног, они не имели никакого транспорта! Для большинства культур, хотя бы, имеются дикие предки, но, картофель, например, одомашнен четырнадцать тысяч лет назад, если ученые нам не врут. Интересно, да?
Я вздохнул.
– И какой же вывод можно сделать? Что они не сами это все придумали?
– Именно, – обрадовался моей догадливости уфолог. – Существуют две версии, объясняющие эти несоответствия. Первая версия – простой подарок инопланетян, вторая – наследие исчезнувшей цивилизации.
– Атлантида? – обрадовался я.
Уфолог сморщился, как от зубной боли.
– Я считаю, что за публичное упоминание об Атлантиде нужно пороть на площади.
– Но почему? Чем этот затонувший континент хуже других гипотез? Му, Лемурия, Гиперборея... Или за них тоже надо пороть?
– За них – нет. Это нормальные рабочие теории, с помощью которых можно объяснить многие факты. Но Атлантида – совсем другое дело. Откуда пошла эта сказка?
– Э-э-э... Платон рассказал, так ведь?
– Платон свалил все на мудреца и политика Солона. Тому, якобы, рассказали в Египте. Это единственный источник информации об Атлантиде! Самого Платона современники ловили на придумывании мифов, кроме того, в его творчестве описание катастроф появились только после разрушительного землетрясения, стершего с лица земли город Гелику. Город, кстати, частично ушел под воду. Геологи и геофизики уже устали доказывать невозможность нахождения континента или просто большого острова в Атлантике, а воз и ныне там!
– Но, тогда, почему же ее ищут до сих пор? – растерянно спросил я.
– Все просто. В свое время, христианская церковь признала авторитет Платона и Аристотеля. На работах Платона, в значительной мере, построена христианская теология. Неоплатоники до сих пор существуют в недрах католической церкви. Значит, усомниться в рассказах Платона – все равно, что усомниться в отцах церкви. Следовательно, Атлантида должна быть найдена. Вот и ищут. Проанализируйте, кто сейчас занимается поисками. Непременно найдете всяких там теософов и прочих мистиков. Кстати, в диалоге «Критий» Платон описывает также и современные Атлантиде Афины. Казалось бы, на морское дно нырять не надо. Взял Платона в руки и пошел копать... Так нет ведь, все знают, что археология не подтверждает Платоновы фантазии, но предпочитают молчать...
– Хорошо, если не Атлантида, тогда кто? Кецалькоатль? Виракоча?
– Они были слишком поздно. Я, вообще, в них не верю. Уж чего-чего, а колесо они обязательно должны были ацтекам с инками дать, не говоря об обработке железа, на худой конец, бронзы. У меня сейчас нет версии, от кого индейцы могли получить все эти культуры. Земля Му, если она существовала, – я этим феноменом не занимался, – слишком далеко в океане, Гиперборея, гораздо более невероятная, – слишком далеко на севере. А гипотезе, что это –  дело рук инопланетян, противоречит факт отсутствия там собак и кошек. На столько продвинуть развитие цивилизации – и не оставить средства наблюдения? На них это не похоже. Тупик...
– А почему бы не Гиперборея? Я слышал, что наши предки пришли оттуда. Это ведь на чем-то основывается?
Уфолог кивнул.
– Да, еще до первой мировой войны индус Тилак, анализируя тексты Ригведы, пришел к выводу, что они написаны в приполярных районах. К сожалению, это стало еще одной научной ересью.
– Ересью?
– А как это еще можно назвать? Является некто, чьи теории требуют кардинального пересмотра множества устоявшихся концепций, на что ученый мир идет очень неохотно, и правильно делает. Но опровергнуть еретика не получается, поэтому его начинают просто замалчивать, что совершенно неправильно. За эти идеи ухватываются полу-профессионалы, наивные энтузиасты и просто сумасшедшие. Так и качественная гипотеза Гипербореи перетекла в разряд маргинальных, благодаря такой своре вокруг нее. Рациональные зерна теряются в массе историй о гиперборейцах, мечущих друг в друга высокотехнологичные коловраты. Конечно, это выглядело бы очень красиво: немногочисленные переселенцы идут с севера по тихоокеанскому побережью, пока не находят подходящее для жизни место... Они приносят с собой достижения своей цивилизации, а потом, то ли растворяются в море аборигенов, то ли потихоньку забывают технологии, ставшие ненужными. А любимая еда остается.
