Историческая память
Когда умирает один – это трагедия, когда умирает много -- это уже статистика. Сказано кем-то предельно просто и жёстко. Но как к этому не относись, парадокс остаётся: -- с потерей близкого человека чаша горя сразу переполняется, всё остальное уже через край. Для летописи и для политиков.
Чудовищно, но это факт. Тут таблица умножения не может служить ни упрёком, ни утешением.
Не измерить горя каждого, кто, к примеру, оплакивал близких после землетрясения в Спитаке. Эта рана будет постоянно кровоточить у современников.
Связанные с несчастьем хлопоты не только спасают от опрометчиыых поступков, но и дают силы к сопротивлению.
Самоубийство от отчаяния – это поражение при испытании бедой, поэтому осуждается церковью.
Так же было и после обороны Севастополя. Но если в случае Спитака виновата была прежде всего стихия, то во втором случае не осталось почти никого в живых из тех, кто убивал и тех, кто оплакивал убитых.
Подобное происходило и происходит при всех крупных катастрофах. А потом уходят последние родственники и очевидцы. Спрашивать не с кого и наказывать тоже. Остаётся только историческая память – другими словами те «осколки» о которых я говорил выше.
Их надо собирать, сохранять в чистоте и изучать, чтобы меньше ошибаться в будущем.
Человек – всегда ученик с аналитическим мышлением, умеющий находить в текущем моменте прошлое, увидеть будущее. Он единственный из известных нам существ, который способен творить вторую природу (цивилизацию) на фундаменте существующей первой.
Смысл прежде всего в этом. А без изучения истории ветры времени выровняют исторический ландшафт, бугры и овраги трагедий станут всё менее заметны, и мы, опускаясь всё ниже и ниже, сами уподобимся братьям нашим меньшим, хвостатым и четырёхлапым.
Прошлое – почва будущего. Так что без изучения истории никак не обойтись.
«Иван без родства», да ещё без знания прошлого очень удобный объект для тех, кто рвётся к господству над людьми. Поэтому первейшей задачей коммунистов, когда они пришли к в власти, было отбить всякую память о своих предках, чтобы люди боялись и даже стыдились, если в их роду были не только рабочие и крестьяне.
Когда же кто-то обнаруживал у себя такой "грех", то тщательно его скрывали от всех (не дай бог, дойдёт до НКВД!).
Только в 1942 году, на краю гибели, власти вынуждены были для собственного же спасения разрешить вспомнить о великих предках, прежде всего о полководцах Суворове, Кутузове, Нахимове, Ушакове и других.
Необходимо было укрепить дух соотечественников в борьбе против злейшего врага. Закрыли глаза на то, что поднятые на "щит" указанные лица были не только царскими генералами, но, о ужас! ещё и дворянами!
Свидетельство о публикации №209062800689
Дело в том, что историческая память, как правило, деформирована национальными, идеологическими, социальными предпочтениями. Складываясь постепенно, она впитывает в себя мифы и представления о событиях, весьма далекие, порой, от реальности.
Понять историческую реальность мы можем только с помощью исторической науки, научных методов изучения истории. При этом, как правило, научно выверенное историческое знание приходит в противоречие с народной исторической памятью. И это нормально.
Ибо не только коммунистическая идеология старалась эту память деформировать и исказить, причем небезуспешно. Вспомните, как освещалась наша история некоторыми публицистами времен перестройки и гласности, вспомните, как "потрудились" над народной памятью о войне Суворовы-Резуны и прочие "ревизионисты". Ведь антинаучные идеи всегда активно подпитывают народные представления...
Но сами по себе фиксация и изучение представлений исторической памяти не бесполезны, ибо помогают понять прошлое через народные представления о нем, понять, повторюсь, господствующие или господствовавшие народные представления об историческом прошлом. Что само по себе также входит в задачи исторической науки, т.к. не представив ментальности большинства или определенной общественной группы, также весьма непросто понять наше прошлое.
Игорь Абросимов 12.03.2010 14:03 Заявить о нарушении
Ваше замечание совершенно справедливо: историческая память и историческая реальность не одно и то же и даже далеко не всегда рядом. Но ведь весь пафос моей статьи направлен против того, что искажает реальность, и разоблачает тех, кто подменяет факты на мифы, а вернее истолковывают факты в пользу заинтересованных фальсификаторов. Ведь многие искренне выдают желаемое за действительное.
Может быть этот момент надо было более чётко обозначить с самого начала. Но я пошёл другим путём: решил показать постепенность происходящего в жизни людей. За это время (как и с самого начала) скапливаются различные «накладки», уводящие историческую память всё дальше от исторической реальности.
Буду рад каждому Вашему визиту.
С уважением Анатолий.
Анатолий Смышляев 13.03.2010 23:18 Заявить о нарушении
Но я хотел подчеркнуть, что не историческая память, а историческая наука способна воспрепятствовать искажениям и прямым фальсификациям. Более того, только историческая наука способна "подправить" всяческие нежелательные и неправдоподобные "наслоения", которые деформровали и деформируют нашу историческую память.
Желаю успеха в Ваших делах, в Вашем творчестве!
Игорь Абросимов 14.03.2010 11:51 Заявить о нарушении