Консультант Хамелеон

Аналитический обзор книги Эндрю Холмс "Консультант – Хамелеон"

Статья была опубликована в 2006 году, но мне показалось, что ее актуальность не угасла. Впрочем как и самой книги:) Источник: Журнал Экономическое обозрение, 2006 год. Автор статьи - Дамир Музафаров.

Подсказка. Читая произведение, мысленно представьте, что вы не какой нибудь консультант, а просто новый сотрудник новой компании в вашей жизни...

Представьте себе такую ситуацию. Вы начинающий, но очень талантливый бизнес консультант, за плечами которого учеба в известной бизнес школе, огромный опыт работы в аналитической сфере, который приобрели «потом и кровью». Вы четко знаете, что и как нужно сделать, чтобы улучшить, довести до совершенства те или иные механизмы бизнеса, полны решимости применить ваши знания на практике, и, конечно, хорошо заработать.

Однако, приступив к первому заданию, вы с удивлением обнаруживаете, что ваши знания и опыт не играют решающей роли, а конечный консалтинговый продукт, несмотря на его логичность, практические обоснования, яркость и красоту представления клиенту – направляется, мягко говоря, в мусорный ящик. Клиент не доволен вашей работой, и больше никогда не порекомендует вас, или консалтинговую фирму, которую вы представляете, - никому. Катастрофа! Теперь от вас потребуются значительные усилия, чтобы завоевать доверие на рынке...

Искренне верю, что мой пример, скорее исключение, чем правило. Действительно, не может быть, чтобы квалифицированно выполненная работа не имела успех у клиента. Консультант же сделал все то, что от него и ждали! Однако, по мнению Эндрю Холмс, автора замечательной, вдумчивой, оригинальной по замыслу и очень практичной книги «Консультант Хамелеон» такое, к сожалению, нередко, случается, причем не только с «юнцами», но и с «акулами» бизнес консалтинга.

Дело в том, как считает господин Холмс, типичной ошибкой многих консультантов, особенно новичков, является откровенная демонстрация отсутствия понимания организационной культуры компании клиента, в которой они производят данный продукт, тотальное навязывание своих знаний клиенту, поведение в компании не с точки зрения объективного бизнес-аналитика, а хозяина ситуации.

Автор книги также исходит из того, что рынок бизнес консультирования развивается семимильными шагами, усиливая спрос на бизнес консультантов, и стоимость их труда. Однако, даже тем, кто считает, что прочно занял на рынке бизнес консалтинга свои позиции, не говоря о новичках – «успокаиваться» явно преждевременно. Если консультант действительно заинтересован в предоставлении эффективной помощи организации - клиента, повышении своего профессионального роста, упрочнения позиций на рынке ему необходимо как считает Холмс глубже понимать степень организационной культуры клиентской организации.

Без учета специфики культурной организации, не пытаясь адаптировать свою практику к социально-культурной среде компании консультант рискует не узнать, почему сотрудники подопечной организации действуют именно так, или добиваются плохих результатов, даже при условии прогрессивного менеджмента, хорошей организации труда, быстрорастущего рынка и свободной рыночной ниши.

И самое главное, без учета культурной организации огромный массив ценных и столь нужных знаний о компании может остаться за бортом видения консультантом проблем клиента, что значительно исказит результаты его работы. Все это легко приведет к провалу консалтингового проекта, неудовлетворенности клиента, принесет вред компании, и самому консультанту, что печально.

Безусловно, и тут Эндрю Холмс очевидно прав, способность подстроить стиль работы и подход к консультированию к организационной культуре является настоящим искусством, умением, которое не все правильно оценивают, а еще меньше используют на практике. Порой сталкиваясь с проблемой того, что трудно понять все нюансы организационной культуры, консультанты идут по пути «наименьшего сопротивления» – просто не вдаются в детали всех и вся.

Соглашусь. Отчасти это оправданно, и даже целесообразно. Физически невозможно отследить все тончайшие детали работы механизма компании, особенно если она не является малой. Но верно это лишь отчасти, и только там, где это требуется. Узнать же где это требуется, а где нет – в этом соль, талант и искусство работы любого консультанта, который готов придти на рынок всерьез и надолго, а не на один день.

