Введение

Цели, задачи, объект и предмет исследования
Целью данного исследования является введение в оборот политических исследований такого элемента политической культуры как рок-музыка. Важность изучения неформализованных политических институтов , к числу которых можно отнести и политические аспекты существования искусства, неизбежно возрастает в обществах с декоративной, либо же недостаточно развитой, формальной и публичной составляющей политики. Тем более важность её возрастает в обществах с весьма изменчивой институциональной средой, в обществах транзита. Поскольку к обществам подобного рода относится и Россия, изучение культурных и иных неформальных аспектов политических отношений граждан между собой и с государственной властью представляется важным. Тем более важным представляется изучение субкультур.
Рок-музыка в этом смысле представляет для нас значительный интерес как объект исследования. Являясь сильно связанной именно с неформальным миром человеческих отношений и являясь искусством также весьма неформальным и в основном самодеятельным, она может служить весьма примечательным индикатором политических отношений в обществе – и это опять же справедливо для России, которая имеет большой опыт политической истории русского рока. Этот опыт не был во все времена одинаковым, и именно специфика политической составляющей русского рока в данном случае является предметом исследования.
Для достижения поставленных целей необходимым представляется решение следующих задач:
1. Терминологические ограничения, необходимые для чёткого представления об объекте и предмете исследования
2. Обозначение первичной (для данного исследования являющейся основной) классификации рок-музыки («ядра» субкультуры) по степени политизированности мессиджа
3. Вычленение важнейших политических аспектов близких субкультур на Западе, необходимых для исследования русского рока
4. Непосредственно изучение генезиса политической составляющей русского рока. Возможная несбалансированность работы может быть обусловлена тем, что последняя задача представляется наиболее объёмной и включает в себя не только историческое описание, но и попытки анализа текста.

Методологические аспекты темы. Проблемы библиографии
Методологическая проблема данного исследования заключается в том, что тема, будучи неисследованной, по сути, не имеет никакой сложившейся методологии. В известной мере, проблема заключается уже в постановке рабочей гипотезы. В случае данной работы она звучит следующим образом:
Значительное внимание, уделяемое государством молодёжной политике, неизбежно заставляет его обращать внимание на рок-музыку как на вид искусства, чьей целевой аудиторией является молодёжь. Интерес государства (и, в меньшей степени, общества) тут первичен в силу ряда особенностей политического развития.
Библиография проблемы также представляет собой отдельную проблему исследования. Фактически её не существует, во всяком случае, это справедливо для специализированной политологической литературы.
В меньшей степени это является проблемой для книг, повествующих об общей истории отечественного рок-движения. Однако писались они в основном людьми от мира музыки, а потому  них акцентируется внимание совершенно на иные темы. Вместе с тем, нельзя обойти вниманием самые фундаментальные работы по теме, охватывающие наиболее значительный период в истории рока, В нашем случае таковыми являются «Back In The USSR» Артемия Троицкого и «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Несомненными достоинствами данных работ является то, что они пытаются создать некий общий обзор истории отечественного рок-движения. Однако очевидным недостатком обеих работ является, во-первых, фрагментарность обращения к теме политических сюжетов в данных работах, а, во-вторых, их хронологическая ограниченность 1991 годом. При этом традиционная оценка обоих авторов заключается в том, что принципиальную эстетическую ценность представляет именно советский период в истории отечественного рока.
Попытки изучения вопроса непосредственно политической истории русского рока предпринимались другим значительным персонажем движения – поэтом, журналистом и издателем Ильёй Кормильцевым, автором текстов культовой рок-группы «Наутилус Помпилиус». Его цикл статей «Великое рок-н-ролльное надувательство-2»  - на данный момент самое значительное достижение в этой области (во многом благодаря тому, что автор говорит о вещах, о которых имеет представление как реальный участник событий, не скатываясь при этом в излишнюю мемуарность). Однако явным недостатком данной работы является публицистический характер данных статей, написанных в стилистике памфлета с очевидной позиции «перманентного» оппозиционера.
В известной мере попытки осмысления феномена русского рока существуют и в мемуарной литературе – в частности, это может касаться мемуаров Андрея Романова «История Аквариума. Книга флейтиста». Но мемуарная литература интересует нас скорее как источник, нежели как литература по проблеме.

