Грех

Грех
...Ошибка — порой жуткая по своим последствиям? Заблуждение? Дурной путь к доброй цели? Или, быть может, грех — это синоним вины, которая гложет душу и не дает покоя? А может... само понятие греха — не более чем человеческая условность, которой можно пренебречь?

...«Женщина умирала в больнице, в коридоре, и все никак не могла умереть... Родных не было, никого не было. Наконец, ночью позвала одну няню, которая ее жалела, и велела слушать...»


                «...Но объясни, что значит грех,
                И смерть, и ад, и пламень серный»[1]...

            

С этих строк Бориса Пастернака и хочется начать наши размышления о грехе, одном из ключевых понятий религии — и в то же время, одном из наиболее сложных.

Что такое грех? Ошибка — порой жуткая по своим последствиям? Заблуждение? Дурной путь к доброй цели? Или, быть может, грех — это синоним вины, которая гложет душу и не дает покоя? А может, все гораздо проще: каждому времени и каждому народу свойственны свои грехи, точнее, поступки, которые считаются грехом, и поэтому само понятие греха — не более чем человеческая условность, которой можно пренебречь? Да и можно ли вообще найти какой-то однозначный критерий, по которому можно судить — что есть грех, а что — нет?

«Если Бога нет — все позволено». Если Бога нет — то нет и греха. Потому что относительность добра и зла становится абсолютной. Но откуда тогда у поэта — вполне далекого от благонравия —  вдруг из глубины души вырывается:

            

                «Я хочу при последней минуте
                Попросить тех, кто будет со мной, —
                Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
                За неверие в благодать
                Положили меня в русской рубашке
                Под иконами умирать»... (С.Есенин)

            

Перед лицом смерти наши размышления об относительности греха становятся не просто нелепыми. Они оказываются подлыми. С.И.Фудель в своих воспоминаниях пишет: «Женщина умирала в больнице, в коридоре, и все никак не могла умереть, заживо разлагалась. Родных не было, никого не было. Наконец, ночью позвала одну няню, которая ее жалела, и велела слушать ее исповедь. Исповедь была страшная, за всю жизнь, а священника нельзя было позвать. Няня исповедь записала и утром отнесла в церковь, а к вечеру женщина умерла». Этот случай — свидетельство тому, что грех — не мысленная фикция или общественный предрассудок, а нечто, что может существенно влиять и на жизнь, и на саму смерть.

В предыдущей передаче мы говорили о том, что летопись истории человечества начинается с греха Адама и Евы. Этот грех заключался в противопоставлении своей воли воле Творца. С тех давних пор и по сей день есть только два вида людей — те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет воля твоя». В итоге каждый получает то, что хочет на самом деле. По своей глубинной сути, грех есть утверждение себя самого по отношению к Богу и другим людям. Настоящая любовь — это всегда память и забота о другом. Грех же, наоборот, есть "память о себе" и забвение других. Грех прародителей поселил в человеческих сердцах сладкий яд самолюбия, который занял место Бога. Источник человеческой жизни оказался отравленным в самом истоке — и последующие поколения лишь примешивали к нему собственную нечистоту. Муть греха настолько срослась с человеческой природой, что стала считаться естественной и неотъемлемой. Поэтому и потребовалось обновить источник особым, сверхъестественным образом. Этим источником стал второй Адам, Иисус Христос, Который Своим Рождением, Крестной смертью и Воскресением победил то, что прежде всегда приводило человека ко греху: страх страдания и страх смерти. Христос стал новым источником, приобщаясь Которому, верующие обретают силу не только противостоять греху, но и окончательно побеждать его в себе.

В повести-притче английского писателя Клайва Льюиса «Расторжение брака» есть такой эпизод. Ученик не может понять участи женщины, оказавшейся в аду. И он говорит своему учителю:

«- Мне кажется, ей не за что гибнуть. Она неплохая, просто глупая, говорливая, старая и привыкла ворчать. Ей бы заботы и покоя, она бы и стала лучше.

- Да, она была такой, как ты говоришь. Может, она и сейчас такая. Тогда она вылечится, не бойся. Тут все дело в том, сварливый ли она человек.

- А какой же еще?

- Ты не понял. Дело в том, сварливый она человек или одна сварливость. Если остался хоть кусочек человека, мы его оживим. Если осталась хоть одна искра под всем этим пеплом, мы раздуем ее в светлое пламя. Но если остался один пепел, дуть бесполезно, он только запорошит нам глаза.

- Как же может быть сварливость без человека?

