Земляничные поляны

                Одна из моих любимейших композиций группы  The Beatles - Strawberry Fields Forever – “Земляничные поляны”. И не даром! Очень любил с детства собирать землянику. Вот о этой ягоде и пойдёт сейчас рассказ.
            Начиналось всё оттуда же – села Льялово. Дед Иван всегда таскал меня в лес за собой. Он был большой любитель всяческой ягодной и грибной охоты. Не сказать чтобы я тоже сразу, сходу это полюбил. Хотелось сперва, самые красивые ягоды класть в рот, смотреть за разными жучками и бабочками. Дед ругался. Не то чтобы сильно, сердился – больше ворчал… и курил свой любимый “Беломор”: “Вот придёт зима! Захочешь земляничного варенья с чайком! А что будешь зимой есть? Ведь не собрал ничего… – съел всё прямо сейчас !” Вот так, раз за разом приручал меня, воспитывал во мне ягодного сборщика. И воспитал-таки! В последующие времена я собирал за 5-6 часов до 4-х литров земляники. Конечно же позволял себе юношеское баловство – положить одну две крупнейших из ягод в рот. Но не более дву-трёх!!! Пока бидон не наполнится до верху азарт не проходил. Не чувствуя усталости в спине, в ногах - собирал и собирал ягодку за ягодкой. И до сих пор земляника самая любимейшая моя ягода. А теперь подробнее о самой ягоде, о сборе и о самих земляничных памятных местах.

Льялово – сосновые посадки.

Не буду подробно останавливаться на рассказе об этих посадках. Это в предыдущем повествовании. Итак... Яркое солнечное утро! Мы с дедом идём по дороге на Веревское. Начинали с ближней посадки – слева. До оврага их было две и ещё одна через овраг. Всё по левой стороне. Дед ставил мне норму – две кружки эмалированных. А дальше, мол бегай за своими бабочками… Сам собирал гораздо больше! И приносили мы домой в конце – он 4-х литровый бидон, а я литровую банку подвязанную за горло верёвочкой, чтобы удобнее было нести. Так вернёмся к началу… Приходим в сосновую посадку и начинаем. Земляника самая трудовая ягода из всех, которые я знаю. Во-первых, всегда надо приседать. Во-вторых, очень редко бывает, чтобы присесть и набрать вокруг себя больше одной горсти. Собрал эту горсть, высыпал в кружку, делаешь следующие два шага к замеченной ягодке, до которой не достаёт рука. И опять приседать! Вот такая физзарядка! Сели-встали, сели-встали, сели-встали и так неимоверное множество раз – продвигаясь вдоль ряда сосен. Потом переходишь на второй, третий ряд. Солнышко уже высоко комарики и слепни кружат… Норовят укусить! Малому пацану это неприятно, но дед мгновенно замечает:” Ягоду собирай! Не лови мух!” Выпил водички из бутылки, вытер пот со лба и собираю… Сделаю шаг вперёд, приседаю, оборачиваюсь назад. Оказывается под листиком не заметил ягоду, а слева ещё две. Надо возвратиться!... Лень вставать, перемещаюсь, как гусак на корточках. Вот такая это ягода – с одного места не сразу все их увидишь. Собираешь любую - и красную, и немного с розовым бочком. Земляника имеет свойство доспевать. И уж совсем зелёную оставляешь.За ней мы придём сюда же послезавтра. А завтра пойдём в дальние саженцы за оврагом – там их ещё пять справа. Три обходим за завтра. За послезавтра ещё два. Спустя два дня возвращаемся в ближние, и нас уже встречает вызревшая ягода, та самая, которая была зелёной пару дней назад. Но продолжим о сегодняшнем… Переходим овраг и продолжаем сбор в дальнем саженце. Ну, кажется тара наполнена – идём домой! По пути находим стайку маслят. Как не прихватить! Тем более в процессе сбора ягоды они тоже попадались. Будет вечером картошечка с грибами. Выходим из леса, доходим до дома садимся и тут силы в одно мгновение уходят. Бабушка высыпает наши трофеи на клеёнку стола и изба наполняется волшебным ароматом… Так, как земляника не пахнет ни одна лесная ягода. Аромат волшебный!!! Лежим с дедом на кроватях, наблюдаем за бабушкой. Она быстро перебирает ягоды, достает сухие сосновые иголки, маленьких жучков. Это ненужный мусор. В варенье он попасть не должен. Потом ягода засыпается сахаром. Вечером таз с ягодой ставится на керосинку и через пару часов – результат. Любимейшее мной с детства, варенье! Конечно мальцу, то есть, мне оставляется часть свежей ягоды. Это на ужин. Она заливается парным молоком.  Кто не пробовал – тому не понять!
                В качестве отступления. Наша хозяйка тётя Шура была дояркой на сельской ферме. И мы с её сыновьями частенько бегали туда после дневного удоя. Наслаждение пить тёплое парное молоко – прямо из-под вымени бурёнки. Видишь своими глазами, как струйки молока стекают в ведро под быстрыми движениями рук доярки. А потом она берёт поллитровую банку черпает из этого ведра:” Пейте ребятушки!” А если от своей, хозяйской, коровушки с вечернего удоя, да и с земляникой… Даже сейчас, закатываю глаза и… слюнки текут! В последующие годы собирал в Рязанской области луговую землянику. Она крупнее, но такого запаха, как у лесной у неё нет. А в этом–то запахе и есть одна из прелестей этой лесной ягоды. Дальше я рассказу о других земляничных местах.

