Платье из джерси

   Париж. 1909 год.

   На рю Камбон, 14, на углу Сент - Оноре не спеша прогуливались две очаровательные дамы. Одна из них была в белом суконном, отороченном мехом, платье, другая – словно кокотка, с птичьими перьями в накладных волосах. Слишком яркий макияж и удушающие корсеты делали их лица  бледными, почти кукольными, их платья волочились по земле, собирая всю уличную грязь и пыль, но, несмотря на это, выглядели они роскошно. Да, именно роскошно.

- Не может быть! Платья из джерси! – воскликнула женщина, театрально закатывая глаза,  Настоящие платья не делают из джерси. Джерси – это для мужчин!

- Ты права, моя дорогая – поддержала собеседница. – Забавная модистка, овернянка к тому же. Говорят, она приехала из Мулене, именно там она и познакомилась с Этьеном Бальсаном.

- И что только он в ней нашел? – недоумевала первая.

- Ах, а как же ее элегантность, ее манера одеваться просто, но зато удобно и свободно? А ее шляпки… Какие у нее шляпки! – мечтательно пропела дама.-  Я слышала, раньше, еще до открытия магазина, она покупала колпаки в Галери Лафайет и переделывала их как нравиться.

- Они напоминают мне мужские котелки. Эта мадемуазель не для нашего общества. Она слишком противоречива. Игнорирует моду, превращая мужскую одежду в женскую. Недопустимо!

-Тогда что, по-твоему, делают у нее в салоне столько знатных дам?

- Она новенькая модистка, они верят, что она будет вторым Пуаре.

-Нет, они верят, что она сделает их свободными и независимыми. Строгая простота ее костюма,  шляпа, как ты заметила, походящая на мужской котелок, создают резкий контраст с роскошными пышными туалетами других дам. Она делает, что хочет и как хочет, плывет против течения, и эта жизненная позиция не может не привлекать внимания. Дамы нашего времени больше не желают быть содержанками, они мечтают о независимости, а мадемуазель в состоянии продать им ее.

- Ты была в ее салоне?

- Конечно, и должна признаться, если бы столь сильно не любила веера, пышные юбки и огромные шляпы с перьями, одевалась бы исключительно у этой мадемуазель. Только вот джерси…- скривилась собеседница.

- Март Давелли говорила, что первое платье из джерси она сделала для Габриэль  Дорзиа: темно-синее, прямое, очень длинное, с жакетом в форме кардигана и маленьким кроличьим воротником, им ее снабдил Жак Эйм, начинающий меховщик.

- Не может быть! Мадам Дорзиа? Ты ничего не перепутала?


- Нет, это точно. Я своими глазами видела мадам Дорзиа в этом платье и, должна сказать, выглядела она великолепно, немного строго, правда, но ей шло. – Немного подумав, добавила, - Три года назад Пуаре ( Пуаре -  известный модельер. –прим. Автора) упразднил корсет, год назад – остриг своих манекенщиц, а совсем скоро Мадемуазель  оденет всех женщин Парижа в черные строгие костюмы, шляпки-котелки, и конечно, в платья из джерси.

   Дама громко рассмеялась.

- Может со временем это платье станет даже элегантным.

- Или экстравагантным!

- Но самого хорошего тона.

-Верно.

Вместо эпилога

   Дамы были весьма близки к истине.

   Уже в 1916 году, спустя три года как Коко открыла магазин в Довилле, американский журнал «Харперс Базаар» опубликовал ее первую модель, во Франции это произошло чуть позже – в 1921 году.


   В 1938 году дом моды Великой Мадемуазель продавал 28 000 платьев в Европе, В Южной Америке и на Ближнем Востоке.

   Может, Коко Шанель и не была до конца понятой, но она к этому никогда и не стремилась. Коко продавала новое искусство жить. Искусство… создавать не моду, а свой неповторимый стиль.


Рецензии