Сказка Прошлого Века. гл. 11

Глава 10. В КОТОРОЙ ДОМОВОЙ В ОТПУСК СОБИРАЛСЯ    http://www.proza.ru/2009/06/29/292


Глава 11.      П Р О    Т О,    К А К     Д О М О В О Й    Б А Б У Ш К Е    П А Л Ь Ц Е М    Г Р О З И Л



Проснулись утром внучки, одеваться стали. Младшенькая сразу заплатку на платьице своем увидела.

-   Ты, Люба, зачем, - спрашивает, - на мое голубое платьице красный лоскуток прилепила?

-   Ничего я не лепила, - отвечает старшая. И бабушку зовёт: - Баба, ты зачем заплатку поставила? И почему она не голубая, как платьице, а красная? Вике так не нравится, не красиво получилось!

Бабушка на платьице глядь – точно, лоскут красный на него нашит. Черными нитками. Ничего понять не может, руками разводит:

-  Не пришивала я заплатки этой. Дыру вчера зашила: вот он шов,  уголочком идет, справа по подолу. И нитки – видите? – голубые.

И бабушка показала на еле заметный шов.

-  А эта заплатка слева. И черными нитками, через край кое-как приточена. Бахрома из неё – гляньте – во все стороны торчит! У меня такое художество, и постараюсь, не получится.

Стали они думать - гадать, кто заплату на ровное место наложил, если ни Люба, ни Вика, ни сама бабушка здесь ни при чем.

-  Я знаю, кто причем, - говори Люба, - это Домовой!

-  Сдается, права ты, внучка. Как ни крути, окромя нас только Хозяин в доме живет. Не иначе, сам Домовой похозяйничал. Помочь, видать, решил, -смеётся бабушка.

Взяла бабушка ножницы, и спорола с платья красную заплатку. Подошла к печи, положила за ситцевую занавеску красный лоскуток, и говорит:

-  Спасибо, Хозяин, за помощь, за заботу. Дыру на внучкином платье я сама зашила, потому возьми свой лоскуточек, он тебе ещё сгодится.   

Потом самовар растопила, чай из воды чистой, колодезной, заварила. К чаю оладышек напекла, и крыжовниковое варенье подала.

Пьют внучки чай, как и бабушка - горячий, из блюдечек. Не как в городе – на бегу, а спокойно, не торопясь. За вкусным чаем разговор, как ручеек, журчит: внучки бабушку про Домового расспрашивают, бабушка им рассказывает.

-   Баба, расскажи нам еще про Домового. Какой он?

-   Строгий. Беспорядка жуть как не любит. Лентяев не признает. Пьяниц не терпит. Обмана не прощает.

-    А откуда ты это знаешь?

-    Как же мне своего родного Домового не знать? Уж поверьте, знаю! Вот послушайте, что весной было. Взялся сосед Степан мой огород вспахать. Заплот снял, трактор свой в огород загнал. Давай, говорит, бабуля, сразу рассчитывайся! Я и заплатила ему, как договаривались. Он тут же со двора: щас, приду, говорит. Прийти то пришел, но к вечеру уже, и сильно выпивший. Деньги в его кармане получаса не пролежали – все на зелёного змия извёл! Гляжу я – влез было Степан в кабину трактора, да как там подскочит, как на землю спрыгнет. И бежать! Бежит, спотыкается, на землю валится - как будто кто его в спину тычет. Все как есть бросил – и трактор, и заплот. А на утро я встаю – глазам не верю: огород вспахан, трактора там нет, заплот на месте, а у крыльца Степан стоит. Деньги обратно отдает и прощения просит. А у самого страх в глазах, всё по сторонам озирается. Вот и подумайте, кто, ежели не Домовой, так Степана проучить смог.

-  И правильно, что проучил. Будет знать, как водку пить и бабушку обманывать! – говорят внучки. И снова спрашивают:

-  Бабушка, а ты сама когда-нибудь своего Домового видела?   

-  Только один разочек. Ух, и натерпелась же я тогда страху!

-  Расскажи, ну расскажи, бабушка, - наперебой стали просить внучки.

-  Да что рассказывать? Осерчал, видать, тогда на меня Хозяин...

Бабушка задумалась, помолчала немного, и продолжила:

-    Лет уж пятнадцать тому назад дело было. Перекрывал ваш отец крышу дома,  попутно решил чердак почистить. Хлама там, говорит, много скопилось. И полетели на землю вещи старинные - утюги чугунные, на угольках, зыбки и люльки детские, прялки, сундуки… Мне в это время зачем то в избу зайти понадобилось. Как вошла я, так на пороге столбом и встала. Вижу - стоит ОН посреди горницы. Стоит, молча на меня смотрит, и пальцем мне грозит.

-  А как ты узнала, что это и есть Домовой?   

-  Как же не узнать? Маленький он – с табурет ростом, бородатый, штаны веревкой подвязаны, рубаха-косоворотка в заплатах разноцветных вся. Босиком ходит. И хоть летом дело было – на голове шапка-ушанка надета.      

-  А что потом было?

-  Погрозил, значит, пальцем Хозяин, бровями сердито подвигал, головой покачал… и исчез.  Поняла я, из-за чего он гневается. Из избы кинулась, и давай отцу вашему вещи старинные подавать. Положи их, говорю, туда, где взял - где лежали, там пусть и дальше лежат. Так всё назад на чердак и вернули.

-  А больше Домовой не сердился?

-  В этот раз нет - видно, выполнили его наказ. А в другое время, бывало, сердился. Но на глаза мне больше не показывался. 

-  А как он еще сердился? - не унимаются внучки.

-  Об этом я в другой раз расскажу. А вы, если чаю напились, бегите на улицу, - сказала бабушка, и стала звать кота Ваську, чтобы сметанки ему положить.   
            
Но сколько ни звала кота бабушка, не дозвалась. Потому что Васька в это время уже с Домовым в отпуске, на речке, был - рыбки свежепойманной дожидался.


_________
Глава 12. О ТОМ КАК ДОМОВОЙ И КОТ ВАСИЛИЙ РЫБКУ В ОТПУСКЕ ЛОВИЛИ    http://www.proza.ru/2009/06/29/306


Рецензии