Заключение

В работе рок был рассмотрен как специфическая субкультура «поэтов» с гитарами, близкая к бардам; он предстает как субкультура молодёжная, ориентированная почти исключительно на молодое поколение. Но эта субкультура отличается от бардов большей «квазирелигиозностью» и большей сплочённостью и активностью – что произрастает из самого характера рок-музыки. При этом субкультура русского рока почти исключительно самодеятельная.
По отношению к политике рок дифференцирован на:
1. «Политический»
2. «Абсентеистский»
3. Не определённый однозначно.
Так же, как и в случае с американским фолком, рождение политической составляющей субкультуры русского рока стало следствием противоречий и конфликтов процессов модернизации. Однако сама природа данного процесса разнилась настолько, что это, в известной мере, повлекло и различные последствия для каждой из субкультур.
Западный рок (в частности, это касается как раз субкультуры фолк-рока), не встречая препятствий со стороны государства, обращал внимания на конкретные язвы общества и гражданские проблемы – от антивоенных до дискриминационных. И это же, в известной степени, сперва подняло его на щит гражданского протеста в конце шестидесятых, а затем так же плавно вернуло в пространство «чистого искусства», сделав политический протест одной из творческих тем.
Ситуация же русского рока очень сильно зависела от государства, и само «право на рок» было предметом борьбы, даже если тематика не подразумевала никакой идеологической конфронтации. Что характерно, само отстаивание этого права не заставило рок-музыкантов обратиться к теме религиозной (попытки эти произошли уже в девяностые и двухтысячные). Позицию государства, однако, нельзя назвать однозначной и последовательной. Во все периоды своего существования государство смотрело на рок, исходя из вопросов престижа государства на международной арене, авторитета государственной власти внутри страны, также необходимости перемены курса в связи со сменой политического лидера страны и активности молодёжи.
При этом история русского рока, что «управление» политической составляющей рок-музыки куда эффективнее, если рок-музыка не интегрирована в шоу-бизнес, а необходимость выживать за счёт своей музыки не должна быть для рок-музыканта первостепенной.
Вместе с тем, вопрос исследовательский потенциал темы представляется значительным. За рамками выпускной квалификационной остались такие темы, как социологического аспекта восприятия субкультуры, идентификации её представителей. Широкие перспективы открывает также как контент-анализ текстов, так и качественный анализ дискурса.


Рецензии