– А почему бы не принять эту версию за базовую?
– Я стараюсь не выходить из рамок научной картины мира. А в этой картине Крайний Север – слишком экстремальное место для жизни. И у нас нет каких-либо серьезных соображений, как может в условиях приполярья сложиться хоть какая-то цивилизация. Поэтому, как ни жаль, но Гиперборею я принять как гипотезу не могу. Пока не могу. Тупик...
– А я где-то читал, что континенты могут двигаться очень быстро. Может в этом дело?
Уфолог опять усмехнулся.
– Теория литосферных катастроф? Идея, что вся земная кора может свободно повернуться, скользя по мантии – очень красивая. Я даже видел карты с морем во всю Русскую равнину. Это должно получиться, как только равновесие коры нарушится. Только, вот беда, эта теория подтверждается лишь некоторыми фактами, а некоторые – ей прямо противоречат. Так, Африка в этой модели когда-то была близ Северного полюса, и будет там опять. Но тропические леса Африки появились как раз до предполагаемой катастрофы. Они сложились в разгар оледенения, когда климат был более влажным, и сейчас не восстанавливаются на вырубках. Так что, и эту гипотезу мы отложим на потом... Да, и, в любом случае, на полюсе холодно всегда и литосферные катастрофы к Гиперборее никаким боком не относятся.
Я встал.
– Пойду, пожалуй. Тут материала – статей на пять, не меньше. Мы, наверное, уже все загадки обсудили.
Он улыбнулся:
– Нет, еще осталось кое-чего. Загляните, как-нибудь...

Разговор четвертый. Несси со снежным человеком.

На этот раз, для разнообразия, мы разговаривали во дворе на лавочке. Сын уфолога увлеченно копался в песочнице, а мы сидели неподалеку и присматривали за ним.
– Я, вот, недавно рылся в старых заголовках, и наткнулся на такой: «Снежный человек съел всю черемшу на Алтае». А Вы что можете сказать по этому поводу?
Уфолог пожал плечами.
– Ну, надо же снежному человеку чем-то питаться? Почему бы и не черемшой...
– Так Вы верите в снежного человека? – обрадовался я.
– Я стараюсь избегать подхода «верю – не верю». Для меня есть только то, что можно доказать, и что доказать нельзя.
– Значит, есть доказательства существования снежного человека?
– Судите сами. Сотни людей в разных концах планеты видели похожих друг на друга существ. Объявить их всех сумасшедшими? Мошенниками? Патологическими лжецами? Снежный человек твердо присутствует в фольклоре разных народов, об этом упоминает еще Гончаров в книге «Фрегат Паллада». Пойдем дальше. Есть еще ряд существ, которых видели, о которых известно достаточно, но зоологи до них никак добраться не могут. Это Несси, миньокао, который подрывает берега рек в Южной Америке, всякие морские чудовища... Вот самый красивый пример: в Замбии есть обширные болота Бангвеулу, в которых не водятся бегемоты. Местные жители говорят, что там живет хищное чудовище чипекве. Некоторые рассказывали, как своими глазами видели его пожирающим носорога. Один англичанин, занимающийся борьбой с саранчой, заинтересовался этим. В его распоряжении был вертолет, и он смог привезти в тихий уголок четырех бегемотов. Они исчезли через несколько дней. Потом, с воздуха, он один раз видел животное, опознать которое не смог. Эту историю он рассказал советскому журналисту, с которым встретился в глухой деревушке. Его тоже можно объявить лжецом, но сделать это с биологом Айвеном Сандерсоном гораздо труднее. Его экспедицией были сделаны значительные открытия в Африке, но при этом он рассказал о нескольких встречах с совершенно непонятными существами и неудачной попытке добыть птеродактиля. Если не верить биологу, открывшему и описавшему ряд неизвестных науке животных, то кому?