Источники и методы исследования
Говоря об источниковедении проблемы, следует указать, что очевидным  источником, необходимым для её изучения, выступает само творчество рок-музыкантов, поскольку именно оно даёт простор для трактовки и придания рок-движению каких-либо политических смыслов. Кроме того, необходимой базой источников является пресса – статьи о рок-музыкантах, рецензии и интервью самих рокеров. И если в последних они также пытаются дать какое-то объяснение своим поступкам и позициям, то первые два для нас важны как попытка охарактеризовать и оценить их со стороны.
Следующим источником, представляющим интерес, является мемуарная литература – во многом, потому что в ней находятся данные, которые из иных источников трудно почерпнуть – от личностных оценок государственной власти до неких подробностей выстраивания отношений рока и государства.
В силу пионерного характера работы, в ней отсутствует все многообразие методик, которые могли бы быть применимы к изучению данной субкультуры. Для данной работы в первую очередь важно будет изучение генезиса русского рока – и тут очевидным будет использование исторического метода – тем более что основные веховые повороты в генезисе русского рока не могут быть вырваны из того исторического контекста, в котором он развивался.
Однако данный метод не может считаться единственным приемлемым для подобной работы. Помимо вопросов истории нас неизбежно будет занимать вопрос компаративистики – в частности, с западными субкультурами. Поэтому метод сравнительного исследования также может быть задействован в работе.
Наконец, исследование не может обойтись без анализа текстов отечественных рок-групп. Полноценным контент-анализом и «вживлением в текст» на данном этапе назвать это, конечно, нельзя, однако совсем упускать из виду их изучение не имеет смысла, дабы не превращать работу в исторический очерк.


Рецензии
Истинный творец, музыкат-то или кто иной, никогда не ступит в нечто под названием политика. В силу своей публичности рок-музыканты были втянуты в политику, начиная с цензуры. У Житинского в "Путешествии рок-дилетанта" есть интервью с Виктором Робертовичем, где писатель спрашивает у музыканта: как Вы всё смогли предвидеть в песне "Перемен". На что Цой отвечает: о чем Вы? Какой я пророк? Я писал песни для танцев, а то что там была нотка протеста, там молодой был, горячий. Но политики там ни-ни. Это уже потом додумали за нас. Сейчас в Беларуси "Перемен" запрещена для публичного воспроизведения, как и почти вся рок-музыка: Ляпис Трубецкой, Нейро Дюбель и много других не могут выступить с концертами в своей стране. Музыкантов ангажируют в политику против их воли. И это показатель глубины и внутренней свободы творца, т.к. он не должен кормиться с чужих, и тем более властных рук. А еще творец должен думать, и рифмовать то, что происходит с ним и вокруг него. Честно рифмовать. Двуличной(как минимум) политике такое не нравится. Думаю, рок-музыка кое в чем даже была использована против старой системы сама того не зная.
Система била авторов, они озлоблялись и кусались, но понимание того, что ее можно расшатать уже витало в воздухе, реальная жизнь круто отличалась от пропагандируемой в телевизоре. Рок-музыка просто озвучила кухонные разговоры. До этого были барды, Высоцкий, но система не признавала это профессиональной музыкой, а только любительским творчеством, т.е. считала шпаной. Но на самом деле Владимир Семенович мог собирать стадионы не хуже Шевчука и Кинчева.
Не думаю, что побуждающим мотивом творчества рок-музыкантов тогда было желание поменять политический строй, иначе мы их уже бы забыли.
Вы указываете ключевым 1991 год. Верно в этот год политика решила свою главную проблему, перешагнула через труп страны и начала нащупывать методы и пути своего существования дальше. Многие рок-коллективы пропали на один-два года, но политика тут не причем. Им пришлось приспосабливаться к новым принципам существования. Рыночным! А это как оказалось оказалось по-сильнее партии и цензуры, многие уже больше не оклемались и пропали вообще. Одной ностальгией о 80-х в нулевых не собрать и заштатного клуба. Верные фанаты того времени в больших количествах спились и погибли. Молодежь хочет видеть успешных и бодрых рок-ветеранов. Рок-музыка живет сегодня за счет шоу. Идейными могу признать только Шевчука и Кинчева, первый хочет того или нет является голосом оппозиции, второй эксплуатирует православие и русскость. Ну, да Бог им судья, будем верить в их искренность, и забудем слова "пиар" и "маркетинг".
Вообще принцип "оказаться в нужном месте в нужное время" сработал для российских рок-музыкантов во второй половине 80-х, как для американских и прочих западных в 60-е, в эпоху хиппи, и тогда их тоже перемолол Рынок.
Рок - явление более широкое, если хотите мировоззренческое, и вычленение ее "политической истории", слишком абстрактно. И опускать Рок до "элемента политической культуры" тоже не стоит, политические дрязги того времени давно улеглись, а мелодии, гармонии и стихи останутся.

Александр Фортовский   28.08.2011 02:12     Заявить о нарушении