- Потому и трудно понять ад, что понимать почти нечего, в прямом смысле слова. Но и на Земле так бывает. Давай вспомним: сперва ты злишься, и знаешь об этом, и жалеешь. Потом, в один ужасный час, ты начинаешь упиваться злобой. Хорошо, если ты снова жалеешь. Но может прийти время, когда некому жалеть, некому даже упиваться. Сварливость идет сама собой как заведенная...»[2] Именно в этом и состоит весь ужас греха: отрывая человека от Бога, источника жизни, грех становится как бы второй природой — на самом же деле — паразитом, высасывающим жизнь, и взамен дающим только иллюзию счастья...

Как же устоять перед грехом? Есть ли способ избежать его коварных сетей, расстеленных повсюду?  Ответом для нас пусть станут строки Владислава Ходасевича:

            

                Порок и смерть! Какой соблазн горит
                И сколько нег вздыхает в слове малом!
                Порок и смерть язвят единым жалом.
                И только тот их язвы убежит,
                Кто тайное хранит на сердце слово —
                Утешный ключ от бытия иного.

            

__________________________________________________________
[1] Б.Пастернак

[2] К.С.Льюис. Расторжение брака, с. 102.


Рецензии
Грех - вымысел. Ловкий фокус, чтобы заставить человека ощущать вину. Виноватого человека легче контролировать. Легче сделать из него раба.

Владимир Платонов 3   25.04.2011 15:47     Заявить о нарушении
Лучше подвергнуться всем бедствиям на свете, чем переносить всё возрастающее последствия нечистой совести. Постепенное осознанное совершение дурных поступков ведёт к утрате способности поступать правильно. Если нет раскаяния и грех не уменьшается, тогда он ускоряет физическую и нравственную гибель

Владимир Дьяченко   19.02.2013 15:33   Заявить о нарушении
О, тут Вы правы!
Однако нет необходимости переносить бедствия, когда есть технология принятия ответственности за совершенные проступки.

Владимир Платонов 3   20.02.2013 10:06   Заявить о нарушении
Я, кроме исполнения заповедей Христовых, не знаю никакой другой технологии, которая бы давала чувство ответственности за свои грехи, то есть за неисполнение заповедей, - то, что Вы называете вымыслом.
Вы знаете альтернативную технологию, вызывающую чувство ответственности за «проступки», которые, как я понимаю, заменяют у Вас понятие «грехи»?

Владимир Дьяченко   20.02.2013 11:53   Заявить о нарушении
Давайте сначала проясним слово "технология".
Технология - последовательный набор действий, дающий неизменный результат. Если результат отсутствует, или появляется нерегулярно, значит, с технологией что-то не так (или её вовсе нет).

Я бы не хотел сейчас отзываться как-то отрицательно о какой-либо религии, я считаю, что любая религия - лучше, чем никакой, но факт наличия технологии "замаливания грехов" у меня вызывает серьезные сомнения (а если точнее, то я уверен, что в Христианстве её нет).
Еще раз подчеркну: лично я за свободу вероисповедания и не призываю никого отказаться от своей веры.
Технология принятия ответственности за совершенные вредоносные действия ("грехи", как Вы выражаетесь) действительно есть. И какой-то альтернативной её назвать нельзя, поскольку нет её, альтернативы.
Исполнять заповеди Христовы прекрасно! Кто бы спорил?(только неплохо для начала все слова прояснить в заповедях). Но что делать, если уже имеются нарушения?(а у кого их нет?). Вот тут и нужна технология. Эта технология имеется в Саентологии.

Владимир Платонов 3   20.02.2013 14:29   Заявить о нарушении
Теперь мне понятно. Вы являетесь поборником саентологии, - это Ваш выбор, и это Впаше право.

А что касается исполнения заповедей, вернее их НАРУШЕНИЯ самими православными, то, согласитесь, кто виноват, если человек не может решить задачу, не зная или не применяя математические правила? Правила виноваты или сам человек? Так обстоит и с заповедями Христа.
Не пеняй на зеркало, что рожа кривая.

Владимир Дьяченко   20.02.2013 18:29   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, я - саентолог!
Относительно несоблюдения заповедей скажу так: "виноват" разумеется сам (а кто ж еще?) человек, но ведь речь не об этом. Речь о том, что делать, если несоблюдения уже допущены? Идти и покаяться? Практика показывает, что облегчение при этом наступает у совсем немногих и ненадолго. А большинство людей, якобы раскаявшись, продолжает делать тоже самое: "Покаюсь снова и Бог простит". Эта ситуация и заставляет думать, что технология отсутствует, поскольку нет результата.
Люди не могут решить задачу, потому что не знают, или не применяют правила? Вы правы. Но почему они так себя ведут? И если бы сейчас было найдено правильное "почему", то проблема быстро разрешилась бы. Но проблема не решается, значит, правильное "почему" не найдено, значит, нет технологии.