– Но, почему тогда их не могут поймать? Может, они – просто мираж?
– Мираж, который оставляет следы и ест черемшу... Оригинально! Рассмотрим ситуацию подробнее. Итак, если есть еще не изученное существо, то, значит, должна быть и популяция. Никто не может существовать в одиночку. А если есть устойчивая популяция, да еще и локализованная в определенном месте, то их должны были бы давно обнаружить. Следовательно, они откуда-то приходят, и туда же уходят.
– Параллельный мир?
– Именно. Я и инопланетян считаю выходцами из параллельного мира, а не со звезд: согласно нынешним представлениям, межзвездные путешествия – вещь малореализуемая, а переход из одного мира в другой должен быть легче, если им могут пользоваться тупые рептилии, типа Несси. Кстати, судя по некоторым мифам, своя Несси жила в Волхове, близ Новгорода. Вообще, нечто крокодилообразное – частый мотив народного творчества Русского Севера. Да и путешественник Герберштайн в «Записках о Московии» утверждает, что видел, как русские разделывают свежепойманного крокодила...
– Но как неразумные существа могут переходить из одного мира в другой и обратно?
– Видимо, существуют места, где это сделать легко. Не случайно, все эти чудища четко привязаны к определенным местам, причем частота появления в разных местах – разная. Я полагаю, что это как-то связано с водой. Большинство встреч с чудовищами происходят около воды: озер, болот, горных рек, в океане... Кроме того, не забывайте, что ежегодно по всему миру пропадают десятки тысяч людей, и вряд ли они все – жертвы преступлений или несчастных случаев. Вот пример: не так давно в лесу пропали два младшеклассника. Спасатели нашли их ночевку, а, потом, собака потеряла след. Искать начали практически сразу, недалеко – железная дорога, на которой тепловозы специально гудели, волков и медведей там давно никто не видел, а дети как в воду канули! И таких таинственных исчезновений набирается достаточно. А вывод прост: человек случайно попадает в проход и оказывается в другом мире...
– Но, если неопознанных животных никто не может поймать, то они уходят назад. Так? Тогда, почему же люди не возвращаются?
– Животным помогают хорошо развитое чутье и отсутствие разума. Вообразите: Вы идете по лесу, собираете грибы и вдруг оказываетесь на опушке, а там пасется большерогий олень... Конечно, это же надо догадаться идти по собственному следу назад, стараясь наступать на свои следы. Уверен, любой человек, в отличие от зверя, впадет в панику, начнет куда-то идти, хорошо, если не бежать, и, в результате, дорогу домой уже не найдет.
– Но почему инопланетяне или, вернее, иномиряне людям не помогают?
– А Вы думаете, динозавр Несси, антропоид снежный человек и непонятно что миньокао живут в одном мире с разумными существами? Я так думаю, что между единицей и бесконечностью промежуточных значений нет. Если мир не один, значит, их много... И пропавший человек не обязательно попадет к разумным гуманоидам. Хотя, изредка бывают случаи, когда пропавший человек внезапно находится в другом месте, совсем далеко, да еще и потерявшим память. Почему бы и не предположить помощь инопланетян?
– Интересно... Ведь, таким образом, все, чем Вы занимаетесь, укладывается в одну концепцию параллельных миров?
– Не все, но большая часть. Параллельные миры можно описать математически – такие работы велись, они не противоречат базовым принципам существования мира, наконец, со времен Уэллса идея о них кружится в головах – а в существование интуиции, прежде всего, у хороших писателей, сомневаться не приходится. Вот такое мое мнение, и я не боюсь идти наперекор коллегам-уфологам, которые ждут пришельцев с далеких планет. Я считаю, что надо искать параллельные миры, искать – и найти!

Разговор пятый. Тараканы.

Не знаю, являются ли собаки и кошки своего рода наркотиком, а уфолог для меня наркотиком стал. Я не говорю о том, что все статьи получили отклики, а это по меркам нашей большой деревни – событие неординарное. Нет, меня интересовал он сам, его безумные и хорошо аргументированные гипотезы, поэтому я вновь напросился к нему в гости.