Вологодская область. Деревня Гари.

Летом 1968 года впервые уехал надолго из Москвы. И впервые далеко. Это тема отдельной главы воспоминаний. Но всё же немного – для введения в курс дела… В ту самую деревню я поехал с группой от Дворца пионеров на Ленинских горах. Наша задача была наблюдение серебристых облаков. Потерпите! – в следующих главах вы прочитаете и узнаете все подробности об этом явлении и об экспедиции. Сейчас о землянике! Нас было там в экспедиции: 2-е взрослых и 6 человек школьников. Из мальчишек – я один. Вечером были наблюдения. Днём девчонки развлекались своими девичьими делами. А я ходил по окрестным лесам. В реку Шексну впадал небольшой приток. Местные называли его Пишковка. Вот вдоль этой речки на полянах была масса земляники. Собирал и приносил её. Иногда мне компанию составляла наша старшая пионерка Нина Копцева. Чаще она хозяйничала по кухне, но когда была свободна то мы приносили вместе до 5 литров земляники. Всё съедалось вечером в мгновение ока. Позже созрела черника но об этом не сейчас…

Тверская область. Голубые озёра.

Севернее Твери, в то время Калинин, есть чудеснейшие места. На юг от станции Гриблянка - железнодорожной ветки Бологое-Бежецк, течёт речка Волчина. Она протекает через цепь озёр. Вот с друзьями отца по работе и братом Володей собрались туда на рыбалку. Нет, нет о рыбалках моих тоже в отдельной главе. Не замучал я Вас ещё отсылами? Не обижайтесь!!! Воспоминания же только начинаются. Этот озёрный край просто из какой-то сказки. Сосновые леса по берегам, острова на озёрах, в которых отражаются кучевые облака с голубым небом. Пансионат недалеко от нашей стоянки так и назывался “Голубые озёра”. Доехали мы туда на автомобилях. Все другие мужчины занялись рыбалкой. У меня же рыбалка в удовольствие только тогда, когда клюёт. Если час-полтора не клюёт – бросаю и ухожу. Не моё это - часами смотреть на “мёртвый” поплавок… Вот и ушёл собирать землянику. А её было очень много. Удовольствия получил больше, чем, если бы поймал пару плотвичек. Хотя на утреннем клёве наши рыбаки реабилитирировались. Но- я всё же ягодник в душе. Спасибо дедушке!

Калужская область.  Платформа Киевской ж/д "Сляднево".