Ярким впечатлением от книги остается то, что культура является властью (скорее всего пятой, но далеко не последней). Именно культура определяет стиль жизни, формирует качества личности, ее поведение, мировоззрение, а значит и всех сотрудников организации в их единстве. Культура способна стать мощным ресурсом развития компании, сплотить коллектив против разрушающих его внешних и внутренних факторов, сохранить идентичность организации, заставить механизм самосохранения работать и сохранить организацию «на плаву», когда казалось уже ничто не может ей помочь. И только при потере культуры организация теряет свои ценности, направление деятельности, и, что самое ужасное, – цель своего развития. Тогда, боюсь, ей уже действительно ничего не поможет.

Книга насыщена уникальными примерами из практики, снабжена удобными табличными данными, полезными тестами, легкими в применении практическими инструментами. Она относится к категории изданий – «взял и применил на практике», что очень важно при нехватке временных ресурсов. Область ее познания не ограничивается лишь теорией и практикой межличностного общения, организационного поведения, или современного менеджмента. Она намного шире и глубже, ибо включает все подобные сферы в их взаимосвязи и интеграции.

Любопытное представление книги о плавном вхождении в культуру организации многое проясняет. На уровне артефакт, вы просто слышите, что происходит вокруг, как люди взаимодействуют друг с другом, насколько шумно или тихо в офисе, кто как выглядит, кто как на вас смотрит (если смотрит вообще), и так далее. Здесь трудно понять, почему люди ведут себя именно так. На уровень ценности происходит глубокое проникновение в культуру.

Проведя глубокий анализ таких инструментов как стратегия и структура организации, ее цели, задачи, установленные правила, процедуры и прочие, консультант начинает четко понимать почему люди ведут себя определенным образом, а типичными фразами выступают такие, как «у нас работа в команде действительно имеет большое значение», или - «у нас нужно сосредотачиваться на работе, а не общаться в рабочее время». Но и на этом уровне еще трудно отличить одну организацию от другой.

И вот лишь на третьем, самом сложном уровне начинается то, что принято говорить глубокое проникновение в культуру. Это общепринятые постулаты, неписанные правила культуры, то, что принимается как должное, но остается скрытым от глаз. На этом уровне люди, включая бизнес консультантов, либо входят в культуру, либо терпят неудачу. Если вошли, думаю, что 70-80% успеха вам обеспечено – люди вам сами дадут то, что им так нужно. Вам же остается это лишь подобрать и грамотно использовать. Если нет… Типичной фразой на этом уровне является – «у нас так принято делать». И даже если логика или здравый смысл диктуют обратное, но практика работы компании демонстрирует явный успех от применения того или иного системного компонента, инструмента управления или механизма работы компании – это непременно нужно принять во внимание. На этом уровне можно сказать – «вписался» или «не вписался», «нашел подход» или нет.

Все искусство консультанта, его талант, должно быть направленно на распознание того, а что же принято делать, и почему именно это, а не иное, в конкретной компании.

При помощи данной книги все это сделать будет очень несложно и эффективно.

Итак, хотите «с гарантией», не просто «выжить» на рынке бизнес консалтинга, но сделать ее увлекательным, захватывающей профессией, реально помочь огромному числу нуждающихся в вашей помощи, без нервных потрясений, мягко и быстро проникать из одной компании в другую, сохранить прочные связи со всеми клиентскими организациями и быть желанным гостем везде - тогда это книга точно для вас. Но и менеджеры всех звеньев найдут эту книгу полезной для более глубокого, как бы «со стороны», понимания работы и тонких механизмов своего коллектива, чтобы усилить потенциал своего коллектива, и, конечно, лучше организовать работу с бизнес - консультантами. И хотя работа Эндрю Холмса основана на практике, преимущественно, западного бизнеса, его мысли и рассуждения универсальны, что делает книгу мощным инструментом для бизнес консультантов и топ менеджмента любой страны мира по повышению своего потенциала на рынке бизнес консалтинга.


Рецензии
По моему, вы, автор,типичный представитель героического трудоеда.

Евгений Донской   08.05.2010 15:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.