На этот раз мы сидели у него на кухне. На плите что-то кипело в кастрюльке и пахло так, что все внутри переворачивалось. Я обвел взглядом кухню, пытаясь отвлечься, и увидел крошки, рассыпанные на листке бумаги.
– А это что?
– А это – моему другу.
– Другу?
– Сейчас, может уговорю... – с этими словами уфолог встал на колени перед холодильником и постучал по полу.
– Изя! Ну, выходи, Изя. Я тебе сахара дам...
Он снова постучал, и из-под холодильника показались усы. Вслед за усами высунулась голова, а потом осторожно вылез громадных размеров таракан. Уфолог резво вскочил, вытащил из сахарницы песчинку и положил перед тараканом.
– Кушай, Изя, умница!
– Изя... – фыркнул я.
– А, так Вы не слышали анекдота? Еврейский мальчик приносит домой котенка и говорит: «Можно я назову его Изя?». А отец ему: «Ты что! Изя – это же человеческое имя. Разве можно называть животных человеческими именами? Назови его, например, Васькой».
Я улыбнулся.
– Значит из-за анекдота...
– Ага. Изя умный, выходит только когда я тут один. Иначе могут убить...
– А почему бы Вам не завести себе домашнее животное? Пусть, если не кошку и не собаку, то, например, хомячка?
– Так и Изя вполне себе домашний. Кроме того, у меня с ним и его сородичами договор.
Я молча уставился на него: это уже слишком!
– Они чистят кухню от крошек, всякого пищевого мусора, да, заодно и паутину ликвидируют в дальних углах. А я, в свою очередь, их слегка подкармливаю. Вообще, тараканы – интереснейшие существа. Они не причиняют ни малейшего вреда человеку, наоборот, оказывают ему некоторую пользу. Они очень чистоплотны и не разносят болезней. А люди почему-то испытывают к ним неприязнь и стараются их убить.
– Паразиты ведь...
– Никакие не паразиты. Они просто живут рядом с нами. Вот клопы – те, да... Давно, соседи переехали из общаги и завезли с собой клопов. Несколько лет всем подъездом морили. Тараканов одно время не было, после того, как их уничтожили фараоновы муравьи. С чем-то их завезли, ну, они и расплодились. Вроде, муравей – насекомое полезнейшее, всяких вредителей пожирает, а тут такое было... Нельзя было ничего съестного на столе оставить. Среди бела дня колоннами шли. Кусок хлеба об стол колотили, чтобы хоть часть муравьев выбить...
– А с ними как справились? У нас вроде тоже что-то такое было, правда не в таких масштабах.
Уфолог усмехнулся.
– Уж больно Вы молоды. Чубайс их вывел. ТЭЦ одну зиму такую температуру держал, что чуть всех нас не заморозил. Но мы, люди, – существа ко всему привычные, в двух свитерах по дому ходили. А муравьи вымерли...
Я рассмеялся.
– А договор с тараканами как заключали? Письменно?
– На ментально-понятийном уровне.
Я вздохнул и попытался сменить тему.
– А Вам за Вашу работу много платят?
Уфолог улыбнулся.
– Это – мое хобби. А деньги я зарабатываю созданием сайтов. Есть заказ – работаю, нет заказов – проедаю заработанное и занимаюсь всякой ерундой.
– Вы называете это все ерундой? – опешил я.
– Ну... Несерьезное это дело, искать неразгаданные загадки и давать им наукообразное объяснение. Мне серьезно не хватает специальных знаний, да и ни у какого человека знаний не хватит. Тут нужны целые исследовательские институты. А я просто выдвигаю забавные гипотезы – для собственного удовольствия.
– Так что, это все – стеб, что ли? – опешил я.
– Не совсем. Обратите внимание: после наших статей люди стали задумываться, искать информацию, опровергать... Они получили знания, не ожидая того: «Гопник спросил у Вассермана, сколько времени, и неожиданно для себя получил высшее техническое образование». Слышали такую шутку?
– И, значит, это все исключительно в воспитательных целях?
