Сказка Прошлого Века. гл. 5

Глава 4. О ТОМ, КАК ДОМОВОЙ БАБУШКУ НАПУГАЛ http://www.proza.ru/2009/06/29/255


Глава 5.     К Т О   Т А К А Я   П О Л У Д Н И Ц А?


Прокравшись за бабушкой и внучками в дом, Домовой забрался на русскую печку, и осторожно отодвинул уголок ситцевой занавески.

Бабушка сидит на диване и охает. Младшенькая внучка уселась рядом и все спрашивает, не ушиблась ли бабушка и не болит ли у нее чего.  А старшая выскочила в сени, вернулась с мокрым полотенцем и положила полотенце на бабушкин лоб.

-  Ох, дайте дух перевести. Убиться то я не убилась, а уж как испужалась! - не перестает охать бабушка.

-  Кто же тебя испугал? Мы никого там не видели,  -  убеждают бабушку внучки.

-  И я не видала. Да как же ее увидишь, пока она сама не покажется, - говорит бабушка.

-  Кто не покажется? – спрашивает младшая внучка.

-  Кто же как ни Полудница. Осерчала видать на что-то, не дает водицы из своего колодца. На меня прыгнула, ведро опрокинула! – отвечает бабушка, а сама всё фартук теребит.

-  А кто такая эта Полудница, расскажи, бабушка. Мы про Полудницу никогда не слышали! – стали в два голоса упрашивать внучки. 

Бабушка задумалась о чем-то, поправила головной платок, и начала:

-  Сама я Полудницу никогда не видала. Только знаю, живет она в моем колодце. Еще моя бабушка о том сказывала.

-  Она страшная? – спрашивает младшая внучка, и на всякий случай посильнее прижимается к бабушке.

-  Люди говорят, что тонкая она, мокрая да холодная. Волосы де у нее белые, длинные, в косу не плетеные. А руки такие, что со дна колодезного дотянуться может, -  поведала бабушка.

-  Я боюсь, - захныкала младшенькая внучка.

А старшая сжала кулак, и говорит:

-  Я ее камнями закидаю, будет знать, как на бабушку мою нападать!

-  Даже и близко к колодцу подходить не думай! А то схватит тебя Полудница, и на дно к себе утащит, - строго сказала бабушка. И пригрозила: - Не будете слушаться, матери с отцом скажу.

Услыхал это Домовой, скатился с печки, и в огород, к колодцу побежал. Так спешил, что о ведро, бабушкой забытое, споткнулся, кубарем покатился, головой о сруб шмякнулся. Так шмякнулся, что в глазах темно стало, а во тьме звезды в хороводе закружились. 

-  Никак это ты, Хозяин, стучишь да бренчишь, колодец мой шатаешь? – спрашивает со дна Полудница.

-  Я, соседушка.  На ногах не устоял, на лоб шишек насбирал. Да то не беда, голова то садовая, не калиновая – дубовая. Погоди малость, только звезды пересчитаю, и расскажу, что знаю,  – ответил ей Домовой.

Как только тьма со звездами в глазах рассеялись, рассказал Домовой обо всем, что произошло в доме. И о том, что его – вымокшего и замерзшего в колодце - бабушка за неё, Полудницу приняла. И о том, что о самой Полуднице люди говорят.

Расстроилась Полудница, захлюпала, забулькала, запричитала:

-  Да разве-ж  могла я бабушку нашу обидеть? Разве жалко для нее водицы? Для кого же я колодец берегу? Зачем же сруб подпираю, журавля правлю, наледи чищу, птиц отгоняю? Что ты наделал, Хозяин, не пойдёт она теперь к колодцу, побоится!

А как услыхала Полудница, что за молва о ней идет, пуще того разревелась:

-  Худая, мокрая, косматая да рукатая – вот какой я ныне стала. Во тьме, в холоде и сырости живу, ясного солнышка не вижу! А когда-то красавицей была – статной, золотоволосой, румяной.

Удивился Домовой:

-  Сколько годков здесь живу – и не счесть, не перечесть  уже, а золотоволосой да румяной тебя не припомню!

-  Откуда же тебе помнить! Давно времена моей молодости миновали.  Тогда и дом наш еще не построили, и колодец этот не вырыли…

И поведала Полудница свою историю:

-  В молодости я не в колодце жила, а в вольном поле, на широком раздолье летала. Были у меня сёстры – такие же веселые резвушки-хохотушки, как и я. Как солнышко припекать начинало, выходили мы с сёстрами песни петь, хороводы водить, да над путниками, косарями да жнецами потешиться. Бывало, соберём  охапку лучей солнечных, и бросим кому-нибудь на голову. И весело же было нам,  когда человек на землю падал! Или жары-духоты полуденной напустим - людей по домам, животных по норам разгоним. Потому звались мы Полуденными девами, или Полудённицами.

-  Как же ты в колодце оказалась, соседушка? – растрогался Домовой.

-  Года своё взяли. От зноя полуденного у самой голова кружиться стала, от лучей солнечных на руках ожоги появились. Вначале днём в теньке хоронилась. Потом в тальнике, у реки быстрой пристроилась. Опущу ноги в воду, и сижу день за днем. Одно лето так просидела, другое, третье… Через пятьдесят лет совсем остыла. Прослышала, что люди новый колодец выкопали, и туда отправилась. Пешком шла: летать-то, как остыла, разучилась. С тех самых пор стал колодец этот моим домом.  А я стала такой, как есть – Полудницей.

Так заслушался Домовой Полудницу, что рассказать ей главную новость совсем забыл. Он все пытался представить, как резвилась да озорничала когда-то его старая добрая соседушка.

-  А те Полудённицы, что теперь к полю картофельному в полдень слетаются, не родственницы ли тебе? -  поинтересовался Домовой.

-  Как же не родственницы? Пра-пра-правнучки они мне, - булькнула в ответ Полудница. И Домовому показалось, что она улыбнылась.

А  после опять всхлипнула Полудница:

- А что детей ловлю да топлю – не верь тому. Не знаю, как другие Полудницы, но я за свое колодезное житье-бытье ни одно дитятко не сгубила.


________
Глава 6. О ТОМ, КАК БАБУШКА ПО ВОДУ ХОДИЛА    http://www.proza.ru/2009/06/29/267 


Рецензии