Чужбина

   Я медленно спустился по лестнице с мраморными, стертыми от старости ступеньками в крошечный внутренний дворик. Сел на лавочку под пальмой и закурил. Это последние часы моего пребывания в Аргентине. Утром я улетаю в Россию. Глубокая ночь. Все обитатели семейного отеля спят. Я грустно усмехнулся- семейный отель... На самом деле приспособленный многокомнатный старый дом под арендуемую старую квартиру. На втором этаже пять комнат, общая кухня с одной газовой плитой, туалет и душевая. На первом этаже семь комнат, душевая и туалет.
 
  Годами здесь живут аргентинцы, у которых нет своего жилья и мы, четверо граждан России, которых называют последней волной эмиграции. Участники предыдущих покинули Родину, спасая свои жизни, ну а мы... Нам никто не угрожал, нас никто не преследовал... Правда были единицы, кто действительно бежал, чтобы остаться в живых. Например, как Вовка, по прозвищу « Слон», который живет в шестой комнате. Он бывший бандит. Член одной известной тюменской преступной группировки. После ее разгрома « Слон» единственный, кто по счастливой случайности не был убит и избежал тюрьмы. С большими деньгами он оказался в Буэнос-Айресе. «Слон» сразу же арендовал двухкомнатную, уютную квартиру в престижном районе Реколета. И начал роскошную жизнь: личный переводчик, личный шофер... Каждую ночь известные во всем мире рестораны и дорогие девочки  по вызову. Летом- отдых на лучших пляжах Атлантического побережья. Зимой- катание на лыжах на горных курортах в Андах. Через полтора года у него закончились деньги и «Слон», попрощавшись с красивой жизнью, переселился в наш семейный отель. Быстро нашел работу вышибалой в одной из столичных дискотек. Его взяли туда с большой охотой, потому что Вова был двухметрового роста, накачен и подстрижен наголо. 

      За моей спиной неожиданно заскрипела дверь. Я обернулся. Это Эдуард Павлович. Как всегда, уходя на работу, забыл закрыть свою комнату на ключ. Эдуард Павлович из Новосибирска. Ему 57 лет. Среднего роста, с седой, тщательно ухоженной бородкой, с круглым, выделяющимся животиком. Он кандидат технических наук. На Родине Эдуард Павлович оставил интересную, но малооплачиваемую работу, которой посвятил всю свою жизнь, так и не создав семьи. В Аргентину он приехал с твердой уверенностью заключить контракт с одним из металлургических предприятий на внедрение его новейших разработок. Ведь Эдуард Павлович был крупным специалистом в области порошковой металлургии. Чтобы оплатить дорожные расходы, он продал все свое движимое и недвижимое имущество. В сентябре 1999 года он появился в нашем семейном отеле с большим чемоданом, набитом различной технической документацией.

        Полгода Эдуард Павлович бегал по всем большим и маленьким металлургическим заводам. На ужасной смеси скверных английского и испанского языков он рассказывал о преимуществах его разработок, о технологической революции, которую они смогут совершить... Но везде Эдуарду Павловичу давали понять, что ни он, ни его идеи никому не нужны. Все, с кем он встречался, его благодарили и любезно просили больше их не беспокоить.