– Почти. Чем больше люди думают головой, тем мне легче жить. Мне крайне некомфортно жить в обществе человеко-роботов, которые тупо повторяют то, что недоумки и вруны внушают им, будь то по телевизору, по радио или в газетах. Да и в интернете такого добра хватает. Я расшевеливаю окружающих, на это мне не жалко своего свободного времени. Пусть опровергают меня, пусть спорят – в споре рождается истина, что бы ни говорили сторонники тезиса: «Парламент – не место для дискуссии».
– Ну, вот, и тут политика!
– А что Вы хотите? Мы не можем изолироваться от окружающего нас мира, мир всегда вторгнется в тесный мирок, который мы строим для себя. А современный мир очень сложен, полон разного рода препятствий, запретов и табу – не хуже каких-нибудь первобытных людей...
– Какие запреты? – запротестовал я. – Мы вполне свободные люди!
– Да? – нехорошо усмехнулся уфолог. – Пожалуйста! Как Вы должно быть знаете, у разных рас есть различия не только во внешнем виде, но и в анатомии и даже физиологии. Хороший антрополог по нескольким костям, даже без черепа, сделает однозначный вывод об их принадлежности. Главным аргументом того, что человечество составляет один вид, всегда был тот факт, что представители разных рас могут иметь вполне плодовитое потомство, что расы могут смешиваться как угодно. Но, вспомните мои рассуждения о кошачьих и собачьих. Там зоологи четко разделили их на отдельные виды, а эти отдельные виды также скрещиваются между собой, как люди разных рас. Отсюда главный тезис летит ко всем чертям, и можно спокойно рассуждать о том, что никакого «человечества» не существует, а есть конгломерат близкородственных видов, имеющих, судя по всему, разное происхождение.
– Но по митохондриям же установили, что все люди произошли от одной женщины двести тысяч лет назад!
– А одна вполне авторитетная американская группа, используя ту же методику, сократила этот срок до шести тысяч лет – так, чтобы уложиться в рамки древнесемитского мифа об Адаме и Еве. Разница в тридцать раз! Кто доказал, что частота мутаций митохондриальной ДНК постоянна на протяжении тысячелетий? Что, если скорость мутаций сейчас гораздо выше, чем сто тысяч лет назад? На это ответа нет, поэтому мы можем относится к этим гипотезам как к чему-то сомнительному, требующему дальнейших доказательств. Вы будете об этом писать?
Я смутился.
– Вряд ли редактор одобрит такое.
– Вот. А что я говорил о табу? И не пишите. Мне самому удобнее слыть безобидным чудаком, чем опасным экстремистом. Возможно, еще придет время, когда запретных тем не будет, когда каждое мнение будет иметь право на существование, когда в обществе будет терпимость ко всем, а не только к избранным, коих и трогать-то нельзя... Тогда мы вернемся к нашему сегодняшнему разговору – если доживем. Ну, а пока... Тараканы на моей кухне – к Вашим услугам!


Рецензии
Здорово!!! Жутко интересно!!! Заметил такую штуку, что бесследно для человека ни какая информация не проходит) Даже если я не поверил в то что коты шпионы инопланетян, все равно теперь смотрю на своего кота и думаю чего такого ценного он уже успел передать) Есть еще короткая мысль. Сдается мне, что времена "когда запретных тем не будет и каждое мнение будет иметь право на сущестоввание" не наступят ни когда. Не знаю подробностей, но кажется мораль человека не изменилась за последние 10 000 лет. Мы (люди) эволюционируем (или даже революционируем) в интеллекте (техника, наука, экономика и т.д.) Но нисколько не становимся лучше с точки зрения морали. Да, мы за последние 1000 лет установили множество правил и запретов, призванных сделать нас более терпимыми и далее по списку, но сутью нас это не стало.

Иордан   28.06.2009 06:57     Заявить о нарушении
Сейчас не принять есть людей, обращать чужаков в рабство и пиратствовать на морях. А кто этим занимается - тот подвергается осуждению. Стало быть, и в морали прогресс немалый...

Алексей Гулин   28.06.2009 23:50   Заявить о нарушении