В 1988 году летом мой родной брат Володя познакомил меня с Мишей Будиным. Поехали вместе за черникой. С тех пор сдружились. Много у нас было ягодных поездок за разными ягодами. А вот земляничных поездок запоминающихся – две. Эта первая - июнь 1992 года. Ехали небольшой компанией с моей второй супругой и её подругой Ирой Вишиной. Были ещё приятель Иры и сам МихалЮрич Будин. Проходя через деревню, едва отвязались от местных, которые заявляли права на свой лес. Вроде всё обошлось. Здешние земляничные места совсем другие, в отличие от описанных мной выше. Это светлые берёзовые рощи! Лагерем встали на одной из сторон оврага. Земляники было очень много. За выходные заполнили всю взятую с собой тару. Не считая того, что вечером под блины с костра шла земляника протёртая с сахаром. Объедение!!! Да ещё и с чаем с мятой. Она в обилии росла внизу в овраге. На следующий день ходили достаточно далековато купаться на речку Суходрев. Стояла июньская жара, после которой вода в речке была просто ледяная. По пути собирали ягоду. И ещё одно поразительное воспоминание. Когда пришли к стоянке и сели на отдых, попеременно прилетали две бабочки – переливница и перламутровка. Ну и что скажете? А вот что! Они садились прямо на нас… Да, да!!! Я видел это впервые в жизни и очень жалел, что в эту поездку не взял с собой фотоаппарат. Собирались наскоро и плёнки я не купил. А какие кадры пропали! Переливница сидела прямо на моём плече и никого не боялась! Потом прилетела перламутровка и села на плечо друга Иры. Чем это объяснить? Может давно не было дождей и бабочки пили влагу наших вспотевших тел? Не знаю… Но о неснятых кадрах часто жалею. На второй день собирали ягоду на противоположной стороне оврага. И случилось тоже самое. что и в знаменитой песне Алексея Иващенко:

Ах, как время бесшумно текло
На краю земляничной поляны,
Что в июне успев отцвести,
Вдруг укуталась сладким ковром.
Мы хотели собрать полкило,
А собрали всего полстакана,
Да и ту на обратном пути
Растеряли в овраге сыром,
Растеряли в овраге сыром.

В итоге, как я писал, собрали много. Но вот последних полстакана, именно в том овраге я и растерял… Споткнулся о кочку, когда спускался вниз… Зато ассоциации какие!!!
Потом сходил набрать мяты увидел вдали цветочную поляну, вниз по оврагу. Прошёл и набрал домой полевых цветов. На той же поляне увидел большое количество красивой травки - кукушкины слёзки называется. Вот сейчас прошло много лет. Я живу в другой стране, а эти слёзки стоят у меня в маленькой вазочке и напоминают о тех сладких временах…

Калужская область. Боровский район. Деревня Тишнево.

На эти места ездили на наших "Жигулях", с маминым сослуживцем Сергеевым. Это был ярый ягодник. В тех берёзовых рощах тоже было много ягоды. У папы сноровки и терпения не хватало, и он всегда возвращался к машине. Мы с мамой набирали по 4-х литровому бидону. На обратном пути иногда заезжали в Пафнутьево-Боровский Монастырь замечательный памятник церковного зодчества с большой историей, уходящей в века.

Московская область.  Станция Луховицы. Деревня Староходыкино.

Это последнее место моего сбора земляники перед отъездом на землю Обетованную. Лето 1994 года. Уже родился младший сын. Оставили его на попечение бабушки и поехали с Мишей Будиным к его дядьке Борьке - в Староходыкино. Таких земляничных мест я не видел за всю свою жизнь Как у Вадима Егорова:

Под ковер зеленый загляни-ка:
земляника всюду, земляника
и шмели, и шмели, и шмели.
Что ж это за чудо, что же это?
Это чудо - это просто лето
у земли, у земли, у земли.

Она действительно была всюду в тамошних берёзовых рощах. Такого на моей памяти не было, чтобы за один присест обернувшись вокруг себя на 360 градусов, на расстоянии вытянутой руки можно было собрать целую кружку. Фантастика! Мне до сих пор иногда снятся эти земляничные поляны, и в душе поднимается жалость, и жадность ягодного сборщика. Как же так?- взятая с собой тара заполнена а в лесу ещё столько несобранного осталось…
Но надеюсь это был не последний мой сбор в жизни!

В качестве иллюстрации - Лев Разумовский.Ковер с земляникой. Акварель. Игналина
Взято из публикации Татьяны Разумовской в Живом Журнале:
http://tarnegolet.livejournal.com/213659.html
Та же запись и навеяла эти мои воспоминания!


Рецензии
Песня "Битлов" "Земляничные поляны навсегда" ! Именно "навсегда" - "пока земля ещё вертится"! В детстве собирал с матерью и дедом , сейчас - с дочкой . Садовая , конечно , крупнее , но вкус и аромат не сравнится с лесной ( как ,кстати, и малина , садовая и дикая - большая разница )! Зимой ложечку земляничного варенья в чай добавишь и ... снова в лете - берёзки шумят , "птички чирикают , червячки куда-то стремятся ", запах травы в жару ... Блин , да вкуснее ягоды нет ! Спасибо за воспоминания и удовольствие от рассказа ! Всего !

Василий Тарасов   13.07.2019 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.