        Удача улыбнулась Эдуарду Павловичу в тот самый момеит, когда у него иссякли запасы денег и оптимизма. Ему предложили работать ночным сторожем на большой многоэтажной автостоянке, которая находилась в четырех кварталах от семейного отеля. Теперь каждый вечер в 7.30, с большим термосом кофе, он важно выходил из отеля,забывая замкнуть свою комнату, и неторопливо шествовал к автостоянке. Здесь он всю ночь читал газеты, которые оставляли ему клиенты, или слушал радио.За эту работу ему платили 450 песо, по нынешнему курсу 450 долларов США. Сумма достаточная, чтобы сводить концы с концами.
       Недавно, играя в шахматы с дядей Колей, Эдуард Павлович проговорился, что оформляет документы на эмиграцию в Канаду.
       Я встал,и, сделав несколько шагов, тщательно закрыл дверь, скрипящую от сквозняка. В соседней с Эдуардом Павловичем комнате жил Николай Иванович Волков, или как его уважительно называли все знакомые- Дядя Коля. Родом он из Нижнего Новгорода. Коренастый, широкоплечий, огромной физической силы человек. Волков бывший прапорщик Советской Армии. В 1987 году при выполнении интернационального долга в Афганистане был ранен. Награжден орденом Красной Звезды. В 1992 году Волков уволился из рядов Вооруженных сил и со своими близкими друзьями организовал коммерческую фирму. Они покупали все, что покупалось, и продавали все, что продавалось. Но дела шли нестабильно. Один год генеральный директор Николай Иванович Волков покупал новую иномарку, обставлял квартиру роскошной импортной мебелью, дарил жене и двум дочерям дорогие подарки. На следующий ему приходилось пересаживаться в старый « жигуленок» и продавать все золотые украшения жены. Один год со своей семьей проводил отпуск в Испании, а другой – копал картошку на тещеном огороде в селе. В 1998 году фирма окончательно развалилась. Волкову пришлось продать практически все, что бы рассчитаться с долгами. В пустой квартире остались только четыре матраса, две кастрюли и один чайник. На семейном совете Николай Иванович сказал, как обрубил:
   - Все, надо уезжать. Здесь для нас перспектив нет. Едем в Австралию!
В желанную Австралию Волков не попал. В конце того же 1998 года он очутился в Аргентине. Сюда он приехал на «разведку». Николай Иванович сразу же поселился в этом семейном отеле. Два месяца он работал на стройке. Платили мало и Волков уволился. Затем три месяца он мучался охранником в маленьком агенстве частной безопасности. Платили также мало и все время с задержками. Николай Иванович решил вернуться на Родину, но денег на дорогу не было.

      Как-то одним прекрасным днем, в состоянии глубокой безысходности, Волков бродил по центру Буэнос-Айреса. На улице Флорида, в туристической зоне аргентинской столицы, он увидел чистильщика обуви. Лысый, опрятный дедушка лет 70, очень ловко, можно сказать красиво, чистил туфли всем желающим. Клиент усаживался в высокое металлическое кресло, обитое бархатом, а чистильщик, устроившись на маленькой табуреточке, за 10 минут доводил его обувь до состояния зеркального блеска.Николай Иванович наблюдал за работой старичка около часа.Подсчитав, что чистильщик заработал за это время 8 долларов, Волков пришел в восторг.

     На последние деньги Николай Иванович купил кресло, табуреточку, щетки, баночки с кремом... Через два дня он начал свою новую трудовую деятельность также на улице Флорида. Разумеется, что по чистке обуви бывший старшина роты был профессионалом высшего класса. О своей работе он мне рассказывал так:
     -Знаешь, командир, первые дни я глаза не поднимал. Боялся, что кто-нибудь из знакомых увидит. Стыдно было... Вдруг я – и обувь на улице чищу! Как в фильмах о белогвардейских эмигрантах в 20-е годы в Париже... Ну, а потом привык...

     Я знал, что кривил душой кавалер ордена Красной Звезды Волков. Не привык он! И не привыкнет никогда! А говорит это мне для собственного самоуспокоения.
     Когда мы с ним познакомились, то сразу почувствовали взаимную симпатию, которая перерасла потом в дружбу. У нас были похожие судьбы. Одного возраста. Бывшие военные. Он прапорщик, я офицер.Бывшие предприниматели, потерпевшие крах. Дядя Коля стал меня называть Командир. Просто и лаконично. По-армейски.
    