Владимир Платонов 3   20.02.2013 18:59   Заявить о нарушении
Владимир, Вы же человек мыслящий, а сводите всё христианство к передразниванию «иди покайся, а потом снова греши». Введите в поиск «невидимая брань в христианстве» и получите такую технологию, которая расписана на все случаи жизни. Или посетите мою страницу «КАКАЯ ВЕРА ВЕРНЕЕ».

Владимир Дьяченко   21.02.2013 11:52   Заявить о нарушении
Владимир, я никого не передразниваю. Я просто умею наблюдать и говорю о том, что вижу. В Вашем произведении ничего нового я не нашел, и очень со многим я не согласен. Вы пытаетесь протолкнуть мысль, что все, что нужно делать, это просто "не грешить". Я же пытаюсь донести до Вас, что если бы всё было так просто, то и не было бы проблемы. Несмотря на то, что всем людям известна основная идея заповедей, они продолжают совершать прямо противоположные действия. Значит, что-то в технологии не учтено. Я не хочу критиковать Христианство, но за 2 тысячи лет его существования общество очень сильно деградировало, поэтому вывод такой - там нет технологии. Забыто что-то очень важное (собственно, я знаю, что именно, но это длинный разговор).

Владимир Платонов 3   21.02.2013 12:45   Заявить о нарушении
Назовите, пожалуйста, хоть парочку несогласностей, чтобы мне было хоть за что-нибудь ухватиться,- а иначе диалог между нами становится скучным.

Владимир Дьяченко   21.02.2013 14:51   Заявить о нарушении
"...Должно убить в себе земную любовь, любовь к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к чести и оживить любовь к небу – истинному отечеству..."

Ну, вот, хотя бы вот это. Категорически с этим не согласен. Но я знаю, что такова позиция Христианства и не собираюсь переубеждать никого.

Владимир Платонов 3   21.02.2013 16:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Здесь говорится о гурманах, ищущих наслаждение, о лихоимцах и блудниках.

1. Л.Т. Всё думаю: за что мне такое счастье. Всё, что мне нужно есть у меня; и что важнее всего, знаю, что это – то, что мне одно нужно, есть у меня,- а именно, сознание своей жизни в очищении, проявлении, освобождении духа…Испытал радость уединения с Богом. Господи, помоги мне, сожги моего древнего, плотского человека. Да, одно утешение, одно спасение: жить в вечности, а не во времени.

Владимир Дьяченко   21.02.2013 17:23   Заявить о нарушении
А вот и о красоте:358. Л.Т. В тюрьме – красота луча, мухи, звуков. И главный источник – любовь моя к людям и людей ко мне. Как бы хорошо было, если бы это была правда. Неужели мне открывается новое: Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительная. Я узнал это и бросил. Добро без красоты мучительно. Только соединение двух, и не соединение, а Красота, как венец добра. Кажется это похоже на правду.

Владимир Дьяченко   21.02.2013 17:38   Заявить о нарушении
Лев Толстой был умнейший человек своего времени. Я читал то произведение, за которое его отлучили от церкви. Мне оно представляется весьма близким к истине.

Относительно той строчки, которую я привел...
Я не увидел там ссылок на одних лишь лиходеев и блудников. Понятно, что и о них речь, но лишь в числе прочих. Написано: "убить в себе любовь к земной красоте"... чести" и т. д. Как написано, так в основном и понимают. И это неправильно. Невозможно достичь полного понимания Бога, не достигнув понимания со своим телом, семьей, своей группой, человечеством, живой природой, всей физической вселенной, всеми духовными существами (коим является человек в своей основе). Только после этого можно в полном объеме осознать Бога. А если всё это отрицать (убивать в себе), то получим падение по нисходящей спирали. Собственно, его и имеем.

Владимир Платонов 3   21.02.2013 18:56   Заявить о нарушении
Ну, конечно же познать самого себя.

"Убить земную красоту" - это слова Иоанна Кронштадтского, а не Толстого, который далеко не со всяким его высказыванием соглащается, как Вы знаете из диалога.

Владимир Дьяченко   22.02.2013 12:30   Заявить о нарушении
Согласен.
Рад, что мы пришли к согласию.

Владимир Платонов 3   22.02.2013 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.