     Жизненный девиз Волкова: «Помоги всегда ближнему!» По первой просьбе едва знакомого ему человека он давал тому взаймы деньги. Всем и всегда помогал грузить домашний скарб при переездах и делать ремонты в квартирах. Поэтому и получил Николай Иванович среди славянских иммигрантов последней волны уважительное прозвище – Дядя Коля. Он очень хотел поехать проводить меня в аэропорт. Но от прошедших накануне проливных дождей затопило в пригороде дом, где жили две украинские семьи. И Дядя Коля, попрощавшись со мной, в ночь помчался спасать этих людей.
     Когда Волков узнал, что я возвращаюсь на Родину, он сказал мне:
     - Правильно делаешь, Командир! Я тоже еще деньжат поднакоплю и тоже рвану домой. К семье!
А потом грустно добавил:
     - Устал я здесь. Устал от чужбины. Ты меня понимаешь?
     Как не понимать! Я приехал в Буэнос – Айрес в июне 1999 года. И в первый же день, увидев разбитые тротуары, заваленные собачьим дерьмом, груды мусора в пластиковых мешках на улицах, я сердцем почувствовал, что я здесь не приживусь. Все было и будет для меня чужое. А чужое – это чужбина. Мне надо бы было уехать домой сразу же на следующий день или хотя бы через неделю. Но я почему-то тянул, надеясь найти приличную работу. А ее не было. Привезенные деньги были быстро потрачены и дорога на Родину закрылась. Я переживал тяжелейший период в моей жизни... И вдруг совершенно неожиданно я получил фантастическое предложение за несколько месяцев заработать солидные деньги. Надо было ехать на север Аргентины в провинцию Катамарка добывать родокризит. Я согласился, не раздумывая. Наконец- то мне улыбнулась удача!- ликовал я.

     Но надо было скорее плакать, чем радоваться. Шахта Санта Рита находилась в горах на высоте 3000 метров над уровнем моря. В узком и низком тоннеле, стоя на коленях, тяжелым кайлом я рубил родокризит. Затем грузил куски этого розового минерала в старую ржавую тачку, и упираясь в нее лбом и руками, на четвереньках выталкивал мою добычу в главный тоннель. Нехватка кислорода и рабский труд за месяц превратили меня, физически очень крепкого мужика,в скелет , обтянутый кожей. Из носа шла кровь, в голове все время шумело, глаза ничего не видели... Я бросил все и вернулся в Буэнос-Айрес. Здесь, в семейном отеле, меня выходил Дядя Коля. Он возился со мной все свое свободное время. Покупал за свои деньги лекарства и лучшие продукты питания.Благодаря ему, через три недели я поднялся на ноги. А вскоре, наконец, устроился охранником фармацевтических грузов в одно известное агентство частной безопасности.

     За год я объездил Аргентину вдоль и поперек. Я страдал от невыносимой жары во влажных тропических джунглях на севере страны. На юге, на Огненной Земле, меня насквозь продували ледяные антарктические ветра. В сентябре 2000 года в Андах, на подъезде к чилийской границе, наш караван попал в сильнейшую метель. Грузовики по самую крышу были завалены снегом. Неделю мы оставались отрезанными от всего мира. За это время я увидел всю красоту Аргентины. Но для меня это была по-прежнему чужая страна. Меня покорили своей добротой и отзывчивостью люди аргентинской глубинки... Но все равно это была чужбина. В агенстве частной безопасности мне хорошо платили. За год я накопил приличную сумму. Можно было бы остаться еще хотя бы на несколько месяцев... Но я уже не мог...
     С улицы раздался короткий звонок во входную дверь. Это прибыло такси, чтобы отвезти меня в аэропорт. Я уезжаю... Прощай чужбина! Здравствуй РОДИНА!!!
               
   Ноябрь 2008 года.


      

 
      


Рецензии
Ничего, вот напишите, как провели май в России.
Нина, моя жена. Считайте нашу рецензию общей.

Иван Наумов   25.07.2023 16:33     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за то, что прочитали один из самых первых моих рассказов!
Не знаю о чём писать. Честно Вам говорю! Что можно рассказать россиянам, живущим в России об этой стране?
С уважением

Сергей Горбатых   25.07.2023 03:56   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.